НОВОСТИ

2 июня 2017

Николай Кузьмин: Русское национальное движение в крымской политике обнаруживается лишь в акциях, имеющих реактивный характер

14:3516.06.2011г.

14 июня 2011 года участники Симферопольской городской организации Всеукраинской молодежной общественной организации «Союз молодых политологов Украины» приняли участие в очередном заседании Ассоциации политологов Крыма, в ходе которого была обсуждена тема русского национального движения в Крыму.

Об этом сообщает пресс-служба Симферопольской городской организации ВМОО «Союз молодых политологов Украины».

Основным докладчиком стал крымский политолог, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Экономико-правового факультета в г. Симферополе Национального университета «Одесская юридическая академия» Николай Кузьмин.

Участники Симферопольской городской организации ВМОО «СМПУ» приняли активное участие во второй части заседания, когда обсуждался доклад политолога.

В ходе выступления Николай Кузьмин высказал такие тезисы:

- продуктивность русского национального движения в Крыму обратно пропорциональна доле русских в национальном составе Крыма. Причем его неспособности хоть как то отстаивать права русского населения полуострова уже больше полутора десятков лет. Русское национальное движение в крымской политике обнаруживается лишь в акциях имеющих реактивный характер – как негативная реакция на действия других политических сил и национальных групп. Самостоятельную активность можно наблюдать лишь в медиасфере;

- если смотреть на крымское сообщество с точки зрения статистических показателей, политической структуры, медиаактивности, то необходимо согласиться с тем, что в современном Крыму есть все основания для существования сильного русского национально-культурного и политического движения, которое должно во многом определять лицо крымской политики, настойчиво отстаивать культурные права крымских русских, политические и экономические права крымской автономии. Более того, есть все основания для того, чтобы крымская автономия была русской автономией;

- чего могут бояться русские, как национальная группа, в Крыму? Потерять свой язык, свою культуру? Быть ассимилированными? Подобные страхи реальны для крымских татар, что и определяет их сплоченность и готовность бороться. А для русских? Ответ очевиден. Какие еще страхи настолько реальны для крымских русских, что способны вызвать массовое движение? Тот, кто боится украиноязычного ТВ, давно уже смотрит ящик по тарелке. Может быть страшно станет от украиноязычного кино или инструкций к лекарствам? Это конечно неприятно, но не смертельно. Отношение к украинскому государству как к историческому недоразумению также не способствует мобилизации на основе страха;

- в ситуации, когда русские являются пострадавшим народом в результате распада СССР, когда на исторической родине национальное движение в загоне, уверенности в том, что массовое социальное движение способно защитить права, взяться неоткуда;

- русские Крыма достаточно четко отличают себя от крымских татар. С остальными же границами в крымском социуме сложнее. Крымские украинцы в большинстве своем мало отличаются от русских, что породило аморфный термин «славяне». Примерно половина крымских украинцев имеет те же политические ориентации, что и русские. Доля тех, кто жестко противопоставляет себя «русскому миру» в Крыму мизерна, они в большинстве своем стараются не выделяться в повседневных взаимодействиях и поэтому не способны стать основой для демаркационной линии. Их активность в медиопространстве влияет лишь на тех, кто в этом пространстве постоянно обитает. Именно в сфере медиа такая граница видна, а в остальных социальных сферах – нет. Представители же иных национальных групп либо малочисленны и не заметны, либо в большинстве представляют собой аморфное «русскоязычное» население. Образно говоря, русским, чтобы сплотиться, не от кого оттолкнуться. Негативно влияет на процесс категоризации и то, что в современной повседневности остается все меньше внешних маркеров, позволяющих проводить границы между этногруппами;

- русское движение в Крыму является частью общества с низким уровнем доверия, а как говорили классики, жить в обществе и быть свободным от него не получится. Опыт взаимодействия составляющих это движение акторов весьма отягощен фактами, мягко говоря, не способствующими доверительности. Лидеры русских организаций также не блещут харизмой и умением влиять на массы (в том числе, способностью внушить доверие);

- без существенных трансформаций внутри сообщества крымских русских полноценное национальное политическое движение невозможно. В сложившихся условиях русские политические организации Крыма способны вести лишь нишевую электоральную политику, опираясь на ту часть русского сообщества, для которой существуют четкие этнические границы в крымском социуме и которая обладает соответствующей идентичностью. Но даже эту часть трудно поднять на активную борьбу, поскольку существуют серьезные проблемы с социальными страхами, уверенностью в своих силах и доверии.

По словам крымского политолога, председателя Симферопольской городской организации ВМОО «Союз молодых политологов Украины» Ивана Мезюхо русское национальное движение в Крыму находится в кризисном состоянии.

«Достаточно лишь вспомнить результат партии «Русское единство» на прошедших выборах в местные советы… А это всего лишь 3 места в парламенте автономии… Если русское национальное движение сегодня не найдёт неких новых форм работы, чтобы максимально активизировать своих сторонников, то это будет грозить не прохождению трех процентного барьера на следующих местных выборах», - резюмировал Иван Мезюхо.

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама