НОВОСТИ

2 июня 2017

Сергей Юрченко: «Сталин, Черчилль и Рузвельт решали задачу, которой занимались руководители великих держав до них и, по всей видимости, будут заниматься после них»

23:0115.02.2010г.

«Новый Севастополь» продолжает приводить мнения участников состоявшейся в эти выходные в Ялте и Севастополе научно-исторической конференции, посвященной 65-летию встречи лидеров трех великих держав антигитлеровской коалиции 4-11 февраля 1945 года.

Один из наиболее интересных докладов на конференции представил заместитель директора Ливадийского дворца-музея по научной работе, доктор исторических наук, профессор Сергей Юрченко.

-- В сущности, Сталин, Черчилль и Рузвельт решали задачу, которой занимались руководители великих держав до них и, по всей видимости, будут заниматься после них. Они создавали основы послевоенной международной системы, -- обратился к аудитории профессор. -- Перед ними стояло не сколько задач. Первая заключалась в том, чтобы определиться, кто является уполномоченным на построение нового мира. Кто входит в привилегированный клуб, который определяет правила игры. Это были великие державы, великие империи, которые составляли ядро некоего элитного клуба. Допускали ли эти три державы вступление в этот элитный клуб других государств? Да, если это были потенциально великие державы. Сталин говорил о Китае и Франции. Черчилль говорил о Франции. Рузвельт в этом отношении тоже говорил о Китае…

Сергей Юрченко привел короткую ретроспективу ялтинской встречи.

-- О чем говорили эти три лидера, создавая эту систему. За чей счет она будет строиться? Было понятно: за счет проигравших Германии и Японии. В отношении этих государств планировались определенные ограничения, -- продолжил заместитель директора Ливадийского дворца-музея по научной работе. -- Как будут взаимодействовать между собой великие державы. И здесь система координат была прописана достаточно четко: это сочетание универсализма, который выльется в создание Организации Объединенных наций, и сфер влияния, сторонниками которых были Стали и в определенной степени Черчилль…

По словам Сергея Юрченко, на конференции речь шла и о том как будут строиться отношения между великими державами и малыми странами.

-- И Черчилль в переписке к Рузвельту накануне Ялтинской конференции отметит: «Как бы ни была важна роль малых стран, в сложившихся обстоятельствах мы должны думать о безопасности прежде всего», -- привел цитату доктор исторических наук. -- И вот эта система отношений между великими державами и малыми странами была закреплена и в структуре Организации Объединенных наций в виде Совета Безопасности с ее пятью постоянными членами и остальными членами, которые собирались на Генеральную ассамблею и могли высказывать свое мнение, в то время как Совет Безопасности принимал кардинальные решения, в первую очередь, касательно применения военной силы.

Как отметил в докладе Сергей Юрченко, речь на конференции шла и о том, как долго просуществует создаваемая система. По словам профессора, и Сталин, и Черчилль и Рузвельт, в принципе, были едины: речь шла про 50 лет, что будет дальше – неизвестно.

-- В этом отношении проявляется некая закономерность. Международные системы в условиях коммуникации и других факторов 20 века существуют одно-два поколения. В этом отношении «большая тройка» предложила миру проект глобального будущего, -- заключил Сергей Юрченко. -- Этот проект включал обеспечение мира на 50 лет, включал сочетание универсалистского начала и сфер влияния, включал отношения между великими державами и малыми странами. В конечном счете, этот проект удался, несмотря на то, что система договоренностей после окончания войны оказалась в кризисе.

В конце доклада Сергей Юрченко сделал главный вывод своего выступления.

-- Что значит для нас эта историческая ретроспектива? В беседах Сталина, Черчилля и Рузвельта, а также в итоговых решениях ялтинской конференции была заложена некая матрица, которая регулировала: какое объединение государств организует международную систему, какие государства входят в эту систему или могут входить, как строятся отношения между большими и малыми странами, как институализируются эти отношения и каков кодекс поведения великих держав, как сделать так, чтобы единство великих держав работало на сохранение мира. И в этом – главный итог работы трех великих государственных деятелей, -- подытожил заместитель директора Ливадийского дворца-музея по научной работе.

Александр Пархоменко
Фотограф: Фото Василия Батанова
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама