НОВОСТИ

2 июня 2017

Николай Черевков: Крымские порты готовы к работе в новых условиях

10:0614.09.2010г.

В нашу гавань заходят корабли. Эту фразу могут произнести жители немногих украинских городов. Крым в этом плане портовый по всем статьям. Его ведь омывают сразу два моря.

О состоянии портов, их завтрашнем дне, развитии морехозяйственного компленкса наш корреспондент беседует с министром транспорта и связи Автономной Республики Крым Николаем Черевковым.

– Николай Викторович, какое значение сегодня имеют порты для экономики АРК?

– Новое правительство Крыма во главе с Василием Джарты придает очень серьезное значение работе морских торговых портов. Их у нас четыре. Пятый в Севастополе. Функционируют 2 паромные переправы в Керчи – автомобильная и железнодорожная. В Керченском морском торговом порту больше года назад пущена в эксплуатацию паромная переправа Керчь-Поти. Есть паромная переправа в Евпаторийском МТП. Паромы ходят на Турцию.

В настоящее время разрабатывается программа о переносе всех грузовых работ в Евпаторийском морском торговом порту на косу Южная озера Донузлав. Этот вопрос давно ставила евпаторийская громада. На косе Южная проведение этих работ инициировал в свое время бывший министр транспорта и связи Украины Георгий Кирпа. Там имеется причальная стенка.

К большому сожалению, 2 года назад Евпаторийский порт был лишен лицензии на добычу песка. А это для него основной вид работ – 75 % от общего объема. В озере Донузлав порт добывал его с 60-х годов прошлого века. В процесс добычи «влезли» различные частные фирмы. След далеко тянется. Ясно одно: появились лица, заинтересованные в том, чтобы угробить Евпаторийский порт.

В соответствии с поручением первого вице-премьера Кабинета Министров Украины Андрея Клюева Министерство охраны окружающей среды выдало лицензию на добычу песка. Решается вопрос от выдаче горного отвода Сакской горрайадминистрацией. Я уверен, что уже в ближайшие месяцы Евпаторийский порт начнет добывать песок. У него появится загрузка. Выиграет и строительная отрасль. Добываемый портом песок – один из лучших строительных материалов в Крыму.

– Есть ли у портов возможность для дальнейшего расширения площадей?

– Порты – это жизнь. Мы видим, что Феодосия, Ялта, Евпатория начинали с портов. К сожалению, сегодня они становятся заложниками сложившейся инфраструктуры. Порты не имеют площадей для расширения. Они как бы мешают городам. Приходится считаться портовикам и с жесткими экологическими требованиями. Проводить грузовые работы в центре города – не лучший вариант.

Советом министров АРК поставлена задача проводить модернизацию портов, соблюдать все экологические требования и думать о замене работ. Скажем, от переработки угля перейти к контейнерным грузам.

Хочу отметить, что многие годы порты Крыма работают стабильно. Люди получают зарплату. У предприятий нет долгов. Их имел разве что Ялтинский МТП.

– Там уже появилась определенность с руководством?

– Обязанности начальника исполняет Сергей Тараканов, опытный руководитель, работавший ранее в Севастополе. Мы с ним неоднократно обсуждали проблемы. Сергей Геннадьевич в моем понимании – прагматичный, деловой начальник.

Сегодня исполняют обязанности начальников портов в Феодосии, Ялте, Евпатории. Объявлены конкурсы, и в ближайшее время все желающие будут в них участвовать.

– В морской отрасли активно обсуждается проект Закона «О морских портах Украины». У министерства транспорта и связи АРК есть принципиальные замечания к данному проекту?

– Наверное, серьезных замечаний нет. Скажу лишь, что к обсуждению проекта мы подошли со всей серьезностью. Сухопутные области быстро согласовали все. А Совет министров АРК дал свои замечания не на одном листе.

– Ключевой момент в обсуждении проекта Закона – отношение к приватизации портов. Как к ней относится возглавляемое вами ведомство?

– Могу выразить сугубо личное мнение. Порты, паромные переправы на данном этапе должны быть государственными. Они стабильно работали во все времена.

– Эта курица исправно несет золотые яйца…

– Именно так. Остается вспомнить, как бывшие министры транспорта и связи Украины вмешивались в этот процесс, в кадровую политику. Тогда появились проблемы в Ялтинском, Феодосийском, Евпаторийском портах. В то же время посмотрите, какая стабильность наблюдается в Керченском морском торговом порту, в Государственной судоходной компании «Керченская паромная переправа», которые длительное время возглавляют Александр Котовский и Николай Ковирниченко, знающие люди. На этих предприятиях нормальная загрузка. Есть рост объемов производства.

В условиях политической нестабильности не надо кидаться в крайность, лишь бы наполнить казну. Следует внимательно проанализировать, к чему приводит поспешная приватизация. Потом дело доходит до банкротства, цель которого – разгромить предприятие. Не закрываются долги по зарплате, перед Пенсионным фондом, по уплате налогов и по другим платежам.

Знаю, что Министерство транспорта и связи Украины вышло с ходатайством приватизировать Ялтинский морской торговый порт и ГСК «Керченская паромная переправа». Вся приватизация стратегически важных предприятий должна проводиться разумно, открыто и честно. Люди ведь видят примеры горькой приватизации и не хотят идти по этому пути.

– Что все-таки ждет Керченскую паромную переправу?

– Я встречался с председателем профсоюзного комитета этого предприятия Игорем Кузовкиным. Знаю настроение в коллективе. Люди взбудоражены. Они боятся, что предприятие будет пущено по миру. Мы, в свою очередь, считаем, что не надо рубить с плеча.

Недавно председатель Совета министров АРК Василий Джарты встречался с Президентом Украины Виктором Януковичем. Он высказал позицию в отношении того, что полномочия Автономной Республики Крым нельзя урезать. Вот и в случае с ГСК «Керченская паромная переправа» надо советоваться с нами. Этого не было сделано, когда вынесли на приватизацию Ялтинский МТП и Керченскую паромную переправу.

Вскоре я буду докладывать председателю Крымского правительства о возникшей ситуации. Мы намерены вмешаться в этот процесс. Хоть вышеназванные предприятия и подчиняются непосредственно Минтрансу Украины, но они расположены на территории Крыма, наполняют его бюджет, на них работают наши крымчане и никто не вправе устраивать там социальную нестабильность.

В ближайшее время я также планирую встретиться с министром транспорта и связи Украины Константином Ефименко. Кстати, мне приходилось с ним встречаться и раньше. Обсуждали проблемы морехозяйственного комплекса, находили взаимопонимание. Но огорчает то, что после этих встреч все, как видим, движется несколько по-иному.

На наш взгляд, в заседаниях коллегии Минтранса должны участвовать представители Крымского правительства. Мы готовы сказать свое веское слово. Так же нам хотелось бы участвовать в заседаниях государственных администраций морского, автомобильного и других видов транспорта. А уж о приватизации и говорить нечего. Свои предложения Министерство должно было направить председателю Совета министров АРК. Нужен серьезный деловой подход.

– Жизнь только сегодняшним днем ни к чему хорошему привести не может. Предприятия морехозяйственного комплекса разными правительствами рассматриваются как дойная корова. Они отчисляют в бюджет столько средств, что их не остается на обновление фондов. Краны, погрузчики в портах старые. Как добиться, чтобы предприятиям хоть что-то перепадало на собственное развитие?

– Я согласен с такой оценкой. В ходе своей первой встречи с Константином Ефименко мы это обговаривали. Он дал поручение начальникам всех портов изыскивать возможности для модернизации производственных мощностей. И последовала реакция. К примеру, Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа» будет реконструировать причальные стенки, ремонтировать паромы. Соответствующие указания даны начальникам портов в Керчи, Феодосии, Ялте. В этом вопросе у нашего министерства есть взаимопонимание с Минтрансом Украины. Имеющимся старьем мы не добьемся серьезных успехов в грузопереработке. Да и диверсификация грузов требует другой техники.

– Вновь много говорится о перспективах строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Лед действительно тронулся?

– Создана комиссия во главе с министром транспорта и связи Украины К.Ефименко. Мы направила все свои предложения. Уже наработаны десятки томов документации по этому проекту. Есть инвесторы. Только надо обговорить условия строительства. В составе комиссии есть и крымчане во главе с первым вице-премьером Крымского правительства Павлом Бурлаковым. В Крыму все одназначно поддерживают идею строительства транспортного перехода, который соединит две братские страны. Сооружение его начнется после подписания межгосударственного соглашения. Это все реально вопреки заявлениям некоторых скептиков. Непременно будет соблюдена экологическая безопасность.

– А какая участь может постичь Керченскую паромную переправу после завершения строительства транспортного перехода?

– Она была и будет. Почему бы ее потом не сориентировать на Турцию, на российские города Сочи, Анапу, Геленджик и другие?

Полтора года назад я был в Чехии. Просто потрясен тем, как все поставлено в Евросоюзе. Запросто можно проехать из одной страны в другую. Никаких искусственных шлагбаумов. Пограничный и таможенный досмотры в их нынешнем виде при пересечении границы между Украиной и Россией – это полнейший анахронизм. Издевательство над людьми в попытке найти наркотики или что-то еще запрещенное не выдерживает никакой критики.

Повторюсь, переправа никуда не денется. Может, она будет функционировать в несколько ином виде. Скажем, в туристическом. Найдутся желающие переправляться морем, а не в тоннеле или по мосту. Западные туристы хотят экзотики. А разве наши люди другие?

Замечу, что придется кому-то обслуживать мост или тоннель. Это тоже удел паромной переправы.

Я каждый раз призываю представителей Минтранссвязи Украины: слушайте нас, крымчан. Мы здесь профессионалы. А профессионалы никогда не подведут и не поступят в ущерб себе.

Александр Девятка
Источник: Моряк

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама