НОВОСТИ

2 июня 2017

Андрей Клименко: «В результате кризиса произойдет возврат к реальной экономике»

16:1629.10.2008г.

Как сообщал «Новый Севастополь», в Севастопольской городской государственной администрации под руководством ее председателя Сергея Куницына состоялось первое заседание рабочей группы по созданию в городе специальной свободной экономической зоны (СЭЗ). В  нем приняли участие не только руководители некоторых структурных подразделений исполнительного органа власти, но и известные севастопольские и крымские экономисты, а также экс зампредседателя горгосадминистрации, а ныне депутат, председатель одной из постоянных комиссий горсовета Владимир Арабаджи.

Казалось бы, за окном, совсем недалеко от здания горадминистрации, бушуют страсти вокруг памятника Екатерине, а тут—СЭЗ… Комментарий участника совещания, одного из авторов-разработчиков функционировавшей во второй половине 90-х экспериментальной зоны «Сиваш», заслуженного экономиста АРК Андрея Клименко:

—Если проанализировать существующие на сегодня факторы, то осуществить СЭЗ нельзя. Ни именно поэтому идея будет реализована. Точно также 12 лет назад казалось, нельзя сделать зону «Сиваш». И именно потому, что сделать ее было нельзя, невозможно и так далее, зона была, в конце концов, учреждена.
 
Что надо делать и чего не делать? Во-первых, не суетиться. Ведь если говорить с точки зрения, скажем так, интеллектуальной освоенности территории, тот надо взять во внимание сделанное в Севастополе за последние лет 15, а в Севастополе работа по созданию различных вариаций СЭЗ велась с 1992 года. А также то, что есть программа привлечения инвестиций. А если учесть и профиль города, то можно подытожить, что есть некая наработанная интеллектуальная база, которая существенно облегчает задачу. Но в то же время, я думаю, в самом начале этой работы важно понимать, чего нам нельзя. Нельзя оказаться смешными. А это в современной ситуации оказаться смешными очень просто.

Сегодня существует очень плохой прогноз и глобальный, и украинский, и крымский, и так далее. И нам надо в условиях очень серьезного кризиса найти те механизмы, которые позволят этой территории выйти на кривую роста как можно раньше.

Членам рабочей группы потребуется четкое понимание того, что государственная статистика, и вообще та статистика, которая ведется в органах государственной власти и управления, отражает действительность процентов на 50-60. Это означает, что мы с вами об остальной части экономических процессов, происходящих на территории, можем только догадываться. Я думаю, что в экономическом анализе, который, безусловно, потребуется, наверное, главное для нас с вами ответить на вопрос, который я всегда задаю сам себе: откуда вообще деньги на этой территории? За счет чего здесь живут люди? Где генерируются источники их доходов? И надо попытаться понять, как эта ситуация изменится при тех или иных параметрах специального экономико-правового режима, который мы попытаемся спроектировать.

Второй важный момент. Если сравнивать эффективность экономической зоны «Сиваш» с эффективностью территорий приоритетного развития (ТПР) и в Крыму, и в Украине в целом, то я скажу, что было два наиболее эффективных в истории украинских экономических образований, два проекта: сивашский и донецкий. Донецкий проект был эффективен потому, что там была очень жесткая, авторитарная система власти на территории. «Сиваш» был эффективен потому, что там, в отличие от всех ТПР, где бы то ни было в Украине, был создан специальный орган управления, практически по мировым аналогам,—специальная компания по управлению, занимавшаяся поддержкой бизнеса на этой территории. А там, где управления ТПР были отданы в руки местных советов и местных исполнительных органов… То есть, эффективность этих экономических образований могла быть гораздо выше, если бы была найдена схема управления.

Третье. Нам нужно очень многое угадать. Мир сдвинулся с места, и уже давно. После 11 сентября (очевидно, имеется ввиду 11 сентября 2001 года, когда в результате теракта в США были разрушены «башни-близнецы» и погибло несколько тысяч человек—«НС»). То есть, сейчас будет происходить глобальная, коренная, революционная ломка,  реформа организаций международной жизни, и в том числе мировой экономической жизни, ломка системы мироустройства, как политического, так и экономического. Чем она закончится, сейчас никто не скажет. Есть варианты, что появятся и новые валюты, и что сегодня есть МВФ, а завтра не будет, вместо одного их будет несколько, и так далее.

Что можно понять сейчас? Что природа этих процессов состоит в том, что это возврат к реальной экономике. Лопнул огромный пузырь, который был до 80% финансовым, фондовым. Лопнули те центры, которые сконцентрировались на финансовых услугах, как та же Исландия—государство - сплошной оффшор. Я думаю, что вот этот процесс возврата к реальной экономике будет достаточно болезненным. Но поскольку этот процесс идет на фоне еще краха в мировом масштабе энергоносителей, то эти два процесса наложаться. Потому что реальная экономика не может жить в такой ситуации с энергоносителями. То есть, тоже будут происходить какие-то очень мощные подвижки.

К чему я все это говорю? Казалось бы: порт Севастополь—в центре Черного моря. А Бог его знает, каково оно будет с учетом происходящих глобальных процессов, какие процессы вообще будут происходить с морским транспортом? Может быть, цены на энергоносители через несколько лет достигнут таких размеров, что перевозки морским транспортом станут не рентабельными? То есть ситуация глобального кризиса ставит перед нами задачу угадать очень многие вещи, к которым „мыслители современности” еще только подбираются. А мы с вами по сути дела должны будем сказать главное: какие бизнесы мы хотим стимулировать на этой территории.  Или—мы не хотим стимулировать ничего, а хотим просто определить площадки, подвести, условно говоря, трубы, коммуникации и так далее, и сказать: идите вот сюда и делайте задуманное. И это очень серьезная научная и прикладная проблема, с которой нам придется столкнуться.

У нас есть, с одной стороны, опыт, а с другой—ситуация полной неопределенности. И в этой ситуации повторять наш опыт с точностью до 100% нельзя. Нам все равно придется выдумывать что-то новое, начиная, может быть, от названия.

Считаю, у нас должны работать две группы: научная и практическая. И нет смысла их смешивать.

Сегодня свободные экономические зоны успешно работают или там, где классически давно устоявшаяся демократия, либо там, где тоталитарные режимы. Например, в Китае. А в СНГ они работают только в Белоруссии. Причем, работают хорошо. И при этом там работают и немцы, и швейцарцы, и американцы, и англичане, независимо от их отношения к личности президента Белоруссии.

От редакции:
Андрей Клименко (кстати, в свое время он заканчивал Севастопольский приборостроительный институт) в заключение подчеркнул, что успех дела во многом будет зависеть от того, насколько в севастопольском социуме, между ветвями власти будут царить мир и взаимопонимание.

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама