НОВОСТИ

2 июня 2017

Виктор Пологов: «Информационное противодействие внедрению эффективного метода лечения, коим является метадоновая терапия, организуют именно те, кто реализует наркотики»

11:5514.03.2009г.

Один из наиболее обсуждаемых сегодня в Севастополе вопросов— метадоновая заместительная терапия, или, если точнее, программа заместительной поддерживающей терапии для наркозависимых, которая с 1 марта с.г. начала реализовываться и в Севастополе «с целью профилактики распространения мультирезистентных форм ВИЧ/СПИД и туберкулёза».

В связи с этим на базе Севастопольской психиатрической больницы открылась клиника реабилитации и поддержки больных наркоманией. Руководителю больницы Георгию Кадомцеву в последние дни пришлось немало объяснять журналистам, депутатам горсовета и общественности, почему городу надо идти на этот шаг. Главный смысл его аргументации состоит в том, что метадоновая терапия будет применяться для благополучия, или, если хотите, безопасности севастопольцев—все же реже придется сталкиваться с наркоманами, валяющимися тут и там шприцами и т. д.

В начале  этой недели Георгию Михайловичу удалось убедить президиум горсовета не выносить пока данный вопрос на сессию. Президиум, но не всех присутствовавших на нем депутатов. Вчера пресс-служба депутата Дмитрия Белика  распространила среди журналистов города то ли письмо, то ли статью для публикации со следующим  заголовком: «Дмитрий Белик: «Метадоновая терапия—прямой путь к увеличению количества наркоманов в Севастополе». Далее в «письме-статье»—очень много «выдернутых» из Интернета ссылок на авторитетных ученых, специалистов  по реабилитации наркоманов, доказывающих пагубность подобной терапии.

Учитывая, что программа в нашем городе уже начинает работать, а горсовет, не исключено, рассмотрит данный вопрос на апрельской сессии, предлагаем вашему вниманию комментарий на данную тему начальника управления охраны здоровья городской государственной администрации Виктора Пологова (СТВ, 13 марта):

—Сегодня все схватились за слово «программа», принимать - не принимать ее, отмести… Ну давайте отметем программу Windows, программу ТВ или радиовещания… Это абсурд? Абсурд. Точно так и здесь: программа эта в данной ситуации имеет свое смысловое значение. Речь идет о заместительной терапии и инъекционной наркомании. Специальные комиссии ООН, ВОЗ признали заместительную терапию как один из наиболее эффективных на сегодня методов лечения инъекционной наркомании. Я подчеркиваю: лечения. Матадон—это лекарственное средство. Наркомания—это не только социальное явление, это болезнь, это наркозависимость. И вот, когда врач принимает решение о назначении пациенту того или иного лекарства, он должен руководствоваться только своими знаниями,  своими умением и опытом и информированным согласием пациента.

Я не слышал, чтобы мы с депутатами горсовета обсуждали, скажем, проводить больному аппендоктомию  или не проводить, переводить  онкобольного на наркотики, или  не переводить. Это не обсуждается в городском совете. Но почему-то вот эту тему решили вдруг обсуждать.
Я должен вам сказать: только по тем инъекционным наркоманам, которые состоят у нас на учете, и приобретают наркотики, вольно - невольно они же покупают этот опий, и с учетом его стоимости денежный оборот у наркоманов составляет более 50 млн. грн. в год. И я глубоко убежден, что информационное противодействие внедрению эффективного метода лечения организуют именно те, кто реализуют эти наркотики. А как так: они потеряют 50 млн.грн., извините, не облагаемых никем и ничем, никакими налогами средств? Они должны были организовать противодействие? Да, должны, они его и организовали. Но они организовали его как информационный ресурс. И ссылаются на те или иные заметки в Интернете: «вот мы то прочитали, вот мы это причитали».

Уважаемые, не в Интернете надо искать. Пойдите в библиотеку и возьмите методические руководства, возьмите научную медицинскую литературу, и прочитайте о результатах внедрения метадоновой программы в Швеции, США, Великобритании. Во всех государствах ЕС применяется заместительная терапия, и применяется с эффектом. И они получают: около 50% пациентов отказываются от инъекций. Из оставшихся половина со временем полностью отказывается от приема каких бы то ни было наркотиков. Более эффективной методики на сегодняшней день не существует. И вдруг мы получаем такое противодействие.

Но самое удивительное, что рассматривается вопрос о запрещении проведения заместительной терапии в коммунальных заведениях здравоохранения! Есть 49-я статья Конституции Украины, согласно которой каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь. И подготовлен проект распоряжения, которым на сегодня в коммунальных заведениях города Севастополя приостанавливается действие Конституции.

Принимаются решения, что есть хорошие болезни, а есть плохие болезни, есть хорошие больные, а есть плохие. Медицинский работник никогда не руководствовался таким подходом. Для нас любой пациент, страдающий той или иной болезнью, это пациент, на которого должны быть направлены все наши силы, знания и умения. И мы будем руководствоваться здесь исключительно нашим профессионализмом, нашей информированностью, нашей компетенцией.

В Севастополе около 800 инъекционных наркоманов, из них более 600 это те, кто у нас стоит на учете, употребляют опий инъекционным путем. Из них треть—ВИЧ-инфицированные. То есть, каждый третий пустой шприц, увиденный вами на улице—смертельно опасен для вас и ваших детей. Каким образом  сделать так, чтобы уменьшить число попадающихся нам на улицах этих смертельно опасных шприцов? Да, пытались просто запрещать, где-то закрывать… Не дает эффекта абстинентная терапия, то есть, попытка инъекционного наркомана полностью отказаться от наркотика «вдруг и сейчас». Эффективность—не более 5%. Поэтому мы и внедряем более совершенную методику, которая позволяет отказаться от наркотиков в несколько этапов, постепенно, не в одночасье. И международная практика подтверждает эффективность этой практики.

О втором моменте я уже говорил: 50 миллионов гривен составляет теневой оборот только по тем, о ком мы знаем. Где инъекционный наркоман может взять 50 миллионов? Если он ежедневно потребляет наркотики, то он уже, как правило, потерял работу, как правило, он продал в своем доме все, что только мог. Где он возьмет? Он возьмет неправильным путем. Я не буду говорить, каким именно и как, но все мы знаем, откуда у нас сегодня эти мелкие грабежи, мелкое воровство. Все мы знаем, откуда у нас проституция. Потому что, либо сами идут зарабатывать, либо своих друзей и подруг подвигают на это дело, чтобы заработать деньги для очередной дозы.

С одной стороны, это социальная беда, а с другой, это просто убивает сам организм. И когда говорят, что метадон имеет те или иные побочные эффекты… Так по сравнению с чем, с «ширкой»? Вы с чем сравниваете? Вы считаете, что «ширка» все-таки лучше, и надо оставить так, как оно есть?

На мой взгляд, вот это противодействие внедрению заместительной терапии проходит под одним общим лозунгом: «поддержим отечественного производителя!». То есть, мол, пусть останется, как есть: «ширка», инъекционные наркоманы, теневой оборот. Я с этим не согласен. Поверьте мне, вот то, что сейчас в Интернете атаки идут—это проплаченные атаки. Они понимают, что полностью не запретят, но хотят хоть на какое-то время оттянуть эффективную борьбу с инъекционной наркоманией.

Записал Олег ЛЕОНТИЕВСКИЙ, "Новый Севастополь"
Фото Василия БАТАНОВА

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама