НОВОСТИ

2 июня 2017

Тимофей Никитюк: «По закону, готовить ночью уточняющие протоколы будет не вся участковая комиссия, а только трое ее членов. Двое из них будут представителями одной партии…»

20:0531.10.2010г.

Тимофей НикитюкСегодня после обеда корреспондент «Нового Севастополя» попросил председателя севастопольского отделения всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» Тимофея Никитюка прокомментировать ход выборов в Севастополе. 

- Тимофей, прежде всего, давайте сориентируем наших читателей, какой статус на выборах имеет «Комитет избирателей Украины»? Вы отслеживаете саму процедуру выборов, так?

- Правильнее будет сказать, что мы ведем мониторинг выполнения всеми субъектами избирательного процесса Закона о выборах. Субъекты избирательного процесса – это члены комиссий, наблюдатели, работники штабов кандидатов и так далее. Мы наблюдаем, как они выполняют закон Украины, в который, к слову, не так давно были внесены изменения. 

- То есть вы полностью, в деталях, знаете законодательство, в частности, касаемо и президентских выборов, и парламентских, и местных?

- Да, я хорошо знаю законодательство и, что важно в контексте текущего голосования, внесенные в законодательство последние изменения. Я имею свидетельство ЦИК Украины, с 2002 года преподаю избирательное законодательство всем желающим, например, наблюдателям и членам избирательных комиссий.   

- Тимофей, сегодня в Севастополе прошла пресс-конференция наблюдателей за выборами, которые представляют международную организацию CIS-EMO. Руководитель группы – россиянин. С ним работают еще два человека - его соотечественник и представитель Латвийской республики. Они говорят, что не выявили серьезных нарушений процесса голосования. Также они упомянули об «слишком эмоциональных» апелляциях-подозрениях участников процесса на незначительные нарушения, которые наблюдатели назвали «мелкими шероховатостями» и которые, по мнению наблюдателя из России, «не влияют на исход выборов». А что показал текущий мониторинг хода выборов, проводимый «Комитетом избирателей Украины» в Севастополе? 

- Что касается международных наблюдателей из Российской Федерации, то я не исключаю, что они могут быть необъективными. Это мое личное мнение. Теперь про наш мониторинг. До обеда я работал в пригороде Севастополя, в сельской зоне. Проще говоря, в селах. Первое. Участковые комиссии сознательно нарушают порядок выдачи бюллетеней, а именно: бюллетени заполняются заблаговременно, то есть не в присутствии избирателя, а по 20-30 и более штук. На этих – подготовленных - бюллетенях и контрольных талонах ставится подпись члена комиссии. Чем страшна эта процедура. Тем, что именно эти – заблаговременные заполненные и правильно оформленные бюллетени – могут быть использованы фальсификаторами для вбрасывания в урны. И на месте номера избирателя ставятся любые номера: никто на них смотреть не будет. 

- Это как-то связано с не пришедшими на участки избирателями? Например, сегодня я видел очень «немноголюдные» участки. Говорят о низкой явке. Выходит, что за не явившихся избирателей эти – подготовленные – бюллетени и могут вбросить? Или не так? 

- Вы правы в том, что за не пришедших людей могут сделать вбрасывание. Тут нужно понять, что чтобы вбросить, скажем, 100 бюллетеней, их сначала надо правильно заполнить. На них должна быть подпись и фамилия члена комиссии, который выдавал бюллетень. Замечу, член комиссии выйти из-за стола не может: это будет заметно. Поэтому они прямо в присутствии всех наблюдателей заблаговременно заполняют эти бюллетени. Затем эти бюллетени спокойным уверенным движением кладутся в коробку под столом. Позже, из этой коробки эти бюллетени можно перебросить в пакеты, портфели и даже под куртку. Все. Партия бюллетеней готова к вбросу. 

- Тимофей, вы такое уже где-то видели сегодня? Я понимаю, еще не время вбросов. Но вот, что касается предварительного «оптового» заполнения бюллетеней, вы это видели?

- Да, я уже зафиксировал это и в Верхнесадовом, и во Фруктовом, и в Любимовке. К слову, нарушения, мы фиксируем на видео. Составляем акты нарушений. Позже я буду готовить отчет в Киев, где находится руководство всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины». 

- Что еще вы зафиксировали?

- Я отметил очень плохое освещение на избирательных участках в селах. Не исключаю, что это делается для того, чтобы избиратели не голосовали в кабинках, ибо там -- темно. Люди в селах – в возрасте. Многие говорили, мол, не вижу. По этому поводу были замечания и со стороны наблюдателей. В комиссиях не это не реагировали. Хотя, я знаю, по этому поводу составлялись акты.

- О наблюдателях. Вы говорили, что члены комиссий совершенно спокойно, прилюдно, а главное заблаговременно заполняют бюллетени. В этот момент, как я лично наблюдал на участке в Севастопольской военно-морской академии имени Нахимова, все наблюдатели, сидя на стульях, невозмутимо, метров с 6-7, наблюдают за происходящим. Могут ли и должны ли наблюдатели подойти к столу и поднять вопрос о неправомерности заблаговременно заполнения бюллетеней?

- Безусловно, они имеют право и должны находиться у столов выдачи бюллетеней, чтобы, во-первых, следить, куда откладываются заранее заполненные членами комиссии бюллетени, а во-вторых, чтобы контролировать совпадение имени в паспорте с именем избирателя в списках. Это очень важный момент. 

Но есть еще одна опасность. Это так называемое «голосование мертвых душ», то есть людей, которые по каким-то причинам по своим адресам уже не живут, либо умерли. А вместо них приходят другие люди со своими паспортами, которые могут даже не проживать на этом округе, участке и так далее. Они показывают «своему» члену комиссии свой паспорт. «Свой» член комиссии выдает бюллетень «мертвой души»: бюллетень «голосует» как надо. И вы правильно заметили действия наблюдателей. Они, находясь в 5-7 метрах от стола, обмана не заметят. Они рапортуют, мол, все законно. 

К сожалению, я вынужден констатировать, что подавляющее большинство наблюдателей – 99% - не готовы к ведению наблюдения и к предотвращению фальсификаций. Иными словами, наблюдатели просто не выполняют свои функции, которые на них возложены законом Украины. Поэтому самое интересное еще впереди. 

- Вы имеете ввиду фальсификации при подсчете голосов?

- Да. И хотя на данный момент, после обеда, серьезных фальсификаций нами не выявлено – ми не можем покрыть все участки, то, думаю, вечером борьба в комиссиях возрастет. Как правило, фальсификации проводятся после 18 часов. Ведь для чего-то бюллетени заблаговременно заполняются. Заполняются корректно, в рабочей суете, на виду у всех. Если фальсификаторыне все же не смогут осуществить вброс непосредственно до 22-х часов, то они попытаются это сделать во время подсчета голосов, то есть когда бюллетени будут высыпаться на столы. Это время «Ч». Далее, важно предотвратить фальсификации во время раскладывания бюллетеней, чтоб не получилось так, что «Иванов» попал в пачку «Петрова». Этот момент ложится на плечи наблюдателей. Но, учитывая пассивность наблюдателей, а также их неподготовленность, я сомневаюсь в эффективности точного подсчета. 

Кроме того, обращу внимание на такой элемент как доставка бюллетеней с участка в территориальную комиссию. В Законе о местных выборах Партия регионов оставила такую норму, что 3 человека участковой комиссии являются легитимными в день голосования. Это 3 человека, которые поедут в территориальную комиссию, смогут сами провести заседание участковой комиссии. И их решение будет законным. Учитывая опыт предыдущих выборов в местные советы, такая практика была очень распространена: территориальная комиссия делала формальное замечание участковой комиссии и заставляла переделывать протокол – делать так называемый уточненный протокол. В этот момент в уточненном протоколе можно написать любые данные. При этом все предыдущие протоколы будут недействительными. 

- Вы сказали «формальное замечание участковой комиссии». По сути, это – легитимная команда «переписать протокол как надо»? А те трое и рады это сделать.

- Я об этом и говорю. Будет находиться формальная причина, мол, у вас помарка в протоколе, переписывайте. И переписывать будет не вся комиссия, а только трое ее членов. И двое из них, скорее всего, будут представителями только одной партии.   

- Тимофей, по сравнению с предыдущими выборами – президента, еще ранее – голосование в Верховную Раду, нынешние выборы – они какие? Есть мнение, что они «квелые», так как главные цели были достигнуты на президентских выборах. И теперь «админмашину» и «властную вертикаль», как не хотелось бы оппозиции, все ж не изменить. Поэтому, мол, и явка невысокая…

- Визуально в Севастополе процесс идет спокойно. Вместе с тем, я скажу, что те, кто хотел сфальсифицировать выборы, им очень нужна хотя бы эпизодическая толпа на избирательных участках. Это удобно для вбрасывания бюллетеней и для последующей аргументации, мол, за нас много проголосовало так как, видели, какая толпа была! И скажу, что я видел скопления народу – в период с 11 до 13-ти часов. Например, очень активно в Любимовке люди голосовали. Но замечу, участки очень маленькие. На участок, где голосует по 2 тысячи человек, выделен маленький коридорчик: от стены до стены – 4 метра! И тут вместе – и урны, и кабинки, и столы для выдачи бюллетеней. Толкотня, суета. Было напряженно. Что касается накала, то я уверен, участники избирательного процесса прекрасно понимают ухищрения, внесенные в виде поправок в избирательное законодательство. Умелое использование этих поправок позволяет законно добиться одной из политических сил желаемого результата – победить на выборах. 

- И в заключение, Тимофей, скажите, Государственный реестр избирателей работает? 

- Я считаю, что идея реестра себя оправдала. Например, по крайней мере, уже нет двойного включения одних и тех же людей. Хотя, как мне докладывали с участков, там человек по 10 было тех, кто приходил и не находил себя в списках. И есть факты того, что люди не проживают, и не прописаны, однако они есть в списках. В целом, реестр показал свою позитивную роль. Но с ним, безусловно, надо работать: нужен более эффективный контроль реестра. В идеале, если в перспективе реестр заработает как надо, то поле для фальсификаций будет значительно сужено.

Александр Пархоменко
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама