НОВОСТИ

2 июня 2017

Виктор Карпов: «В военно-морском музейном комплексе «Балаклава» ко Дню независимости Украины постараемся открыть экспозицию «Подводные силы Черноморского флота»

13:2318.07.2009г.

В древней Балаклаве, в штольне № 3 одноименного военно-морского музейного комплекса, сегодня в 10.30 собрались ветераны ремонтно-технической базы  (РТБ 820), некогда сверхсекретного подразделения,  долгие годы «мирно соседствовавшего» с, пожалуй, не менее секретным «заводом по ремонту подводных лодок». Собрались на День части. Наверное, не все ветераны знают, какой сюрприз, причем сюрприз без кавычек, приготовили им украинские военные музейные работники.

Что именно ждет ветеранов, а также всех, кто пожелает посетить этот уникальный объект, чаще всего в народе называемый «Балаклавская штольня»—в интервью «Новому Севастополю»  начальника Центрального музея Вооруженных Сил Украины Виктора Карпова, полковника, кандидата исторических наук.

— Виктора Васильевич, понятно, что Музей «Балаклава»—подчиненная вам структура, вы сюда работать приезжаете… И, тем  не менее, ваши визиты практически всегда связаны с какими-то, как говорят журналисты, информационными поводами. С чем сейчас связан ваш приезд?

—Я здесь в связи с тем, что мы продолжаем реализовывать проект музеификации штольни № 73, где ранее был размещен завод по ремонту подводных лодок, и процесс музеификации штольни № 3—бывшей ремонтно-технической базы, где хранилось ядерное оружие. Некоторое время назад, как известно, мы презентовали проект «Холодная война: военно-политический аспект», разделы там уже готовы, и идет музейное исполнение—подготовка витрин, экспозиций на эту тему.

Вторая тема—«Советская армия и Военно-Морской флот в годы холодной войны», которая размещена в цехах бывшего завода. Кстати, буквально на прошлой неделе мы завезли сюда противокорабельную авиационную ракету ХА-22, и это, я бы сказал, ознаменовало начало комплектования музейных фондов по этой теме.   

А непосредственно сейчас идет монтаж экспозиции, посвященной подводным силам Черноморского флота бывшего СССР. И мы планируем, что ко Дню независимости Украины представим общественности новую экспозицию. Она будет чрезвычайно интересной. Таким образом,  рассказывая и показывая  тяжелый труд воинов-подводников, мы выражаем им свое уважение. И завершаем эту экспозицию тем, что говорим: на историческом пути подводных сил появился  украинский военно-морской флаг.

Экспозиция интересна не только тем, что будет отображать историю деятельности 14-й дивизии подводных лодок ЧФ, а также бригад, входивших в ее состав, но и тем, что одновременно мы показываем деятельность соседствовавшей с ней ракетно-технической базы, раскрываем то, о чем раньше даже говорить нельзя было. И 18 июля как раз состоится презентация этой экспозиции перед ветеранами, которые здесь будут отмечать юбилей части.

Далее, мы  стремимся показать испытательные работы, связанные с элементами морского базирования ядерного оружия, которые проводились на мысе Фиолент.

Вчера мы побывали в Государственном океанариуме, который как раз в период «холодной войны» занимался вопросами морских биотехнологий и постановки  их на службу ВМФ. Также будем показывать подготовку дельфинов. Кстати, эта тема заинтересовала и немецкий музей, который сейчас создает свою аналогичную экспозицию, и мы также помогаем материалами.

На мой взгляд, интересно также то, что мы, например, недавно вырезали часть корпуса подвой лодки «Кефаль», весом приблизительно 5 тонн, и поставили ее в экспозицию. Лодка, к сожалению, была разрезана на металлолом, мы даже не знали об этом. Сделали макет подводной лодки, там работает система корабельной связи «Каштан», некоторые другие. То есть, для посетителей это будет интересно тем, что как бы восстановлена внутрикорпусная жизнь подводной лодки.

—По вашему мнению, это скажется на посещаемости музея, ведь, как мне кажется, его стремятся посетить, прежде всего, с целью ознакомиться с жизнью подводных сил в эпоху «холодной войны»?

—Прежде всего, хочу отметить, что люди по-разному называют наш музей: и музей холодной войны, и музей подводного флота, и просто штольня, и военно-морской музейный комплекс «Балаклава», каковым он, на самом деле и является.  Но самое главное и важное, что ввели в культурный оборот нашего государства этот чрезвычайно интересный в историческом плане фортификационный инженерный объект. И он действительно интересен людям. Вчера, например, музей посетили полторы тысячи человек.

А позавчера—1200 человек. А поза-позавчера—1300… А несколько еще ранее, в среднем, 700-800 человек. Экскурсии идут каждые 15 минут. Потому что чрезвычайно интересный объект. И когда мы еще создадим экспозиции, которые будут более полно отображать ту эпоху, то, безусловно, он будет еще привлекательнее.  Как видим, история людям интересна.

—Ветераны флота, в частности, подводники, вас поддерживают?

—Поддерживают, и не только морально, но и практически, помогают в создании экспозиции. Кстати, мы отыскали всех бывших командиров, начальников штабов 14-й дивизии. Мы благодарны всем ветеранам-подводникам, и я надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Как мне кажется, важно то, что они поверили: украинский музей всерьез занимается  этой темой. И я думаю, ветеранам будет приятно открывать эту экспозицию.

—А как же пресловутый кризис? Как осуществляется в сегодняшних условиях финансирование объекта?

—Знаете, сегодня, конечно, многие государственные учреждения пострадали из-за «урезания» финансов. Если говорить о Центральном музее Вооруженных Сил, то в этом году мы потеряли ни много ни мало, а приблизительно 800 тысяч гривен. В то же время, я думаю, все было правильно сделано. Потому что как бы там ни было, зарплату наши работники получают вовремя.

К счастью, кризис практически не скажется на наших проектах в Балаклаве. Просто, некоторые проекты по Луцку и Первомайску (в этих городах так же есть музеи, которые «замыкаются» на Центральный музей Вооруженных Сил Украины—«НС») мы откорректировали. Балаклавское же, я бы так сказал,  направление, как шло, так и идет, без финансовых потерь и остановок.

—Вы рассчитываете на помощь, на дальнейшее, надеюсь, активное сотрудничество с властью Севастополя?

—Не только с городской властью, но и с командованием Военно-Морских Сил Украины. Буквально вчера мы встречались с заместителем министра обороны Украины Владимиром Дибровой и командующим ВМС Украины адмиралом Игорем Тенюхом, где обсуждали как раз вопросы сотрудничества. Если говорить о севастопольском регионе, то речь о том, что мы, опираясь на балаклавский опыт,  будем вводить  в научный оборот и культурную жизнь государства еще один, чрезвычайно интересный исторический объект и культурный памятник страны—Михайловский равелин. Сейчас речь идет о том, что он передается Центральному музею Вооруженных Сил Украины для подготовки проекта его развития, музеификации и презентации общественности. В этом контексте, конечно, будет осуществляться сотрудничество с местными органами власти. В частности,  с Балаклавской районной государственной администрацией, ее председателем Виктором Николаевичем Сальниковым. Он постоянно нас поддерживает, и делает для нас все, что от него зависит. И мы, в свою очередь, все, что можем, делаем для Балаклавы. То же самое что касается и Севастополя.

—Каким вы видите балаклавский музей в конце текущего года, а может, через год-два?

—Вы знаете, у нас очень много проектов. Но в конце года мы точно создадим и откроем экспозицию «Подводные силы Черноморского флота». В 2010-м  будет подготовлена экспозиция «Холодная война: военно-политический аспект». Кроме того, готовится материальная база для создания военно-исторической морской библиотеки. Кстати, так случилось, даже несколько неожиданно для нас, что в Луцком филиале мы открыли первую в  Украине военно-историческую библиотеку. И такой опыт мы распространим на «Балаклаву». То есть, речь идет о военно-историческом просвещении, распространении военно-исторических знаний. И это в том числе будет служить научной постановке музейного дела.

В будущем мы видим музей таким, каким мы его запланировали. У нас есть инвестиционный проект. Работа с местными органами власти заключается в том, чтобы мы закончили процесс правового оформления  имущества музея, и теперь уже будем нарабатывать рабочий проект строительства нового здания для музея. Это улучшит прием посетителей, даст возможность организовать надлежащим образом фондохранилище для музейных предметов. Сейчас экспонаты (практически все) идут в экспозиции.

—В год 155-летия начала Крымской войны не могу не спросить, насколько приобщится к этой теме музей «Балаклава». Хотя, он уже приобщился, выставкой Шереметьевых… Кстати, она продолжает свою работу?

—Если говорить о выставке братьев Шереметьевых, то она не только остается, но и с каждым годом все больше приобретает популярность. В прошлом году мы просто открыли ее, заявили, что есть такая прекрасная экспозиция. Выставка эта постоянно пополняется и обновляется, и число ее посетителей растет.

Кроме того, с музеем Шереметьевых мы договорились о том, что будем проводить фестиваль военно-исторических реконструкций. Но этот фестиваль будет проводиться не в Балаклаве, а на Михайловском равелине, который как раз относится к периоду Крымской войны 1854-1855 годов. И, фактически, это будет основное наше мероприятие, посвященное 155-й годовщине начала войны.









Интервьюировал Олег Чубук, для «Нового Севастополя»
Фотограф: Фото Василия Батанова (архив 2008 года)
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама