НОВОСТИ

2 июня 2017

Андрей Шептицкий: „Для Украины большая проблема состоит в том, что ее очень мало знают в Западной Европе”

19:0327.09.2008г.

На всем европейском пространстве сегодня, по-видимому, не найти еще одну такую страну, какая бы так настойчиво и отчаянно поддерживала европейские и евроатлантические устремления Украины. И это очень отрадно, что именно Польша сегодня является не только дружественным нам соседним государством, но и, без преувеличения, пожалуй, наилучшим и  самым искренним другом Украины. Заметим: невзирая ни на что, в том числе и нашу непростую общую историю.

Взяв своеобразное „шефство” над Украиной, Польша внимательно отслеживает и анализирует процессы, которые происходят в нашей стране. Конечно же, не только в связи с тем, что нам „светит” вместе проводить „Евро-2012”, а, очевидно, и из соображений долговременной перспективы отношений.   

Одним из главных таких центров аналитики является Польский институт международных дел. Зимой этого года МИД Польши заказал институту 6 или 7 экспертиз, связанных с разными направлениями польской политики, и одним из них является украинское направление. Своими мнениями относительно состояния и перспектив польско-украинских отношений, европейских и евроатлантических перспектив  Украины с «Новым Севастополем» делится ведущий польский аналитик—эксперт Польского института международных дел (г. Варшава) доктор Андрей ШЕПТИЦКИЙ (один из двух экспертов института, которые занимаются Украиной; кстати, его прадед был младшим братом хорошо известного в Украине Митрополита Шептицкого),

—Украина—одно из  важных направлений нашей деятельности, поскольку для Польши, и, думаю, для нас, экспертов института, Украина—важный партнер. Очень важный. И не только потому, что мы будем организовывать „Евро-2012”. По-моему, в Польше и политический класс, и эксперты очень хорошо понимают: Польша должна поддерживать реформы в Украине, я бы сказал, западноевропейское направление вашей внешней политики. Потому что самостоятельная, стабильная, демократическая Украина—фактор стабильности и безопасности в Европе. И потому это очень важно и для Польши, для ее стабильности и безопасности.

10-15 лет назад в Польше все говорили, что наша страна имеет такие же очень добрые отношения с Германией. Что наши две страны—символ прекрасных отношений, как когда-то отношений между Францией и Германией. Но, начиная с 2004-2005 годов, в Польше ведется очень много дискуссий относительно отношений с Германией.

Что касается польско-украинских отношений, то у нас сегодня нет подобных дискуссий. Я не говорю, что все называют эти отношения идеальными,—некоторые проблемы, действительно, существуют. Но если посмотреть на ведущие политические партии, то особенных противоречий относительно Украины между ними нет. Все говорят, что нужно сотрудничать с Украиной. И нет вопросов относительно того, для чего это нужно. Думаю, в будущем они возникнут, но сейчас - хорошая ситуация, поскольку все официально заявляют, что это сотрудничество нужно развивать. Это очень важно.

Наш институт стремится внести здесь свой вклад.  Я, и еще один эксперт по Украине—Лукаш Адамский—много писали об Украине. Я, в частности, об украино-российских отношениях—о газовых вопросах, о торговле между Россией и Украиной. Потому что это, думаю, очень важное дело и для Украины, и для Польши, которая стремится поддерживать Украину.

Мы имеем контакты с разными украинскими институтами. За период с  2005 года, когда я здесь начал работать, мы сделали две или три таких общих конференции о польско-украинских отношениях. И я, и Лукаш Адамский имеем постоянные контакты с украинскими коллегами.  

У нас регулярно бывают гости из Украины. Наш институт помогает, можно так сказать, реализовать польскую политику относительно Украины. Зимой этого года наш МИД заказал 6-7 экспертиз о разных направлениях польской политики, и среди них одно направление—украинское. Наши эксперты время от времени принимают участие в разных официальных межправительственных или межпарламентских польско-украинских встречах.

Как мы оцениваем и наши отношения, и, скажем, ситуацию в Украине, ее официальную политику? Как я уже говорил, в целом для Польши Украина является очень важным партнером. Но давайте здесь сделаем определенные уточнения.

В июле текущего года у нас состоялась польско-немецкая конференция на тему восточной политики ЕС. Один из ее немецких участников отметил, что он был очень удивлен повышенным вниманием поляков к Украине.  Не знаю, как политики, но эксперты очень хорошо понимают, что в Украине существуют некоторые проблемы. Но  с другой стороны, они также хорошо понимают, что НАТО и ЕС должны поддерживать Украину. И на конференции, о которой речь, это было очевидным. Немцы говорили: ну да, Украина—это хорошо, там есть демократия, но в ЕС мы их не видим. А поляки говорили так: ну, в Украине есть проблемы, может и большие, но ей нужно знать свою европейскую перспективу, перспективу вступления в ЕС. То есть, здесь есть, с одной стороны, суровые реалии, а с другой, существует мнение, что Украину нужно поддерживать.

В украинско-польских отношениях есть определенные очень оптимистичные моменты, но есть и некоторые проблемы. Если говорить о приятном, то можно сказать о позитивном процессе исторического понимания двух народов. Для Украины, официального Киева это, возможно, не является таким важным, как для поляков. По-моему, в данном случае поляки больше, чем украинцы, думают о нашей общей истории. И хорошо, что пошел этот процесс „переворачивания” не совсем красивых страниц в нашей общей истории, который, кстати, начался еще во времена Кучмы и Квасьневского. Во-вторых—это развитие экономических отношений. Польша уже два-три годы назад была третьей или четвертой страной для Украины, в которую поступали внешние инвестиции.

Проблемы же  касаются не столько двусторонних отношений, сколько возможностей, эффективности польской помощи Украине в ее приближении к ЕС и НАТО. Нам, полякам, нужно искать какие-то новые концепции, новые идеи. К сожалению, не все знают, что именно нужно делать. О ЕС и НАТО говорится немало, но что делать, когда украинцы не хотят в НАТО и когда ЕС не хочет признать перспективы членства Украины?

И еще. Я говорил, что в польской политике сейчас нет больших дискуссий относительно направлений политики в отношении Украины. Единственное, я боюсь, в этой политике может происходить такой же процесс, как в отношениях Польши и Германии. 15 лет назад они были очень хорошими, и все думали, что такими они и останутся. Позже, после вступления в ЕС, после Ирака и так далее, возникли некоторые сложности в наших двусторонних отношениях. Не исключаю, что когда Украина будет приближаться к ЕС, такие проблемы могут возникнуть и в отношениях между нашими странами.

Взять, скажем, вопрос украинских рабочих в Польше. Сейчас представители польского бизнеса говорят, что рабочая сила из Украины нам очень нужна. Но, если Украина будет в ЕС, то, в конечном итоге, кто-то из политиков скажет, что мы не желаем иметь у себя рабочих из Украины. Потому что, когда приезжают украинцы, то уменьшается количество рабочих мест для поляков.

Если говорить об отношениях вашей страны с НАТО, перспектив вступления в этот союз, то картина, на первый взгляд, достаточно пессимистическая. Россия сейчас имеет больше влияния на Украину, чем страны-члены НАТО. Есть такие страны, как Германия и Франция, которые не очень хорошо относятся к концепции распространения НАТО на Украину. И все же, в отношениях НАТО и Украины в текущем году что-то изменилось к лучшему. Скажем так, отношение стран-членов НАТО, к Украине. Не быстро, но изменяется в положительную сторону. Еще нет ПДЧ, но уже говорим, что он может быть. Что есть перспектива членства.

Но опять же, поддержка украинским обществом идеи вступления в НАТО является достаточно невыразительной. Существенных изменений здесь не происходит, и это является одной из значительных проблем. Понятно, что это является результатом влияния России. Но это также и результаты деятельности и позиции некоторых политических партий.

В этом году украинское руководство приготовило программу, согласно которой, как ожидается, до 2011 года большинство населения страны будет поддерживать вступление страны в НАТО. Я очень хотел бы, чтобы так случилось. Но я не знаю, можно ли это сделать за три года. Скажу откровенно: не думаю, что так будет. И это связано не только с влиянием России.

Второй важный пункт—отношения Украины и ЕС. Россия официально против ничего не говорит относительно движения Украины к этой структуре. Но я думаю, она понимает, или же, скажем так, ей нужно понимать, что если Украина будет приближаться к ЕС, Россия будет постепенно терять влияние на Украину. Это очень интересный пункт. Когда-то Россия это поймет, и начнет что-то делать ради того, чтобы сотрудничество между Украиной и ЕС не развивалось.

Третий пункт, очень важный для Украины. Большую для вашей страны проблему составляет то, что ее очень мало знают в Западной Европе. И это существенно. Те же Франция и Германия с исчезновением в Польше или, скажем, в Восточной Европе, эпохи коммунизма, также не хотели открыть более широко двери НАТО или ЕС. По тем же причинам, как сейчас в вопросе относительно Украины. Но французы и немцы очень хорошо знали, что такое Польша, что это европейская страна. Они знали наших артистов, политиков и тому подобное. И потому им тяжело было сказать: мы не хотим Польши, мы не знаем, что это такое—Польша. Она уже тогда была для них частью большой Европы. И это было очень важно для Польши. Мы могли доказать, что нас нужно взять в ЕС. Ситуация с Украиной совсем иная. И ее надо менять. Через СМИ, через какие-то научные публикации, интернет и так далее. Здесь нужно настойчиво работать. Каждый француз или немец, когда он придет проголосовать на референдуме относительно вступления Украины, скажем, в ЕС, должен знать, что такое Украина.

От автора.
„Футбольная” тема в отношениях между Украиной и Польшей все больше выходит на первый план, затеняя собой многочисленные и разветвленные контакты как на межгосударственном уровне, так и на уровне неправительственных организаций, научной общественности, простых человеческих отношений. И уже не один год существуют эти многоуровневые украинско-польские отношения. Как бы ни было, но очевидно, что сегодня мы не только не должны убавлять темпы нашего взаимодействия, но главное - хорошо поработать над тем, как преодолеть наиболее проблемные вопросы. И здесь большую активность должна проявлять, на мой взгляд, именно украинская сторона.

Олег Леонтиевский,
Севастополь-Варшава-Севастополь.
Фото автора

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама