НОВОСТИ

2 июня 2017

Вячеслав Аксенов: «Кризис в Украине есть, однако банков-банкротов нет, и я думаю, не будет»

10:2707.11.2008г.

Переживаемый миром финансово-экономический кризис если и не «ударил», то, как минимум, коснулся практически  каждого из нас. Банки. Их «залихорадило» в первую очередь. А там—наши депозиты, там—кредиты…

О том, как «чувствуют» себя, прежде всего, севастопольские банковские учреждения, как целесообразнее в нынешней ситуации вести себя нам, вкладчикам, в беседе корреспондента «Нового Севастополя» с членом Совета Ассоциации украинских банков, председателем правления банка «Морской», заслуженным экономистом АРК Вячеславом Викторовичем Аксеновым. Беседа началась с вопроса, что же послужило причиной мирового финансового кризиса.

—На мой взгляд, этот кризис давно назревал, и причин тут две. Первая, это перераспределение инструмента международных финансовых расчетов, мощностей и полномочий мировых финансовых центров. То есть, речь о том, что американская валюта год за годом утрачивала свои лидирующие позиции, что, в конце концов, должно было привести к каким-то кризисным явлениям. Вторая причина—произошедший ипотечный кризис, прежде всего, в США и Западной Европе. Он, в свою очередь, связан с тем, что западный стандарт—жизнь в кредит—имеет заложенные в себя определенные риски. И когда американцы стали потреблять ресурсов больше, чем могли заработать, это, естественно, рано или позже должно было привести к кризису, в частности, к кризису на рынке жилья и вообще недвижимости.

Это отразилось и на украинской экономике, потому что банковские системы всех стран связаны между собой, мы получаем свободные ресурсы из других стран, в меньшей мере, но размещаем свободные средства и за рубежом. Поэтому, когда возникла проблема дефицита ресурсов в Европе и Америке, естественно, это не могло не отразиться на отечественной экономике.

—Считает ли ваша ассоциация оправданными действия Национального банка по исправлению возникшей ситуации?

—В Национальном банке Украины очень серьезные, высококвалифицированные специалисты, понимающие ситуацию, умеющие ее контролировать, и принимать меры по ее стабилизации. Но, скажу откровенно, в той конкретной ситуации, которая имела место в данном кризисе, они, на мой взгляд, немножко промедлили. НБУ имеет очень большие золотовалютные резервы. По состоянию на лето, скажем так, на начало кризисных явлений в нашей экономике, золотовалютные резервы НБУ составляли около 38 миллиардов долларов, а на начало года—всего 32 миллиарда. То есть, могли вбросить на валютный рынок 1-1,5 миллиарда, и, в принципе, «пригасить» ситуацию, уравновесить ее. Потому что, такого кризиса как в мире, в Украине нет. Да, есть проблемы в строительстве, металлургии, но, с другой стороны, у нас есть подъем в сельском хозяйстве, нормально работает транспорт. А, допустим, снижение цен на энергоносители, это как подарок.

То есть, кризис—это не только опасность, это еще и возможности. В принципе, Украина находится в достаточно выигрышном положении во многих отношениях  относительно многих наших соседей и вообще держав мира.

Тем не менее, я считаю, что те меры, которые сегодня принимаются Национальным банком, они вполне позволяют стабилизировать ситуацию.

—Сегодня несколько утрачено доверие к банкам. Вообще, каким банкам можно и нужно доверять?

—Есть банки, которые проводят консервативную политику, есть банки, которые проводят агрессивную политику. Если вы видите, что банки предлагают заоблачные ставки по депозитам, то я бы таким банкам не доверял. Если они предлагают какие-то суперфантастически выгодные продукты, то тоже надо тщательно проверить, а нет ли там подвоха. Конечно, лучше работать с теми банками, с которыми вы хорошо знакомы, давно работаете. Если у вас есть возможность посмотреть информацию в интернете, то все банки фигурируют в рейтингах «Ассоциации украинских банков». Акционерные банки по требованию Госкомиссии по ценным бумагам публикуют свои годовые отчеты. Если есть хоть какая-то экономическая подготовка, или возможность привлечь специалиста, можно посмотреть на эту информацию, и понять, насколько в хорошем или плохом состоянии находится тот или иной банк.

Реально можно посмотреть, как банк обслуживает клиентов: есть ли там задержки в платежах, какие-то проблемные ситуации. В любом случае, большинство наших вкладчиков имеют вклады до 100 тысяч гривень, и в этом плане они гарантируются не только самим банком, но и Фондом гарантирования вкладов. То есть, существует двойная гарантия того, что деньги людей  будут защищены.

—Существуют ли на сегодня ограничения по вкладам? То есть, что же будет с вкладами граждан?

—Действительно, появилось Постановление НБУ от 13 октября, и в него вносились изменения. Но его основной момент—ограничение на досрочное расторжение депозитов, сохранилось. То есть, вкладчики имеют право забрать свои деньги, но только тогда, когда истекает срок депозита. Но жизнь, как известно, сложная вещь, бывают всякие ситуации, иногда людям просто необходимо раньше получить деньги, и, на самом деле, существуют вспомогательные маневры. То есть, если вы вкладчик нашего банка, у вас есть депозит, допустим, на 100 тысяч гривен, а вам надо снять 30 тысяч, вы имеете право оформить кредит под залог депозита, и чтобы вы ничего не потеряли, мы можем ставки по кредиту и депозиту выровнять, и, практически, вы получите свои деньги. Формально депозит остается в банке, а реально вы пользуетесь своими деньгами, и при этом ничего не теряете. Разумеется, это постановление НБУ временное, оно будет отменено. Когда—сегодня прогнозировать трудно.

—А есть ли на сегодня в Украине банки-банкроты, ставшие таковы вследствие того же кризиса?

—Процесс банкротства банков достаточно естественен, все предприятия, организации когда-то возникают, когда-то прекращают свое существование. И в Украине уже известно несколько случаев банкротства банков. Но у нас это уже третий кризис, и скажу, что ни в 1998-м году, ни в 2004-м именно во время кризиса, или вследствие кризисных явлений, ни один украинский банк не оказывался банкротом. В 2008 году уже несколько банков оказались в сложной ситуации, но тут как раз Национальный банк проявил оперативность, вовремя вмешался в ситуацию, оказал помощь этим банкам, и они на сегодня достаточно неплохо себя чувствуют. Проблемы с обслуживанием текущих счетов  практически полностью устранены, у всех этих банков, у которых в сентябре были проблемы, работают банкоматы, выдаются деньги и т.д. У них есть некоторые проблемы во взаиморасчетах с предприятиями - юридическими лицами, но это тоже решаемая проблема.
Так что, пока банков-банкротов нет, и я думаю, что их не будет.

Но если вдруг, ведь всякое в жизни бывает, какой-то из банков окажется банкротом, это не означает, что деньги сгорели. Вклады вкладчиков обеспечиваются активами банков. Из них будут производиться расчеты с клиентами. А еще есть, как я говорил, Фонд гарантирования вкладов, который обязан, не дожидаясь процедуры ликвидации банка, которая может длиться годами, рассчитаться с вкладчиками из накопленных средств, в том числе из отчислений банков. То есть, ничего такого страшного в этой процедуре тоже нет.

—А что на сегодня с кредитами? Банки их выдают?

—Да. Кредитуют. Хотя, в той ситуации, когда нет прироста вкладов, и даже есть некоторый отток, понятно, что возможности кредитования у банков сократились. Поэтому, банки кредитуют, но стараются делать это очень избирательно.

НБУ ввел дополнительные ограничения, то есть, кредиты в иностранной валюте сейчас выдаются тем субъектам, тем заемщикам, которые имеют валютную выручку. В нашем городе это моряки. То есть, если у них есть контракт, они могут взять кредит в валюте. И так же по предприятиям, у которых идут международные  расчеты в валюте.

Но кредиты сейчас выдаются более строго, жестко, потому что мы должны защитить интересы наших вкладчиков. И если мы даем деньги, мы должны быть уверены, что их вернут. А поскольку риски в экономике возросли, то и требования к заемщику, как-то состояние его предприятия, или, если это физическое лицо, к его доходам, тоже ужесточаются. И люди  нас понимают. От нашей уверенности зависит уверенность наших клиентов.

—Что ждать в ближайшее время от доллара?

—Далеко загадывать очень сложно. Но я скажу, что НБУ имеет достаточные возможности для того, чтобы управлять ситуацией. Коммерческим банкам уже доведена информация, что НБУ сейчас ориентируется на то, что соотношение гривны и доллара будет в пределах 6. Это такой, хороший ориентир. То есть, мы знаем, что курс не поднимется до 7, и, тем более, выше. Насколько долго эта позиция будет сохраняться, зависит, прежде всего, от ситуации в мире. Но мы расчитываем, что ситуация будет улучшаться в ближайшее время. Во всяком случае, для экономики Украины сложившийся курс на уровне «около 6» является важной поддержкой наших экспортно ориентированых отраслей. Видимо, этот курс надолго.

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама