10:2418.09.2009г.
Как сообщал «Новый Севастополь», художники-реставраторы Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины закончили реставрацию 5-го фрагмента панорамы русского художника Франса Алексеевича Рубо «Штурм 6 июня 1855 года» (из 37 имеющихся в фондах Национального музея обороны и освобождения Севастополя музея фрагментов, спасенных в годы Великой Отечественной войны).
Более подробно о ходе, особенностях и перспективах реставрационных работ - в беседе корреспондента «Нового Севастополя» с заместителем директора Национального музея обороны и освобождения Севастополя Светланой Викторовной Костюченко:
- Как известно, в годы Великой Отечественной войны всего удалось спасти 86 фрагментов панорамы великого русского художника Франса Рубо «Штурм 6 июня 1855 года». Сюжетная линия, сами батальные сцены отражаются как раз в 37 фрагментах, хранящихся около 60 лет в фондах Национального музея обороны и освобождения Севастополя.
С 2005 года ведется в целом плановая реставрация сохранившихся и хранящихся в фондах музея фрагментов панорамы. На сегодняшний день отреставрировано 5 фрагментов. Совсем недавно художники-реставраторы высшей категории Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины закончили реставрацию уже 5-го фрагмента, который называется «Юферов». Это очень интересный фрагмент, запечатлевший генерала Юферова, начальника русской пехоты. На Малаховом кургане генерал наблюдает за ключевой сценой сражения того дня - бой за батарею Жерве. Это очень живописный фрагмент, изображенный интересным повествовательным художественным языком Рубо. Этот язык был открыт благодаря исключительной добросовестности и высокому профессионализму, и большому подвижничеству реставраторов.
Дело в том, что в 1951 году все сохранившиеся фрагменты реставрировались художниками Центральной реставрационной мастерской, в Москве, когда еще предполагали восстановить Панораму обороны Севастополя в 1854-1855 годах в первоначальном виде. Однако техника реставрации того времени предполагала очень сильное использование смоляной мастики. С одной стороны, это дало возможность хорошо «законсервировать» живопись. Но художники-реставраторы того времени значительно изменили полотнища в сторону их потемнения и записи самой живописи Рубо. И вот современные художники-реставраторы растапливают эту мастику, снимают ее, и открывают нам живопись Рубо. Поэтому, в результате перед нами предстает тот Рубо, которого никто из нас никогда не видел. С его удивительными красками, с его удивительными серо-голубыми, фиолетовыми, розовыми красками. Иногда даже полуимпрессионисткими. Потому-то и настолько интересен, настолько важен для нас этот фрагмент, потому что он очень живописен.
- Какие размеры фрагмента?
- Он достаточно большой, как и все фрагменты Рубо. Порядка 8,5 метров в длину, и чуть больше 2 метров высоту. Кстати, в 2007 году над фрагментом начинали работать художники-реставраторы кафедры техники реставрации произведений искусства Академии изобразительного искусства и архитектуры (г. Киев). Художники-реставраторы Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины продолжили эту работу, сделали ее большую часть, и закончили. В начале текущей недели на реставрационном совете музея фрагмент был принят с оценкой «отлично».
- А какие перспективы продолжения реставрационных работ?
- Мы надеемся, что эта работа будет продолжаться. Конечно, без государственной поддержки она невозможна. Но понимание существует: финансирование работ по реставрации полотнищ Рубо осуществляется, в основном, в рамках постановления Кабинета Министров Украины от 27 июля 2006 года о стабильном социально-экономическом развитии города Севастополя до 2015 года. Поэтому, мы надеемся, что нашей панораме, как, я бы так сказала, экспонату №1 одного из ведущих музеев Украины, как национальному достоянию, будет и дальше уделяться серьезное внимание.
Мы также частично финансируем работы за счет средств музея.
- Но вам, наверное, негде будет экспонировать отреставрированные работы?
- У нас всегда существовала проблема с экспонированием живописных холстов панорамных размеров. Поэтому уже сегодня стоит вопрос о создании выставочного зала. У руководства музея уже есть определенные задумки, проекты. Мы надеемся, что уже вскоре мы сможем показать отреставрированные полотнища.
Но два фрагмента мы уже экспонируем: в выставочном зале - фрагмент «Черниговцы», и в экспозиционном зале Панорамы - фрагмент «Даша». Но это те небольшие размеры, которые вмещаются в рамки наших нынешних экспозиционных площадей. А три больших фрагмента, в том числе и последний, «Юферов», сейчас стоят на подрамниках в реставрационной мастерской.
- Сколько времени продолжалась работа над фрагментом «Юферов»?
- Очень трудно сказать. Вообще, мы так посчитали, что приблизительно на один фрагмент - со всеми организационными и творческими вопросами - уходит год. Но художники приезжают к нам на несколько месяцев, и работают, как говорится, буквально не выходя из мастерской, от зари до зари
- Сегодня уже известно, когда приступят к следующему фрагменту, и что это будет за фрагмент?
- Мы надеемся, что в будущем году также будут осуществляться соответствующие работы, хотя есть и определенные сложности. Дело в том, что необходимо проводить тендер, ведь реставрация - дело затратное. А тендер - это не только наши затраты, но и того же Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, и не всегда они идут на эти затраты. Но мы будем надеяться, что все эти вопросы каким-то образом решатся, и главное, работа будет двигаться. А это большая и перспективная работа, как для реставраторов, так и для музея. Потому что Рубо - это имя, которое поможет продвижению международного музейного имиджа Украины.
Я думаю, когда-то мы придем и к созданию музея Франса Алексеевича Рубо.
А что касается следующего фрагмента… Скорее всего, все будет определяться финансовыми возможностями. И в зависимости от этого мы будем подирать фрагмент. Потому что есть фрагмент, например, длиной 11 метров, а есть длиной в 3 метра. Но они все без исключения очень интересны, несмотря на то, что на одних - жанровая часть, на других - живопись неба (хотя таких у нас очень немного). Даже есть фрагменты с кусками земли, и они тоже очень интересны, потому что Рубо был большим мастером, он писал очень широко, размашисто, с большим проникновением в суть того, что он делает.
- Все ли фрагменты могут быть отреставрированы?
- Пожалуй, только один из 37 не подлежит реставрации. Со всеми остальными можно и нужно работать.
Интервьюировал Олег Леонтиевский, «Новый Севастополь»
Источник: Новый Севастополь