НОВОСТИ

2 июня 2017

Алексей Щербина: «Доходов «Севтеплоэнерго» по тарифам 2006 года не хватило бы даже на оплату природного газа, не говоря уже об остальных составляющих себестоимости»

16:2012.03.2010г.

В Севастополе «тарифная дискуссия» не прекращается. Но пока кто-то спорит, коммунальные предприятия, призванные подавать воду, тепло газ, оказывать коммунальные услуги, продолжают работать. А как им, собственно, работается? Одно из самых крупных предприятий,  выставляющее самые крупные суммы в наших платежках, это КП «Севтеплоэнерго» СГС.

Разговор корреспондента «Нового Севастополя» с заместителем директора по экономике и маркетингу Алексеем Николаевичем Щербиной начался с вопроса о том, как предприятие «проходит» отопительный период:

—...Я бы так сказал: неожиданно нормально... Без потрясений. Единственное, чего не хватает предприятию, так это средств на оплату энергоносителей, и как следствие этого - нам лимиты на газ значительно урезаны.  На сегодняшний день у нас оплата за природный газ составляет 52%. Поэтому, естественно, что на сумму оплаты мы имеем соответствующие лимиты. Это текущие долги.

Если говорить вообще о долгах, то в прошлом году мы списали 54 млн. грн. долгов за природный газ, и, в принципе, в отопительный сезон «Севтеплоэнерго» вошло нормально. Тут все принимали участие: и горадминистрация, и минфин, и предприятие, и казначейство.

Долги резко начали накапливаться в декабре, январе, феврале, марте. И, в частности, на 11 марта, у нас 43 млн. грн. долга за газ. Я думаю, что на 1 апреля будет миллионов 60, то есть предприятие закончит отопительный сезон с таким колоссальным долгом. И как он будет погашаться дальше, никто не знает.

Новый, экономически обоснованный тариф, как известно, введен в сентябре  приказом начальника Гражданской обороны. Но уже прошло время, возросла стоимость материалов, поднялась стоимость мазута, электроэнергии, - составляющих компонентов статьи затрат себестоимости. И, естественно, тариф стал уже экономически невыгодным.
 
Немаловажным фактором, если говорить о том, как предприятие проходит отопительный сезон, является состояние жилищного фонда, и отношение к нему потребителя. Ни для кого не секрет, что жители без разрешения  коммуникации переделывают, меняют диаметры трубопроводов... Все это приводит к нарушению всевозможных гидравлических характеристик по теплоснабжению. Это также влияет на самую главную составляющую получения качественных услуг.

Имеет значение и то, как устраняются аварии на внутридомовых сетях (ВДС—„НС”), которые горсовет нам в 2006 году своим решением решил передать, а в 2007-м таки передал. Мы бы их приняли на баланс, но с одним небольшим условием: никто не определил источника финансирования данных расходов. И предприятие, к сожалению, вынуждено было отвлекать от своей основной деятельности ресурсы на финансирование данных расходов. На ремонт и содержание ВДС мы выделили около 1,6 млн. грн.

—Если бы осенью 2009-го тарифы не подняли, что было бы сегодня?

— Если бы тарифы не были подняты, предприятию для прохождения отопительного сезона на 2010-й год - по старым, принятым горсоветом в 2006-м году тарифам - необходимо было 210 млн. гривен бы дотаций. Это без кредитов и без ВДС. Поэтому, когда нам говорят, что надо снижать себестоимость, при убыточных-то тарифах (!?), ну, эти люди от экономики, видимо, очень и очень далеки.

Поэтому введенные приказом начальника ГО с 1 ноября новые тарифы (даже при уровне оплаты 60% от выставленных счетов) помогли, по крайней мере, оплатить определенную сумму средств за природный газ, не иметь текущих долгов за электроэнергию,  оплачивать водопотребление, погасить трехмесячные долги по зарплате.

—Но, видимо, вам помогли и полученные кредиты под залог имущества…

—По кредитам я сказал бы так. Когда нас обвиняют в неэффективности финансового менеджмента, я советую обратиться к основоположнику финансового менеджмента Питеру Друкеру, великому американскому экономисту. Он так говорил: что такое финансовый менеджмент? Это ни что иное, как искусство правильно делать правильные вещи. То есть, должна быть целесообразность исполнения данного вида услуги. Это первая составляющая. Да, она делается плохо: неважное оборудование, технологическая отсталость… А второе - целесообразность ситуацию изменить. У нас есть программа реконструкции теплоснабжения, и она должна быть выполнена.

По кредиту мое мнение такое. Если бы предприятие из бюджета города финансировалось в необходимых объемах, даже вопрос о кредите не стоял бы.

—Какие ожидания у вас в связи с созданием горсоветом рабочих групп по проверке экономической деятельности коммунальных предприятий?

—Знаете, да ради Бога! Я уже говорил некоторым депутатам: дайте мне выходные публичные формы статистической финансовой отчетности, и я вам за полчаса все расскажу о финансовой деятельности предприятия. И как профессиональный аудитор, я скажу вам, стоит этим предприятием заниматься, или нет. Что такое провести аудиторскую проверку нашего предприятия? Если провести проверку по публичным документам, по которым отчитываются, то тут вопросов вообще не возникает, все нормально. Если провести углубленную проверку производственных, именно активных фондов предприятия, которые участвуют в производстве тепловой энергии, я могу сказать: какая может быть аудиторская проверка, если коэффициент годности активных фондов предприятия - машины и механизмы, котловое оборудование, теплотрассы - 26-28%? Любой хозяин, любой экономист скажет: когда коэффициент годности составляет 70%, надо быть в колокол и срочно принимать меры по их замене и модернизации. А если коэффициент 26-28%, то надо просто закрыть предприятие и уходить. Потому что с точки зрения технологической, и, наверное, техногенной, просто опасно эксплуатировать такие фонды.

—Но ведь примерно в похожем состоянии находятся и фонды аналогичных вашему предприятию в других городах Украины. Вам что-то известно, как они решают свои проблемы, каков там менеджмент?

—Я могу рассуждать только с точки зрения экономики, а не техники. Я в телефонном режиме общаюсь со своими коллегами, и знаю, что во многих городах уже отказались от централизованной поставки горячей воды. Она уже потеряла свою актуальность, потому что очень многие люди уже позаботились об альтернативном варианте. Естественно, она осталась и должна оставаться в социальной сфере - больницах, детских садах, школах.

И нам нужно идти этим путем.

Четыре последних года нас просто лихорадит. Возьмем 2009 бюджетный год. Мы заказывали для потребления необходимых городу на сезон 166 млн. кубометров, а «взяли» при этом всего 88 млн. кубических метров (!?). О каком вообще качестве услуг, о какой подаче горячей воды в такой ситуации может идти речь? Предприятие было вынуждено уйти в простой, люди работали по сокращенной рабочей неделе, получали  урезанную зарплату.

Со временем аналогичная ситуация может сложиться и с отоплением. И такая же абсолютно ситуация в других городах Украины. Люди ставят альтернативные источники тепла. Многие получили деньги для модернизации по Киотским протоколам. Кстати, мы в этом направлении сейчас тоже усиленно работаем, у нас есть программа, подписанная и утвержденная министром ЖКХ. И думаю, в этом году нам тоже удастся что-то получить.

—А как выглядят севастопольские тарифы в сравнении с тарифами в других крупных городах?

—На сегодняшний день тарифы, введенные начальником Гражданской обороны, находятся на 15-16 месте в Украине. Как известно, в 2006 году, наше предприятие подало предложения по тарифам в горсовет (горсовет их принял 4 июля 2006 года). На тот момент действовал круглогодичный тариф, если помните, 45 копеек. Тариф приняли двойным умножением, сделали 90 копеек. Не спрашивая, сколько в действительности надо. А надо было сделать на тот момент, к примеру, 1,12 грн.  То есть, их уже в то время надо было сделать соответствующими  экономически обоснованным расходам! И вот с тех пор, с 2006 года, тарифы не поднимали. А между тем, цена на газ увеличилась почти в 2,8 раза. А газ у нас, напомню, 50% себестоимости. Если сравнивать с 2006-м годом - в 4 раза, а если сравнивать с  утвержденными в 2009 году начальником ГО - примерно на 18%.

—Как в таких условиях «Севтеплоэнерго» смотрит в будущее?

—На предприятии уже есть приказ о переводе работников (с 1 мая) на сокращенную рабочую неделю, то есть, люди будут работать четыре дня вместо  пяти. Маловероятно, что это что-то изменит, но приказ такой уже есть. Я смотрю в будущее предприятия без больших надежд. Потому что на 1 апреля долги за энергоносители,  только  за газ, как я уже говорил, будут под 60 млн. грн. Самое страшное, если произойдет откат по зарплате на несколько месяцев. Это создаст социальную напряженность, потерю квалифицированных рабочих кадров, срыв подготовки к отопительному сезону.

Но нельзя уходить от проблемы. У основателя теории тарифов в России Сергея Юрьевича Витте есть такой труд: «Государство и тарифы». Он четко пишет: если мы соотносим тарифы с нашим населением, которое считается неплатежеспособным, то есть вторая составляющая тарифов: государство.

Я согласен: отмените вообще тарифы, и возьмите все расходы на себя! Либо  сделайте 50 на 50 или 60 на 40. Но если государство не желает участвовать в тарифной образующей, извините меня, тогда тот, кто берет услугу, оплачивает ее полностью. Но обязательно должна быть составляющая стоимости, то есть, инвестиционная составляющая, рентабельность, которая помогла бы предприятию проводить реновацию своих активных фондов. Чтобы предприятие не было в таком ужасном состоянии, в каком оно сейчас находится.

—Много разговоров было о программе реконструкции…

—Да, есть программа реконструкции, утвержденная горсоветом, расписанная пообъектно и по годам, чего раньше не было. Но чего стоит программа, если не определен источник финансирования?! Вот если бы сказали: ребята, в 2010 году мы делаем по данной программе то-то и то-то, даем 60 млн. грн., и это приведет к определенному снижению составляющей себестоимости… Тогда был бы смысл. Но если мы при этом видим, что ничего не делается, а цена на энергоносители имеет тенденцию роста, то о каком снижении себестоимости можно говорить?!

Себестоимость можно снизить при одном условии: снижая объемы потребления. А значит, надо ставить новое оборудование, с более высоким КПД, с реальной экономией газа.

Нам надо отказываться от «монстров»-котельных, и переходить на квартальные, мини-котельные, которые дадут экономию, прежде всего, энергоресурсов.

—Но руки-то предприятие не опускает?

—Нет. Предприятие не может опустить руки. Мы, даже работая в 2009 году по сокращенной рабочей неделе, все-таки подготовились к отопительному сезону. Вы видите, что он прошел без катаклизмов. Мы смогли и отремонтировать оборудование, и поддерживаем его в рабочем состоянии. Но все это, сами понимаете, имеет предел. Сколько ж можно так бороться?

Еще раз подчеркну: надо «омолаживать организм». Есть ведь новые, великолепные технологии, и у нас уже есть новая котельная, где, действительно, все современное. Тогда к нам придет работать другой человек, придет молодое поколение.

Интервьюировал Антон Кривошеин, «Новый Севастополь»
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама