15:3126.05.2009г.
Как уже сообщал «Новый Севастополь», директор народного музея истории Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского Галина Перминова стала лауреатом Республиканского конкурса музеев Крыма в номинации «Лучший музейный работник года». Таким образом, был отмечен многолетний труд человека, немало сделавшего для преумножения коллекции музея одного из старейших театров Украины.
Напомним, 8 мая народный музей истории Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского отметил свое 45-летие. В музее собрана уникальная коллекция экспонатов, состоящая из 10 тысяч единиц хранения. В фондах музея хранятся документы, касающиеся не только деятельности театра, но и интересных событий театральной жизни города. В экспозиции представлены личные вещи Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Фаины Раневской, Виктора Борейшо, Сергея Евкина, Бориса Бертельса, Клавдии Волковой и многих других великих деятелей театра, жизнь и творчество которых связано с Севастополем.
Корреспондент «НС» расспросил лучшего музейного работника года, чем живет музей и его хранительница.
─ Галина Михайловна, давайте начнем все-таки с награды. Как Вас заметили: это была разнарядка, мол, кого-то «по циркуляру» надо было наградить?
─ На конкурс меня подавало местное управление культуры. Был куратор конкурса; он передал соответствующую программу. В соответствии с ней я должна была собрать и представить в деталях работу музея. Если кратко, то нужно было изложить данные о своей творческой деятельности, об экспозиции музея. Безусловно, мне было что рассказать. Тем более что я сама много пишу и являюсь членом литературного объединения города. В Симферополь направила материалы о Белинском и Щепкине, которые были здесь в 1848 году, а также о пребывании в Севастополе Александра Островского, о постановках его спектаклей в нашем театре. Напомню, он был здесь сразу после Крымской войны. Глядя на разрушенный Малахов курган, Александр Николаевич писал, что без слез на город смотреть просто нельзя.
─ Давно в музее работаете?
─ В музее я с 1992 года. До этого много лет проработала в севастопольском бюро путешествий и экскурсий. Впоследствии это мне очень помогло, ибо работа музейщика ─ это работа с историей, в том числе и с историей города, которую я действительно хорошо знаю. Первые лет 10 пришлось на изучение не только нашего театра, но и изучение истории всех театров СССР, так или иначе связанных с нашим театром. Ведь наши артисты связаны со многими актерами, режиссерами и художниками. Эту миграцию приходилось изучать. Много лет сотрудничаю с Академией наук Украины. Меня интересуют энциклопедические данные с театральным уклоном. Часто бываю в Киеве, в Москве, Санкт-Петербурге. Чтобы заниматься научно-исследовательской работой, приходится много искать, работать с документами, писать.
─ И что из последнего значимого, простите, «нарыли»?
─ Это как раз таки данные о столетии нашего театра, которые говорят о том, что севастопольский театр основан в 1911 году. Я год просидела в архиве над этой темой, и не зря: подготовила архивную справку. Ведь важно обосновать историю создания театра. Были разные даты: и 1920-й, и 1924-й годы. И никто не взял во внимание театр «Реннесанс», с которого здесь все, собственно, и началось.
─ Таким образом, мы говорим о том, что вы нашли настоящую дату образования севастопольского театра?
─ Да. Это дата образования театра «Реннесанс», который впоследствии был переименован в театр им. Луначарского. Я лично читала написанное черным по белому: «Открыть большой художественный театр на приморском бульваре ─ «Реннесанс». Именно там истоки нашего театра.
─ Галина Михайловна, почему раньше такие данные не были доступны? Разве не сохранились летописи, хроника?
─ Все было бы легко установить, если б в свое время не отметали «буржуазную» культуру, которая имела место быть до 1917 года. Вообще, если вспомнить те времена ─ гражданская война, революция ─ приходишь к выводу: не до театров было. Люди творчества уходили, соответственно, труппы разваливались, материальная база театра была слабая, холод, голод, разруха…Кто будет вести летопись, когда до 30-х годов тут было просто ужасное время …
─ Да-а, сразу вспоминаются финальные кадры из бондарчуковского «Тихого Дона», когда Григорий всю семью растерял и домой вернулся ─ в разруху. Тогда точно не до театров было. И вот через столько лет снова находите интересные подробности?
─ За эти годы нашла очень многих актеров, связанных с Севастополем. В основном ─ по энциклопедиям. Покупаю я и мемуарную литературу. Кое-что находила в энциклопедии гражданской войны.
─ Вообще, в контексте истории театральной жизни, Севастополь ─ бездонный кладезь?
─ Конечно, и тогда, и сейчас! Причем, все увязывается с историческими событиями. Без знания истории города трудно понять и историю театра.
─ И хронику ведете?
─ А как же? У нас зафиксирована вся история театральной жизни Севастополя. Это приблизительно от 1840 года. Много подлинных документов столетней давности, в том числе программки, афиши, личные вещи известнейших актеров. Материалы потрясающие. Спасибо Борису Александровичу Горскому. Это он все собирал, организовывал, по большому счету ─ жил этим. Официально театр открыли в 1964 году. Но и до того времени столько всего было: разрушенные здания, перевозка экспонатов. Это надо было любить и хранить, не только в ящиках, а и в душе.
─ Я правильно понял: преумножаете музейный фонд, продолжаете исследовательскую работу?
─ Конечно. Много читаю, собираю факты. Заодно смотрю юбилеи актеров, круглые даты событий, смотрю, кто гастролировал. Если вижу, что тема интересная, обязательно ее исследую. Как правило, это во что-то выливается. Нам ведь нельзя со слов документировать: только из серьезных источников. Вот и езжу в Киев, Москву, Питер. Недавно была в музее-квартире Луначарского в Москве. Много всего привезла. Буду писать к 100-летию нашего музея. Скажу больше, я сделала уникальное открытие. Но пусть это будет сюрпризом: пока ─ не время разглашать.
─ Вот когда фильмы про войну показывают, в титрах ─ консультанты. А вы консультируете коллег по театру?
─ Я только фиксирую историю. Я ─ не художник, не режиссер. Я ─ историк. Веду летопись театра и театральной жизни города. Конечно на словах, если спросят, могу что-то подсказать, посоветовать, но вообще театральный процесс и музейное дело ─ это разные вещи. Как в библиотеке: приходишь и узнаешь, как было «тогда-то». Художник же, режиссер видят по-своему. Но иногда могут зайти и неожиданно спросить, мол, ставили такой-то спектакль, если да, то когда? Я смотрю, говорю, 30 лет прошло или 50. Вот недавно выставку в фойе организовали. Подготовили черно-белые фото. Тема ─ старые спектакли по Чехову. Зрителям очень понравилось.
─ Слушая вас, Галина Михайловна приходишь к выводу, что у вас очень интересная, но не всякому человеку подходящая работа.
─ Я благодарю судьбу, что она свела меня с театром. Это удивительный мир, интересные люди, увлекательные судьбы. Царев, Раневская, Шаляпин, Собинов ─ это личности. Если любишь историю ─ работать одно удовольствие. Театральная история вообще удивительная.
─ Что ж, спасибо за экскурс. Поздравляем с наградой.
─ Спасибо. Всегда рады нашим посетителям.
Александр Пархоменко, «Новый Севастополь»
Фото автора
Источник: Новый Севастополь