НОВОСТИ

2 июня 2017

«В странах, где ВВП на душу населения превышает 10 тыс. долларов, демократия бессмертна»

13:2606.07.2011г.

Чарльз Робертсон, главный экономист инвестиционной компании “Ренессанс Капитал”, уверен, что чем состоятельнее население, тем больше политических прав ему необходимо.

Политические риски можно измерить, следовательно, революции можно предвидеть. История дает нам достаточно оснований говорить, что мы располагаем данными о том, в каких странах и когда на смену автократии придет демократия. Мы также можем оценить риски возврата на какое-то время в отдельно взятой демократической стране автократической формы правления.

Стабильности нет

Мы живем в революционное время, причем не только ввиду “арабской весны”. Наблюдаются заметные перемены в настроениях инвесторов, так как перед ними появляются гораздо более сильные риски на рынках развитых стран. И наоборот, есть явные свидетельства снижения политических рисков в значительной части тропической Африки и вероятность того, что такие страны, как, например, Россия и Китай, в течение следующих нескольких лет будут уверенно продвигаться по пути создания более открытых политических систем.

Похоже, для США наступают непростые времена. В стране накаляются политические разногласия по вопросу о предельной величине государственного долга. Республиканская партия, подталкиваемая фракцией “Партии чаепития”, вступила в конфликт с администрацией демократов. Найти простое решение этого важнейшего вопроса не получается. Даже если предположить, что компромисс будет достигнут в августе, так называемые безрисковые казначейские обязательства США вряд ли можно теперь считать таковыми.

На этом фоне до 4% упала доходность облигаций Бразилии и России (по данным агентства Bloomberg). Риски по облигациям стран, рынки которых только формируются, сейчас как никогда минимальны.

В Евросоюзе, как и в США, накаляются политические разногласия. На севере ЕС повышается популярность партий, выступающих против спасения стран, терпящих бедствие на южных окраинах Европы. В свою очередь, на юге Европы и в Ирландии избиратели отвергают правительства, которые пытаются удовлетворить требования стран Северной Европы.

Например, ирландская партия “Фиана Фейл” потерпела самое жестокое поражение, которое когда-либо испытывало правящее правительство Ирландии со времени завоевания страной независимости в 20-х годах ХХ века. На выборах в местные органы власти в Испании Социалистическая партия получила наименьший процент голосов за всю свою историю, начиная с 1970-х годов. Лишилось власти правительство Португалии. В греческой партии “ПАСОК” начался раскол перед предстоящими в 2013 г. выборами.

Чудодейственных решений проблем для стран, находящихся на периферии Европы, не существует. Не исключено, что массовые протесты заставят пришедшие к власти правительства этих стран пойти на радикальные шаги. Например, такие как выход из еврозоны. Нет сомнений, что это подорвет европейские финансовые рынки.

Общей проблемой для США и еврозоны является то, что в условиях отсутствия экономического роста правительствам необычайно сложно жить по средствам.

В то же время экономический рост в странах с формирующимися рынками способствует повышению их рейтингов. Благодаря этому наблюдаются движения в сторону демократии в Нигерии, есть вероятность больших перемен в Китае и — потенциально — в России.

Деньги — это свобода

Многие политологи признают взаимосвязь между уровнем ВВП на душу населения и политическими переменами. Чем богаче население, тем больше политических прав ему необходимо. Так было на Западе в XIX в. — середине XX в. Та же тенденция наблюдается в странах с развивающимися рынками с середины XX в.

Анализ данных из почти 150 стран с населением более полумиллиона человек за период с 1950 г. по 2009 г. позволяет прогнозировать, что в такой стране, как Украина (с уровнем ВВП на душу населения в пределах $6,7 тыс.), вероятность утраты демократии составляет менее 1% в год. Примеров стран, утративших демократию при уровне ВВП на душу населения более $10 тыс., не существует.

В числе немногих государств, сравнимых с Украиной по экономическим показателям и утративших на время демократический строй, были Греция в 1967 г. (ВВП на душу населения — $9,8 тыс.), Аргентина в 1976 г. ($8,2 тыс.) и Таиланд в 2006 г. ($7,7 тыс.). Также можно вспомнить события в Венесуэле в 2009 г. (ВВП — $9,9 тыс.) и Иране в 2004 г. ($8,5 тыс.).

Демократия всегда бывает хрупкой при низких уровнях ВВП. Если ВВП на душу населения составляет $2 тыс., она уже устойчивее. А при $6 тыс. — укрепляется и, когда уровень ВВП на душу населения превышает $10 тыс., становится бессмертной,

Возможно, самое простое и наглядное объяснение этому факту дает “пирамида” потребностей, разработанная Абрахамом Маслоу. По его мнению, человеку в первую очередь необходимо удовлетворять свои основные потребности, такие как пища и секс. Если основные потребности удовлетворены, человеку и его семье потребуется безопасность — не только личности, но и собственности.

После этого появляются некие нравственные устои — чтобы люди не “перегнули палку”, удовлетворяя свои основные потребности. Затем уже возникает потребность в любви, уважении, и чтобы этого добиться, приходится самому любить и уважать. На самом верху “пирамиды” — стремление к самореализации. Если упростить, то расширения политических прав люди требуют, как правило, только после того, как насытятся, обзаведутся хозяйством и начнут подумывать о покупке автомобиля.

В книге Фрэнсиса Фукуямы “Конец истории и последний человек”, которая вышла в свет в 1992 г., был выдвинут тезис о том, что демократическая политическая система дает человеку ощущение уважения к себе со стороны государства. Поэтому, хотя автократия и является непременной отправной точкой для всех политических систем, все же после того, как доходы населения повышаются, следует переход к демократии.

Сроки, в которые страны осуществляют его, можно измерить. По моему мнению, максимальный риск для автократий наступает в тот момент, когда размер ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) составляет $6 тыс. Так произошло недавно в Тунисе, который затем разбудил “арабскую весну”.

На другой стороне земного шара, в Китае, уровень ВВП также недавно превысил отметку $6 тыс. (по данным World Penn tables for Chinese per capita GDP). Китай медленно движется по пути демократии — во всяком случае, внутри огромной 70-миллионной Коммунистической партии Китая заметны подобные настроения. Опыт остальных стран, развивающихся столь же высокими темпами, как и КНР, свидетельствует, что демократия, с большой долей вероятности, может установиться там в течение ближайшего десятилетия.

Два исключения

Практически ни в одной из изученных нами стран еще не случалось, чтобы после того как размер ВВП на душу населения превысил $15,5 тыс., ее по-прежнему называли автократией. Хотя есть исключения: город-государство Сингапур и страны — ведущие экспортеры энергоносителей из бассейна Персидского залива.

Для России экспорт энергоносителей очень важен. Поэтому возникают опасения, что автократический характер российской политической системы сохранится на долгие годы. Однако мое исследование показывает, что очень высока вероятность того, что в течение предстоящего десятилетия Россия превратится в демократическую страну.

Увеличение уровня ВВП на душу населения — залог создания и укрепления демократии. Это означает, что лучше всего политические намерения Запада будут реализованы в случае инвестиций в страны с формирующимися рынками и торговли с ними. Копирование подхода США к Китаю принесет больше успеха, чем политика американцев в отношении Кубы.

В нынешние времена рост ВВП на душу населения, который способствует демократии, происходит значительно быстрее, чем в прошлом. Великобритании потребовалось более столетия (с начала промышленной революции и до 1918 г.), чтобы женщины завоевали право голоса на выборах. Демократические изменения в странах с формирующимися рынками увенчаются успехом гораздо быстрее.

Досье БИЗНЕСа:

Чарльз Робертсон, главный экономист инвестиционной компании “Ренессанс Капитал” (г.Москва, РФ; с 1995 г.; 1,5 тыс.чел.)

Родился: в 1971 г. в г.Плимуте (Великобритания).

Образование: Лондонская школа экономики (1993 г.).

Карьера: 1993-1994 гг. — аналитик Королевского института объединенных родов войск; 1994-1995 гг. — аналитик парламента Великобритании; 1995-1998 гг. — экономист по Восточной Европе в лондонском офисе аналитического агентства Hilfe; 1998-2010 гг. — прошел путь от экономиста по региону EEMEA (Центральная Европа, Ближний Восток, Африка, Восточная Европа и Центральная Азия) до главы аналитического управления — главного экономиста по региону EEMEA в лондонском офисе банка ING (г.Амстердам, Нидерланды; с 1991 г.; 107 тыс.чел.); с октября 2010 г. — главный экономист инвесткомпании “Ренессанс Капитал”.

Увлечение: музыка.

Источник: Бизнес

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама