НОВОСТИ

2 июня 2017

Анастасия Бизертская: жизнь после смерти

11:2920.12.2010г.

Говорят, что пока человека знают и помнят, он живет. Его жизнь продолжают мысли, которые воплощают в дела уже другие люди. Даже совсем не знакомые друг с другом и с самим автором некогда высказанных идей и провозглашенных принципов…

В ДАЛЕКОМ УЖЕ августе 1981-го в тунисском Ла Гулетте нас, курсантов, совершавших штурманский поход вокруг Европы, как было заведено, о «стране пребывания» просвещал работавший там корреспондент ТАСС. Африканская страна стала для подавляющего большинства из нас первой в жизни «заграницей». К тому же еще накануне похода заместитель начальника политотдела капитан 1 ранга Караваев призвал к бдительности, заявив: «Тунис – страна, где могут быть провокации со стороны экстремистских сионистских организаций мусульманского толка» (от этой собственной эскапады он сам засмеялся). Поэтому узнать что-нибудь об этой арабской «экзотике» на самом деле было интересно всем.

Спецкор по фамилии Куликов, своим профилем и бородкой клинышком схожий с Ф.Э. Дзержинским, рассказал о стране, ее экономике, культуре, национальных традициях и особенностях. По традиции в конце лекции последовали вопросы. Я задал два: как в Тунисе местное население относилось к армии Роммеля в период Второй мировой и что можно узнать о Русской эскадре, закончившей свои дни в Бизерте? Ответы, как и можно было предположить, были по содержанию краткими и по идеологическому наполнениию исчерпывающими.

Как оказалось, к немецким оккупантам арабы отнеслись вполне лояльно, кто-то даже считал их освободителями от колониального гнета французов. Что же касается Русской эскадры, то и тут все ясно: немногочисленные эмигранты доживают свои дни, есть церковь, которой заведует белогвардейская старушка… Примечательно: через два года с такой же лекцией, правда, уже в Бизерте, перед экипажем СКР «Разительный» выступал все тот же похожий на «железного Феликса» журналист Куликов. Я задал те же два вопроса. Ответы были аналогичны до дословности. Правда, теперь появилась возможность не только побывать у храма Александра Невского, построенного в 30-х годах прошлого века русскими моряками, но и сфотографироваться на его фоне – благо, он располагался неподалеку от причала, у которого был ошвартован наш «сторожевик».

В те времена о «Бизерсткой главе» Российского флота говорить было не принято. Впрочем, о ней мало кто слышал – лишь в конце 80-х, с началом «перестроечной гласности», появились первые публикации на эту намеренно преданную забвению тему. Вскоре она стала не только популярной, но даже модной, хотя, по большому счету, полноценного, научного исследования истории Русской эскадры, оказавшейся у своего последнего причала, нет до сих пор. К сожалению, из одного издания в другое, от одной публикации к другой зачастую кочуют одни и те же факты. Есть, конечно, и исключения: пытливые подвижники рассказывают и пускают в научный и культурный оборот найденные документы, фотографии, библиографические раритеты. Среди них – воспоминания непосредственных участников событий, которых, увы, в живых сегодня уже не осталось.



ГОД НАЗАД, 21 декабря, вечный покой обрела хранительница истории и традиций Русской эскадры  Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн. По жизни она прошла 97 миль – родившись в сентябре 1912 года, 89 лет она прожила в Тунисе, оставив нам связующую нить Истории – книгу «Бизерта. Последняя стоянка». В ноябре 1999-го она представляла ее в Москве. На этой презентации мне посчастливилось побывать. Тогда же председатель Севастопольского Морского собрания Владимир Стефановский вручил Анастасии Александровне «Бизертский крест» – общественную награду, своим видом повторяющую памятный знак, который носили моряки, вынужденные покинуть Родину в период Великой Русской смуты. Тогда же впервые я услышал о том, что пора бы А. Ширинской-Манштейн за ее подвижнические труды и общественные заслуги присвоить почетный титул – «Бизертская»…

В НЫНЕШНЕМ УХОДЯЩЕМ ГОДУ одним из знаковых юбилеев стало 90-летие Исхода, завершившего Гражданскую войну. Памяти событий тех трагических лет был посвящен паломнический Морской поход, организованный Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного. Его маршрут пролегал и через тунисскую Бизерту, на русском кладбище которой год назад обрела свой последний приют Анастасия Бизертская. У ее могилы архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил отслужил панихиду. У креста, сплетенного из пальмовых веток, был приспущен Андреевский флаг…

В эти декабрьские дни в Тунисе проходят памятные мероприятия. Их организаторы – посольство России в этой стране, общественность, флотские историки. Нынче – ровно 90 лет с момента прихода в Бизерту первых русских кораблей, в ноябре 1920-го покинувших Севастополь и крымские порты. И ровно год, как не стало Анастасии Бизертской.

Вечная память!




Сергей Горбачев
Фотограф: Фото автора и из архива
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама