НОВОСТИ

2 июня 2017

Борис Гельман: «Одни исследователи причисляют Нахимова к евреям, а у меня пока нет оснований для такого утверждения»

13:2318.05.2008г.

В Севастополе вот уже 11 лет издается газета еврейской общины  «Разсветъ», которую бессменно редактирует капитан 2 ранга в отставке, военный журналист  Борис Гельман. Особенностью газеты является то, что она занимается исследовательской деятельностью, постоянно пополняет списки евреев, которые внесли свой вклад в развитие города, участвовали в обороне Севастополя. «Новый Севастополь» попросил Бориса Гельмана в этой связи ответить на ряд вопросов.

- Газета выходит регулярно благодаря поддержке и финансированию благотворительного фонда «Джойнт». Это – организация, которая стала широко известной в СССР во время так называемого «дела врачей» в 1952-1953 годах. Советские власти обвинили ее во многих смертных грехах. Между прочим, это «Джойнт» способствовал созданию сети еврейских поселений в северном Крыму, оказывал помощь в сборе средств для Красной армии в годы войны.

Цель, которую я поставил перед собой, выражается двумя словами: имя и память. Речь идет о возрождении еврейской культуры, истории, традиций. Все это проходит через человеческие судьбы, которые составляют неразрывно развивающуюся  историческую цепь. Начиная с первых лет основания Севастополя (1783 год), известны имена людей еврейского происхождения, которые в истории города сыграли заметную роль. Один из них - в начале 19-го века – Лейба Ашурович Франштейн дважды избирался городским головой всем населением. Стало быть, ему оказывали доверие. Об этом писал в журнале «Морской сборник» севастопольский врач Н. Заклевский в 1861 году.

Недавно я опубликовал материал, посвященный Абе Ковнеру, который родился в 1918 году в Севастополе, прожил здесь восемь лет. Семья выехала в Литву. Аба затем сыграл выдающуюся роль в организации подполья в Вильнюсском гетто, стал командиром партизанского отряда.
 
Можно вспомнить врача Якова Звенигородского, организатора педиатрии в Севастополе. С 1922-го по 1941-й год он возглавлял различные детские лечебные учреждения и фактически создал эту службу. Он погиб 12 июля 1942 года во время массового расстрела еврейского населения в Севастополе. Восстанавливая такие имена, можно проследить участие евреев в различных отраслях жизни Севастополя – в истории, культуре, науке, медицине.

- Как газета ведет поиск имен участников ветеранов Великой Отечественной – защитников Севастополя?

- Недавно удалось представить новое имя. Это Исай Стратиевский. В настоящее время он живет в Израиле, прошел всю войну младшим офицером. Он прислал письмо в «Разсветъ», в нем рассказывает о своем боевом пути, морском десанте в Керчь, форсировании Днепра и Одера.

Три года назад в Севастополе вышла моя книга «На огненных рубежах и фарватерах», посвященная ветеранам, составляющим еврейскую общину. В ней названо свыше 500 фамилий, опубликовано 200 фотографий.

С первого дня обороны Севастополя Адольф Ратнер командовал тральщиком, затем дивизионом тральщиков. Он написал, кстати, очень интересные воспоминания (неизданные нигде) «Что я помню о войне». Его книга хранится в Музее героической обороны и освобождения Севастополя. В личном деле капитана 1 ранга Ратнера посдчитано, что 294 дня он находился на боевом тралении,  104 дня в госпиталях после ранения. Он был награжден орденом Ушакова второй степени и орденом Нахимова второй степени. Единичный случай, когда офицер удостаивался таких орденов, потому что это – адмиральские награды. И еще у Ратнера четыре ордена Красного Знамени.

Есть и другие звучные фамилии. Например, начальник артиллерии 25-й Чапаевской дивизии Фрол Гросман. Он до последнего дня сражался в Севастополе. Был ранен в обе ноги, расстрелян немцами 3 июля 1942 года в районе 35-й батареи. Причем, последние несколько дней именно он командовал дивизией.

Знаменитый главный военный хирург Приморской армии, военврач первого ранга, доктор медицинских наук Валентин Кофман – одессит (кстати, недавно на доме, где он жил в Одессе, была установлена мемориальная доска). Он совершил, на мой взгляд, поступок высокой нравственности. Имел пропуск на самолет, но отдал его медицинской сестре, у которой был полугодовалый ребенок, мальчик, родившийся на 35 батарее. Кофман остался с раненными, и был расстрелян немцами перед строем военнопленных.

Капитан 1 ранга Иосиф Чверткин служил в разведотделе ЧФ, командовал монитором «Железняков» и эскадренным миноносцем «Свободный», который немцы разбомбили у причала на Корабельной стороне  Севастополя. Причем, в ряде книг упоминается лишь командир корабля Шевченко, который сдавал дела Чверткину. Капитан 1 ранга Чверткин не дожил полгода до своего столетия. Солидный том его воспоминаний хранится в Морской библиотеке.

- Наверное, есть познавательные материалы и более ранних периодах истории Севастополя?

- Да, конечно. Причем, это касается не только времен войны. В этом году я выступал на международной конференции в Москве с докладом о раввине «при евреях Черноморского флота». В течение 10 лет с 1847 по 1857 год им был раввин Моше Разумный. В первую оборону он хоронил евреев (погибло их свыше 500) на северном участке Братского кладбища. В 1857 году Разумный уехал в Николаев, и там его следы потерялись. Я побывал в Николаеве, в архиве нашел переписку раввина и, таким образом, стало известно его имя.

- Каков алгоритм вашего поиска?

- Прежде, чем обращаться к архивам, я изучаю литературу. Считаю одним из самых объективных журнал «Морской сборник», в котором я не заметил какого-то пренебрежительного отношения к «инородцам». Из «Морского сборника» я извлек более 40 фамилий евреев – участников Крымской кампании. В журнале публиковались списки раненых. Напротив фамилии было написано «призван на службу в… году, из иудеев». Фамилию брал на заметку. Я изучил массу мемуаров в Морской библиотеке. Находил фамилию, выписывал, проверял, пока не находил документальных свидетельств иудейского происхождения.

Взять, например, Павла Степановича Нахимова. Некоторые исследователи считают, что его дед был крещеным евреем, на том основании, что Нухим и Нахим – еврейские имена. Фамилия Нахимов была достаточно редкой. Мне приходилось на конференциях спорить с защитниками этой версии, потому что документальных свидетельств иудейского происхождения Нахимова не нашел. И написал статью «Кому нужны такие лавры?».   

- В каких архивах вы побывали?

- В Севастополе я должен высказать признательность директору архива Валерию Крестьянникову и Наталье Терещук. Они с пониманием относятся к каждому исследователю, стремятся помочь в нахождении истины.

В Симферополе есть такая библиотека «Таврика». В ней много дореволюционных изданий. Одно время я еженедельно приезжал туда и читал газету «Крымский вестник». Например, в 1900 году в этой газете было опубликовано приглашение участникам обороны города для получения денежного вознаграждения, подписанное контр-адмиралом Феодосьевым - градоначальником Севастополя, 81 фамилия. Из них - 10  явно еврейского происхождения. Это подлинные участники Крымской войны. Немало фамилий нашел в российском госархиве ВМФ в Санкт-Петербурге.    

Николаевский областной архив возглавляет Лариса Левченко. Она в свое время написала книгу «История Севастопольско-Николаевского военного губернаторства». Часть книги посвящена Севастополю, а в конце книги – перечень должностных лиц с 1801 по 1900 год с краткими биографиями. Там я  тоже многое почерпнул. Скажу банальность: кто ищет, то всегда найдет.

- Спасибо за интервью!

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама