НОВОСТИ

2 июня 2017

Сергей Куницын: «У меня принцип один - идти вперед как танковая дивизия, и делать то, что намечено!»

09:1424.03.2008г.

21 марта 2008 года председатель СГГА Сергей Куницын выступил в прямом эфире Севастопольской РГТРК, ответил на вопросы журналистов и телезрителей.  

Сергей Владимирович, что нам ждать от подписанного в Севастополе трехстороннего соглашения между госадминистрацией, горсоветом и военным ведомством?

Практика подписания соглашений между региональными властями и центральными министерствами полезна. В прошлом году госадминистрация Севастополя подписала договор с министерством топлива и энергетики и тогдашним министром Юрием Бойко. Результатом этого договора явилось принятие двух государственных программ по устойчивому энерго- и газоснабжению Севастополя, которые начали реализовываться. В частности, мы получили 15 млн. гривен на строительство дюкера через Севастопольскую бухту, который является самым слабым местом в энергетике Севастополя. Нам удалось выйти из критического состояния, в котором оказалась Севастопольская ТЭЦ, благодаря этому соглашению.

Соглашения между СГГА, горсоветом и министерствами – этой прямой путь решения проблемы, когда ее невозможно решить через Кабинет министров. Договор, подписанный с Минобороны – архиважный для нас, потому что ВМС Украины – это колоссальный сектор социально-экономических проблем. Это вопросы базирования, военных городков, строительства жилья и т. п.

Юрий Ехануров – это человек, которому я готов поклониться в ноги. Он  будучи премьер-министром Украины, после того как я возглавил СГГА, ровно через 57 дней, подписал программу СЭР Севастополя на 10 лет стоимостью 6,8 млрд. гривен.

Ехануров и на этот раз приехал не с пустыми руками, привез ордера на 30 квартир, которые были вручены военнослужащим и членам их семей. Это серьезный подарок в рамках юбилея Севастополя. Более того, Ехануров пообещал, что до конца года еще 138 квартир будут переданы военнослужащим Севастопольского гарнизона. Он пообещал погасить долги  - 5,5 млн. гривен – предыдущего правительства и Минобороны. Я точно знаю, что свое слово этот человек сдержит.

Интересное сравнение. За шесть последних лет по линии Минобороны в городе построено 246 квартир. Только за этот год мы получим 168. Мне понравилась позиция Юрия Еханурова относительно судьбы подводной лодки «Запорожье» -  достроить, ввести в состав сил флота. Это – государственный подход.

В чем залог успеха сотрудничества города и двух флотов?

Залог сотрудничества в том, что мы друг друга понимаем, учитываем интересы, спокойно, без надрыва решаем все возникающие проблемы. Наконец, десятки тысяч севастопольцев связаны с флотами, связаны нитями человеческими, семейными, дружескими. В конце концов, у нас общая история, которую нужно чтить и помнить.

Как вы оцениваете  выполнение программы СЭР? Депутаты горсовета настроены критично…

Я очень сожалению, что отдельные депутаты, заходя в сессионный зал, получают листочки с вопросом, который они должны задать специалисту СГГА. Обсуждение вопросов превращается в пустую формальность, потому что уже заранее подготовлен проект решения. Печально, но уже перед открытием сессии принято политическое решение. Дисциплина? Да, партийная дисциплина, политика, если хотите, но не здравый смысл.

Невзирая на то, что существуют резкие противоречия между горсоветом и СГГА, я стою на твердых позициях конструктивного взаимодействия между ветвями власти. Во-первых, потому что худой мир лучше доброй ссоры. Во-вторых, юбилей города на носу, и нужно объединять усилия в подготовке к 225-летию Севастополя. В-третьих, нужно сообща решить массу городских проблем. Я и сегодня готов протянуть руку горсовету, потому что понимаю: вариантов всего два. Первый – война на уничтожение, заострение проблем города.  Второй – поиск компромиссов.

Меня в этой истории больше всего удивило то, что после «газовой» сессии горсовета мне позвонил Валерий Саратов. Мы с ним встретились в Симферополе. Полтора часа общались. Обсудили ситуацию, в том числе – политическую.  Я задал Саратову вопрос: когда в декабре месяце я уезжал на операцию, мы разве расстались врагами? Что же произошло за эти два с половиной месяца? Почему позиция горсовета стала столь жесткой? Саратов сказал, что якобы после нового года он получил информацию о том, что СГГА организовывает депутатов с целью снять Саратова с должности. На это я ему ответил: мне в декабре была сделана тяжелейшая операция. Если бы вы увидели меня в начале января, то поняли, что мне было не до революций и заговоров. Реально устраивать заговоры против председателя горсовета не имеет никакого смысла, потому что три четверти горсовета контролируются ПР и ее союзниками. Обсуждая вопросы, мы пришли к выводу, что есть недочеты в работе и у госадминистрации, и у горсовета. Подводя итоги, решили – худой мир лучше доброй ссоры, нужно конструктивно взаимодействовать, работать. Пожали друг другу руки, обнялись. Что потом произошло в течение недели, мне совершенно непонятно.

Нам есть что сказать севастопольцам относительно выполнения программы СЭР за прошлый год. Мы выполнили ее на 97 процентов. Впервые, ответственно заявляю, с 1991 года, с момента развала СССР, город получил 234 млн. гривен на социально-экономическое развитие. Никогда Севастополь после 1991 года не получал таких денег.

Теперь коснемся освоения средств. Отдельные области Украины освоили менее 50 процентов таких средств. Мы – 97 процентов. Разница ощутима.  Возьмем крупные объекты. Построена Балаклавская транспортная развязка. Первая очередь Приморского бульвара. Памятник «Солдат и Матрос». Первая очередь газового дюкера. Газифицированы жилые дома в Инкермане. Ремонт сельских клубов. Мартыновский коллектор. Реконструкция дорог и так далее. Безусловно, у нас были какие-то недочеты, но очевидные вещи отвергать нельзя.              

Я вам больше скажу. Работал я в правительстве Крыма. Что делает, как правило, Кабинет министров? По ряду объектов в декабре месяце, за неделю до конца года, сбрасывают в регион большую сумму средств, понимая, что за считанные дни ты их не освоишь. Какие выходы из данной ситуации? Я, может быть, не имею права публично об этом говорить, но в силу того, что привык рисковать, могу вам сказать: есть вариант не осваивать средства, тогда их просто заберет центральное правительство, чтобы себе создать резерв денег. Есть вариант показать освоение, и в течение января, февраля, марта будущего года достроить эти объекты. Это рискованно, но что выгоднее для города? Отправить деньги назад или их все-таки освоить? У нас есть ряд объектов, которые достраиваем по этой схеме. Что в этом плохого? Разве город от этого пострадал?

Идем дальше. В прошлые времена на все здравоохранение мы получали по 1-2 млн. гривен в год, а в прошлом году – 20 млн., то есть на порядок больше. Начали реконструкцию первой городской больницы. Травматологическое отделение сделали и продолжаем дальше делать. Жизнь продолжается. В прошлом году мы, подчеркну, на каждое учреждение здравоохранения выделили деньги на капитальные ремонты. И в этом году мы выделим не меньшую сумму. Будет чего-то не хватать, подключим спонсоров, но все, что наметили, - сделаем.

Посмотрите, кто объективно добился принятия программы СЭР на 10 лет стоимостью 6,8 млрд. гривен? Госадминистрация. Кто добился принятия программы празднования юбилея Севастополя стоимостью 100 млн. гривен? Госадминистрация. Причем 30 млн. уже получены. Кто добился того, чтобы правительство Украины приняло две программы стоимостью один млрд. гривен в прошлом году на устойчивое энергоснабжение Севастополя. Госадминистрация. При всех наших недостатках мы, что же, не добиваемся притягивания государственных ресурсов в Севастополь? Неужели не видны при всех недостатках очевидные вещи?

И когда выступает товарищ Пархоменко Василий Михайлович и обливает грязью госадминистрацию, я ему хочу сказать: Василий Михайлович, давайте вместе походим по городу, и Вы мне покажете, что Вы, как первый секретарь горкома партии и председатель горсовета, сделали для города. Если бы меня покойный мэр Севастополя Борис Кучер критиковал, я бы прислушался к его словам. Потому что Кучер был настоящим человеком и специалистом. При нем город был чистый. Вместе с Вячеславом Горбатовым он строил жилье для коммунальщиков. А если ты после себя ничего не оставил, но лезешь на трибуну сессии как профессиональный провокатор и начинаешь долбать администрацию, у которой, безусловно, есть недостатки, для чего ты это делаешь?

Я и Валерию Владимировичу Саратову и отдельным депутатам сказал: собака лает, а караван идет. Вопрос в том, что если я буду ждать и оглядываться, когда примут решение депутаты по реконструкции площади Нахимова или памятнику Кириллу и Мефодию, образно говоря, или шах умрет или ишак сдохнет. У меня принцип один -  идти вперед как танковая дивизия и делать то, что намечено – привести город в порядок, на данном этапе, к юбилею.

Сегодня, кстати, еще два новых троллейбуса мы получили с «Южмаша». Сегодня в городе уже пять новых таких машин.

Успеют ли строители закончить реконструкцию площади Нахимова перед 9 мая?

Площадь Нахимова к 9 мая будет открыта, и она будет красивее, чем была. Сделаем подсветку, поставим стационарный пост милиции. Если перейти на набережную, то вы увидите, как работает «Моргидрострой», который расширяет набережную, укладывает гранитную плитку. А какой мы фонтан делаем на Приморском бульваре! Он будет лучший в Украине. А какую «ракушку»! Но я боюсь, что мы все это сделаем, а потом кто-то это угробит. Каждый доложен заботиться о городе, сохранять его не словом, а делом . Остановить пацана, который расписывает фасад, остановить водителя, который отодвинул клумбу и, нарушая правила, проехал к русскому драматическому театру.

Расскажите, чем закончилась «газовая история», которую раздули депутаты горсовета?

Я только что встречался с руководителем группы Кабинетом министров, которая приехала в ответ на обращение горсовета в связи с известным газовым кризисом в Севастополе. Я встречался с руководителем группы заместителем департамента взаимодействия с регионами Минрегионстроя Виктором Литвинчуком. Группа детально разобралась в ситуации и устно квалифицировала работу госадминистрации как профессиональную. Специалисты этой группы сказали: «ахиллесова пята» Севастополя – отсутствие газового кольца и отсутствие прямых поставок газа из Глебовского газового хранилища, а также дюкера, который мы, к сожалению, не успеваем достроить. Что касается дюкера, то на Северной стороне мы практически все работы закончили. Подошли к водной поверхности Севастопольской бухты. Нам нужно 80 млн. гривен, чтобы сделать газовое кольцо, для того, чтобы раз и навсегда снять проблему обеспечения Севастополя газом.

Что происходит у нас из года в год? У нас газ в Крым поступает по магистрали через поселок Красный чабан Херсонской области, а также – с шельфа Азовского и Черного морей. Работая в правительстве Крыма, я четко знал о том, что зимой всегда возникает критическая ситуация на полуострове с газом. А Севастополь, который находится на самом конце трубы, всегда страдает больше всех. И в свое время Леонид Жунько звонил и просил – помоги, пожалуйста. И мы по-братски делились с Севастополем, несмотря на то, что нам самим не хватало газа.

Я многократно обсуждал проблему невыгодного с точки зрения газового снабжения положения Севастополя с гендиректором «Черноморнефтегаза» Анатолием Присяжнюком, депутатом Верховного Совета АРК. С понижением температуры меняются физические свойства газа, и его нужно все больше и больше для города. Присяжнюк мне объяснял: мы берем из подземного хранилища 5 млн. кубометров газа в сутки. Если брать больше, увеличивается конденсат и ухудшается качество. Я, говорит Присяжнюк, сегодня качаю 6 миллионов, то есть на миллион больше, но с материка мне недодают 2 млн. То есть - минус один миллион на Севастополь и Крым. Я могу умереть, говорил Присяжнюк, но физически больше дать не смогу. При этом газовщики чуть-чуть городу открывали задвижку, и это чуть-чуть позволило нам не разморозить объекты города. Я и сегодня прошу прощения у севастопольцев за то, что мы им создали дискомфорт, но считаю, что администрация сделала все возможное в тех условиях. Так что Владимир Казарин, которого депутаты обвинили в газовом кризисе, конечно же, не виноват. Скажу больше. У нас три человека отвечают за обеспечение газом Севастополя. Андреев – «Севтеплокоммунэнерго», Живодуев – «Севастопольгаз» и Ильин – «СевТЭЦ». Почему оценки не были даны этим людям депутатами? Загадка.

Что будет после реконструкции Матросского бульвара? Почему депутаты горсовета противодействуют приведению его в порядок?

Есть план реконструкции Матросского бульвара. Работы там ведутся. К 9 мая будет реконструирован Памятник Казарскому и лестница к нему. К Дню города – полностью бульвар с фонтанами, плиткой, скамейками, освещением. Из городской помойки в центре города мы сделаем уголок культурного отдыха севастопольцев, как мы это согласовывали с ветеранами.

Будет ли гостиница на Матросском бульваре?

Гостиницы не будет. Будет представительство международной общественной организации «Боевое братство без границ», которую возглавляет Борис Всеволодович Громов. Там никогда не планировалась гостиница.

Прошли общественные слушания по проекту застройки мыса Хрустальный. Позиции обозначены: ветераны поддерживают проект, депутаты – нет…

Мы общими силами за 35 лет достроили памятник «Солдат и Матрос». Первую очередь реконструкции сдали. Это место уже стало одним из любимых у севастопольцев. Ветераны объективно настаивают, чтобы был достроен музейный комплекс общей площадью 5 тысяч квадратных метров. У госадминистрации и горсовета нет денег для того, чтобы достроить. Компания «Индустриальный союз Донбасса» готова профинансировать строительство комплекса. В первую очередь построить музей, и в качестве компенсации рядом построить гостиницу. Мы прошли через градостроительный совет, планировочный совет. Мы не могли не пройти через ветеранские организации. Потому что, если ветераны скажут проекту «нет!», мы морального права строить дальше не имеем. Ветеранские организации рассмотрели восемь проектов, остановились на девятом. Высказали массу замечаний. Мы их учли. В конечном итоге ветераны сделали последние корректировки и сказали – даем добро! Это не понравилось отдельным депутатам. Но ветеранские организации представляют сегодня интересы 100 тысяч жителей Севастополя, то есть каждого четвертого севастопольца. Они имеют полное моральное право сказать решающее слово.

И все-таки – конечное слово за сессией депутатов?

Почему? Конечное слово и за депутатами и за госадминистрацией, дающей «добро» на строительство. Если мы будем ждать, как мы должны были ждать по Приморскому бульвару, по набережной Корнилова, по Матросскому бульвару, мы никогда ничего не сделаем.

Набережную Корнилова успеем привести в порядок к 225-летию Севастополя?

Я на прошлой неделе проводил совещание по набережной Корнилова и вызывал к себе отдельных депутатов, которые имеют отношение к набережной. С учетом того, что мы потеряли массу времени, а совет не принял решение, которые мы ждали в декабре прошлого года, мы вышли на компромиссный вариант, который позволит нам по минимуму привести в порядок набережную.

А что со стадионом «Таврика»?

Мы с Александром Красильниковым как два коллеги – как два президента клубов «Таврия» и ПФК «Севастополь» - поставили перед собой задачу и «Севастополь» вышел в первую лигу. Да, мы хотели к юбилею города сделать минимальную реконструкцию стадиона «Таврика» - отремонтировать трибуну и поле. Меня обвиняют в том, что я разрушил стадион. А что произошло в действительности? Вы знаете, что в городе работал ливанский бизнесмен Рафик Дау, который руководил предприятием «Авлита». Он человек слова и дела. Например, дал деньги на строительство Аллеи городов героев, выделил средства на освещение улицы генерала Мельника и многодетным семьям. Он мне лично пообещал, что даст 1,5 млн. долларов на стадион. Этого было бы достаточно, чтобы сделать поле и одну трибуну. И он выделил первые 100 тысяч долларов, которые были потрачены на то, чтобы разобрать старую трибуну. Мы даже заключили договор, чтобы сделать поле. Но Рафика Дау выдавили из Севастополя. Человек продал предприятие, ушел от нас, в Египте купил порт и не пропал, процветает. Когда он уходил от нас, сказал: я люблю Украину и народ, но ненавижу ваших чиновников. Согласитесь, у меня не было морального права просить 1 млн. 400 тысяч долларов для развития стадиона.

Слава Богу, на сессии депутаты горсовета передали поле стадиона «Таврика» Александру Красильникову, но передали как-то частично. Красильникову нужен футбольный комплекс – резервное поле и гостиница, это требование Федерации футбола Украины и УЕФА. Я поддерживаю Александра Львовича, он в состоянии построить футбольный комплекс. А я буду ему помогать.

Вам, как главе госадминистрации, приходится доказывать вполне очевидные вещи и натыкаться на традиционное сопротивление депутатов. Почему это происходит?

У нас очень много людей, которые умеют красиво говорить, но делать ничего не умеют. Придумали такую историю, мол, пришли в Севастополь крымские, чужаки, во главе с Куницыным и что-то такое делают. А я всегда вспоминаю исторический факт. На момент освобождения в Севастополе было жителей 2,5 тысячи человек. А сегодня в городе проживают 400 тысяч. Откуда они взялись? Понятно, что приехали из разных уголков Советского Союза восстанавливать этот город. Другими словами, основу Севастополя составляют приезжие. Да и вообще говоря, сама постановка вопроса – глупая.  

Я сегодня сказал одному человеку: все равно все сделаю, что наметил, потому что я упрямый. И пусть сегодня мне спасибо не скажут, но пусть через несколько лет вспомнят о том, что делаю и еще сделаю. Мой политический опыт подсказывает, что схема сопротивления реальным проектам всегда почему-то срабатывает. В Симферополе строил стадион, так меня после этого пять лет на допросы вызывали. Спрашивали: почему батальон МЧС привлек на реконструкцию стадиона?  Да потому, отвечал, что стадион был аварийно опасным, играть на нем нельзя было, и болельщиков пускать также.

В Севастополе объявлен двухмесячник чистоты. Не превратится ли он в кампанейщину?

Это будет зависеть от каждого севастопольца, а не только от госадминистрации. Хотя мы поставили себе задачу сделать к 225-летию Севастополя 225 детских площадок, и они будут сделаны. Сохраните люди, эти площадки и вообще все то, что мы делаем. Мы обещали полторы тысячи мусорных контейнеров, и они стоят сегодня во дворах. Мы обещали купить новую мусороуборочную технику? Мы ее купили, не всю еще, но работаем. Недавно на деньги спонсоров за три миллиона гривен приобрели три специализированные машины в Балаклавский район.

Каким, по Вашему мнению, станет празднование 225-летие Севастополя?

Хочется сделать юбилей не помпезным, но красивым, содержательным, домашним и запоминающимся.  И мы над этим плотно работаем.

Фото Василия БАТАНОВА    

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама