НОВОСТИ

2 июня 2017

Россия хочет долгосрочных нефтяных контрактов

12:1016.03.2009г.

Москва выступает за перевод мировой торговли нефтью на долгосрочные контракты, заявил на конференции ОПЕК в Вене вице-премьер Игорь Сечин. Россия не является членом ОПЕК, однако декларирует готовность к сотрудничеству с ней, и направила на встречу своего представителя.

Сечин призвал стабилизировать нефтяные цены и создать механизм, не позволяющий "чрезмерно раскачивать лодку". "Одним из сильных средств, способствующих повышению устойчивости и предсказуемости рынка, могло бы стать преимущественное использование долгосрочных контрактов на поставку нефти", - заявил вице-премьер.

"Достаточно широкое использование долгосрочных контрактов ограничило бы волатильность цен на нефть и влияние на цены краткосрочных и необеспеченных физической поставкой торговых операций, то есть ограничило бы активность рыночных спекулянтов", - добавил он. По мнению Москвы, нынешний уровень цен не позволяет покрывать растущие издержки на добычу и транспортировку нефти и инвестировать в новые проекты. Вместе с тем, российский представитель признал, что резкий рост цен на нефть в предыдущие годы также был необоснованным.

"Основой стремительного роста цен на нефть в 2002-2008 годах был не столько объективный рост спроса, в том числе со стороны бурно развивающихся экономик Китая, Индии и других стран, сколько приход на нефтяной рынок глобальных финансовых игроков - банков, хедж-фондов, индексных фондов, и так далее", - заявил Сечин. Вице-премьер также сообщил, что Россия не планирует в обозримом будущем вступать в ОПЕК, и хотела бы проводить расчеты за нефть в разных валютах, а не только в долларах.

"Газпром" давно пропагандирует переход на десяти- и даже 30-летние контракты с фиксированными ценами или ограниченной возможностью их регулирования, однако применительно к нефти такая идея на столь высоком уровне ранее не высказывалась. Между тем инициативы "Газпрома" пока на нашли большой поддержки у потребителей. Наоборот, Запад в основном настроен в пользу диверсификации и либерализации газового рынка.

Осуществить их в отношении нефти было бы еще сложнее, поскольку нефтяной рынок монополизирован значительно меньше, чем газовый. Непонятно, как сравнивать издержки на добычу и транспортировку нефти в Саудовской Аравии и на российском Севере, и выводить на этом основании "справедливую" и "экономически обоснованную" цену.

Пока собравшихся в Вене министров нефти 12 стран-членов ОПЕК волнует другой вопрос: продолжать ли сокращать квоты на добычу, учитывая низкий спрос на "черное золото" в условиях кризиса.
Мировая цена на нефть с июля прошлого года упала с рекордной отметки в 147 долларов за баррель до нынешнего уровня около 40 долларов.

Как говорит корреспондент Би-би-си Джон Камминс, перед картелем нефтедобывающих стран стоит сложный выбор: либо сократить квоты на экспорт в четвертый раз за полгода, либо пойти на риск нового резкого падения цен. Организация контролирует около 40% мирового производства сырой нефти, однако ряд крупных экспортеров в нее не входят. Крупнейшим аутсайдером является Россия, уступающая по объему экспорта топлива только Саудовской Аравии. Перед заседанием министры нефти нескольких стран высказывались за дальнейшее сокращение квот на экспорт.

Однако, по мнению аналитиков, этот шаг может еще больше дестабилизировать и без того неустойчивую мировую экономику, что обернется новым падением спроса и, соответственно, цены на нефть. Как считается, многие страны склоняются к тому, чтобы добиться выполнения предыдущих решений о сокращении квот и только после этого сокращать экспорт дальше.

С сентября прошлого года ОПЕК уменьшил суточную экспортную квоту на 4,2 млн. баррелей, но в реальности экспорт уменьшился только на 80% от этого объема. Игорь Сечин ранее осторожно высказывался в том смысле, что Россия в принципе готова сократить поставки топлива.

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама