НОВОСТИ

2 июня 2017

Александр Ластенко: «Жить в Балаклаве - уже удача. Но жизнь здесь можно сделать краше»

11:5809.11.2010г.

47-летний уроженец Мариуполя, или, по-старому, города Жданова, знает, каким образом это можно осуществить.  Нет, Александр Ластенко, конечно, не кудесник. И не какой-нибудь богатенький и добрый дядя, вдруг решивший озолотить аборигенов. Он — генератор идей, реализация которых сможет сделать жизнь в Балаклаве качественно иной. Еще пишет книги, статьи…

Кто-то скажет: «А он не наш, не местный, а стало быть, способен ли понять, прочувствовать Балаклаву?». Да, Ластенко постоянно живет здесь только два с половиной года. И поэтому, смею утверждать, у него «незамыленный» взгляд и знает он этот древний нен хуже иного коренного балаклавца.

О Балаклаве вчерашней, сегодняшней и завтрашней готов говорить часами. Но главное, не только говорить, но и делать. И уже делает. Во имя региона, в котором «заякорился». Есть желание делать больше.

-  Александр Викторович, вы родом с Юго-Востока Украины, и  практически всю свою, как говорят, сознательную жизнь там прожили, в крупных промышленных центрах. Последние же годы обитаете в Балаклаве…

- А перед этим 5 лет провел в Киеве. И вот сделан выбор в пользу Балаклавы. Почему? Объяснение простое: в  1998-м,  впервые увидев этот удивительный по ландшафту, духу, истории, климатическим условиям городок, влюбился в него, что называется, с первого взгляда. Может быть потому, что к тому времени я уже поездил по миру, и мог сравнить. Кстати, когда осенью того же 1998-го приехал в Балаклаву - после посещения княжества Монако - она была еще совсем не «причесана», не демилитаризирована, в центре бухты стоял сухой док… Никаких тебе  стоящих, как сейчас, дорогих яхт…  Но при всем при этом огромный рекреационный потенциал региона был виден уже тогда. Я еще как бы в шутку сказал супруге: Балаклава, мол, в два раза круче Монако. «Как это — круче Монако?», удивилась она? «И почему именно в два раза?». У Монако один берег, а здесь — два, был ответ. Причем, объяснял я, это не просто два берега, а два берега уникальной, потрясающе красивой, защищенной от всех ветров бухты.

И вот так случилось, что практически 10 лет шел к мечте: два с половиной года назад, таки, поселился в этом городе.                                    

«Рекультивация под рекреацию»

- И не секрет, что сегодняшнее и завтрашнее Балаклавы во многом зависит о деятельности БРУ – бюджетообразующего предприятии района. Каким Вам представляется будущее БРУ? 

- В 2006-м году произошла моя первая встреча с руководством БРУ. У них на тот момент относительно карьеров тоже имелось немало планов. И что примечательно, в будущем они представлялись  именно рекреационными объектами. В общем, мнение совпало, и подтолкнуло к дальнейшему изучению вопроса. Родилось понимание, что Балаклавское рудоуправление надо развивать не с точки зрения т.н. «горного» использования, а исходя из огромного рекреационного потенциала местности. Появился термин «рекультивация под рекреацию». То есть, вырабатывать карьеры не с точки зрения максимального извлечения полезного ископаемого на отведенной территории, с отвесными стенами, а, наоборот, таким образом, чтобы на их бермах-уступах можно было осуществлять строительство — отелей, вилл, особняков, таунхаусов и так далее, прокладывать инженерные сети, разбивать парки и скверы, строить культурные и спортивные учреждения, необходимые балаклавцам и гостям города. Тем более, что в Кадыковском карьере волей судьбы нам еще и дана пресная вода, вода изумительного качества. 

В общем, тогда стало очевидно, что здесь можно развивать рекреационную зону санаторного типа.

Люди с другим достатком

- И что, доходы от рекреации в районный бюджет со временем не станут меньше, чем от «классического» рудоуправления?

- Конечно не станут! «Серьёзные» отельеры не дробят бизнес на сотни «ЧП-шников», не стремятся уходить от налогов. Им проще и привычнее, просто престижно честно платить налоги и не рисковать своей репутацией. Это касается всех крупных операторов. Не только отельеров, но и рестораторов, операторов игорного и развлекательного бизнеса…

Кроме того, увеличится количество рабочих мест - увеличится и коммунальный сбор в местный бюджет. И не стоит забывать о таком важном источнике средств для местного бюджета – как курортный сбор, в проекте налогового кодекса он назван «туристическим».

В целом можно отметить одну тенденцию – приход крупных игроков с высокой репутацией и стандартами качества всегда способствует «прозрачности» ведения бизнеса, собираемости налогов и «подтягиванию» мелкого и среднего бизнеса к их высокому уровню, а также, что немаловажно – «подтягиванию» и остальной инфраструктуры – дорог, инженерных сетей… Скажем, я сейчас, как житель Балаклавы, в розетке нахожу только 188 (!?) вольт, а никак не 220. А в водопроводной сети – совсем наоборот: давление 14 бар, а не 4...

- Как вы понимаете философию, ментальность Балаклавы и ее жителей? На ваш взгляд, все вот эти планы совпадают ли, скажем так, с менталитетом балаклавцев, с тем, каким они сами видят свой древний городок?

- Живя в этом городе, общаясь с балаклавцами, и вообще наблюдая за городом последние 10-12 лет, я вижу, что люди достаточно активно перестраиваются. Была «военная» эпоха Балаклавы. Сегодня она де-факто стала курортной, открылась масса заведений «курортного назначения»: ресторанчики и мини-отели, организованы прокат яликов и обслуживание пляжей, появились турагенства и музыканты на вечерней набережной… Так что, думаю, с менталитетом особых проблем не возникает. Более того, я считаю, местные жители сами желают появления здесь курорта национального масштаба. Что, например,  сразу повлечет за собой изменение статуса приезжающих. То есть, сюда уже будут ездить люди с другим достатком, и будут оставлять в Балаклаве уже совсем иные деньги.

Надо на законодательном уровне признать, что Балаклава - это курорт.



Очистные - локальные, пресная вода для полива - дешевая
 
- Что еще необходимо в первоочередном порядке осуществить в Балаклаве? Ведь существует, как известно, ряд проблем - давнишних, застарелых, как, например, канализование…

- Да, канализование - это главная проблема, без решения которой просто не о чем и говорить.  И наше вместе с моим соавтором Владимиром Алексеевичем Галичим предложение (которое мы успели надлежащим образом зарегистрировать) заключается в том, что нам удастся решить проблему канализования и Балаклавы, и Балаклавского района, его южной части.

На сегодня, как известно, существуют, или «борются» две идеи. Одна из них состоит в переброске стоков  на южные КОС, в район Камышовой бухты. Этой идее уже 16 лет, она была включена во все планы перспективного развития Севастополя. Но воз, как видим, и ныне там. Наверное, потому, что данный проект упирается, прежде всего, в огромные деньги.

- К тому же, наверное, под такой проект сложно найти инвестора?

- А инвестора в данном случае и  не найдешь, финансирование возможно только за счет города. Денег же надо - ни много ни мало - миллиард. А как известно, бюджет города - 1,3 миллиарда. Даже если государство и поможет, то не настолько, чтобы «закрыть» вопрос.

- В чем же заключается ваше предложение?

- В том,  что можно модернизировать уже существующие очистные, КОС №3, что на Сахарной головке. И поскольку там их расширить уже просто нет физической возможности - жилые дома там стоят на границе санитарной зоны - предлагаю перенести очистные на Федюхинские высоты, с сохранением существующего места сброса. В любом случае, мы, конечно, обязуемся дочистить сточные воды до такой степени, чтобы отправить их обратно в Балаклаву. И в этом, кстати, наша «фишка». Мы считаем, в Крыму таким ценным ресурсом, как пресная вода,  разбрасываться нельзя.

Хочу подчеркнуть: когда мы говорим о Балаклаве, то подразумеваются локальные очистные сооружения, которые будут работать исключительно на Балаклаву и южную часть района. То есть «захватим» и все села в районе Балаклавы.

- Вы сказали, запатентовали идею. В какой стадии реализации она сейчас, поддерживают ли вас в «Севгорводоканале», в горадминистрации?

- Думаю, городской властью нам в этом отношении по пути, она не столь категорична, как прежняя. Два года назад горсовет принял решение о выделении  58 гектаров в южной части Западного берега Балаклавской бухты компании, обязавшейся проинвестировать 160 млн.грн. в строительство именно локальных очистных сооружений для Балаклавы. То есть, фактически получается, что городские власти сегодня де-юре тоже выступают за строительство локальных очистных.

Калича станет пешеходной, Новикова - без туравтобусов

- Какие еще проблемы в жизни Балаклавы вы считаете первоочередными, и есть ли у вас «рецепт» их решения?

- Следующая серьезная, требующая немедленного решения проблема, это транспортное обеспечение. Моя идея заключается в том, что все туристические автобусы не должны ездить по улице Новикова, их следует отправлять исключительно по улице Крестовского. В районе же перед перекрестком Новикова и Крестовского (если ехать в центр по Крестовского) планируется выход из тоннеля, который будет «пробиваться» для решения вопросов канализования. Над этой КНС можно разместить паркинг для туристических автобусов. Чтобы они никоим образом не заезжали, как сегодня, на площадь имени 1-го Мая или не выстраивались цепочкой по ул. Крестовского. А затем уже, над площадкой для автобусов, построить многоуровневый паркинг для легковых автомобилей.

Но это та проблема, которая решится через год, два или три, когда наконец-то будет принято решение, когда закончится строительство внутрибалаклавского  канализационного коллектора.  А как сегодня решить проблему транспорта, скапливающего на площади 1-го Мая? Мое предложение достаточно простое: видоизменить схему движения. То есть, те дороги, которые сегодня открыты как односторонние из Старой Балаклавы, надо сделать вглубь Старой Балаклавы. Через клумбу перед площадью, которая организовывает круговое движение. Другими словами, мы можем, объехав клумбу, повернуть направо, и выехать на улицу Кирова. А обратно «маршрутки» и другой транспорт, возвращаясь по улице Рубцова, «захватывают» только ту часть площади 1-го Мая, которая непосредственно примыкает к бывшему универмагу. Дальше ставится ограждение, и вся площадь 1-го Мая, и часть улицы Калича становятся пешеходной зоной. И вы не представляете, как сразу преобразится улица Калича! Она превратится практически в самую шикарную улицу Балаклавы, своеобразный «Арбат»!
А ныне паркующийся на площади транспорт найдет себе место на парковке перед налоговой. При этом служебные авто сотрудников налоговой, прокуратуры, юстиции смогут разместиться на парковке за зданием, сделав ее служебной, а парковку перед зданием отдав громаде.


       
Что с духом старой Балаклавы, купринскими улочками?»

- Балаклаву любят не только за ландшафт, море, уникальную бухту, древнюю историю, но и за ее «купринские» улочки, за ее неповторимую архитектуру, к счастью, частично еще сохранившуюся.  Какие у вас здесь воззрения, за что ратуете?

- А вот это как раз четвертая проблема, после «рекультивации под рекреацию», канализования Балаклавы и решения ее транспортных проблем, решение которой я ставлю перед собой. Это воссоздание, возврат к тому уникальному балаклавскому архитектурному стилю, который был здесь 100 лет тому назад, когда тут строили свои имения самые знаменитые аристократы российской империи, промышленники и так далее.

Сегодня «КрымНИОпроектом» разрабатывается план детальной планировки Балаклавы. И я буду ратовать за то, чтобы внести  на законодательном уровне положение о едином архитектурном стиле. Чтобы не появлялись здания-уродцы, как, например, современный отель на Западном берегу бухты. Кстати, само по себе это здание, может, и не такое уж плохое, там достаточно интересная архитектура. Но его суперсовременная отделка просто не «вписывается» в архитектурный ансамбль, для Балаклавы этот стиль  абсолютно не родной. Тем более, что здание закрыло собой самую уникальную постройку Балаклавы и всего Севастополя — дачу Завадского «Фата-Моргана», где в советское время и позже размещался штаб моряков-подводников. Это здание — уникальная смесь готики и мавританского стиля. В таком стиле сейчас никто из архитекторов не творит. И оно практически утеряно. Поэтому и необходимо сохранить дух старой Балаклавы, с его купринскими улочками.

К счастью, Балаклаву еще не успели сильно испортить. Еще не поздно наверстать этот дух аристократизма, хотя бы в архитектурной составляющей. А тот же налет аристократизма «подтянет» к Балаклаве людей далеко не бедных. И жилье балаклавцы будут сдавать уже немножко по другим ценам, и иные уже деньги будут зарабатывать, извините, «на отдыхающих»…

Дорогу подскажет храм-маяк

- А есть ли у вас так называемые «гуманитарные проекты?». Вы ведь, не будем забывать, «и физик, и лирик»: и большой бизнес, и труд публициста…

- Я начал писать книгу о Балаклаве, Севастополе. Книг о нашем городе написано немало, в том числе и местных замечательных авторов. Но я хочу, чтобы балаклавцы и гости города взглянули на историю Балаклавы, Севастополя, Крыма и Северного Причерноморья с точки зрения роли этих регионов, населявших и населяющих их народов и личностей в мировой истории. Я стараюсь написать книгу об истории Балаклавы, Севастополя,  Крыма и Украины в контексте мировых цивилизаций, показать, насколько глубоко  мы «вплетены» в мировую историю. Чтобы читатель проникся гордостью за своих великих предков, осознал, какая у нас сумасшедшая древняя и красивая история.

- А в культурном, может быть, духовном плане…

- Есть у меня идея построить новый храм в Балаклаве. И хочется, чтобы он был не только для балаклавцев, но и для всего Севастополя. Для его строительства есть уникальное место скала Мытилино, площадка прямо над морем, обрыв на высоте 160 метров. Кстати, это на территории, выделенной компании, обязующейся построить локальные очистные. По данному вопросу я уже встречался с её руководителем.  Продолжаю активно работать над продвижением идеи. Сделал визуализацию проекта. Добавлю, храм планируется сделать  необычный — храм-маяк. Мне кажется очень глубоким символ «храм-маяк». Маяк, указывающий дорогу домой, и маяк, указывающий дорогу к Храму… 

Православные иерархи активно поддержали эту мою идею. Привлекаю на свою сторону известных людей. В частности, известного путешественника Федора Конюхова. Есть договоренность о нашей  с ним встрече. Он готов помочь найти инвесторов.

Интервью вел Олег Леонтиевский
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама