НОВОСТИ

2 июня 2017

Владимир Работнев: «Портам Украины надо думать над сокращением расходов и накоплением «жировых отложений», чтобы использовать их в дальнейшем»

09:3409.03.2009г.

Заместитель министра транспорта и связи - директор Департамента морского и речного транспорта Владимир Работнев во время выступления на общем собрании Ассоциации портов Украины «Укрпорт», состоявшемся 6 марта Севастополе, коснулся наработок нормативно-правовой базы деятельности морских торговых портов, их тарифной политики, перспективах развития системы портового хозяйства. Также Работнев говорил о будущем ГП «Севастопольский морской торговый порт». «Новый Севастополь» предлагает выдержки из выступления замминистра.

О подготовке нормативно-правовой базы
- Наш нормативной блок двигается, к сожалению, очень тихо… Вы знаете, с каким оптимизмом в прошлом году мы говорили о решении РНБО (очевидно, речь о заседании и принятых на нем решении по развитию морской отрасли—«НС»). Движения документов, которые во исполнение решения РНБО путешествуют по этажам власти, оно такое, знаете: на каждом этаже приходится объяснять с самого начала, что Бог вначале создал море, а потом из него вышел человек. С таких азов приходится начинать рассказывать в Минфине, Минэкономики, Минюсте, Госкомитете по предпринимательству и тому подобное. Практически все, что наработано, лежит в Кабинете министров Украины, тем или иным образом рассматривается, возвращается, не возвращается… и морская доктрина, и концепция закона о морской политике, и закона о внутреннем водном транспорте. Я уже не знаю, сколько можно лет ему там находиться. Снова вернули на доработку, причем, по непонятным причинам. Есть вещи, которые, к сожалению, и мы недорабатываем.  Я в этом смысле не снимаю ответственности с Минтранса, но просто физически не хватает рук для того, чтобы по каждой инициативе добегать до конца.

Мы с Госкомитетом по предпринимательству договорились об одной из наших приоритетных вещей в работе морского транспорта на текущий год: это существенное упрощение формальностей в портах при оформлении судов и грузов, поступающих морским путем.

Закон о портах. Кто занимается этим вопросом, знает, что в этом году исполняется уже 9 лет первой редакции закона. Этот закон нужен, как воздух. Сегодня уже просто смешно: у нас нет ни одной существенной поправки к КТМ (кодекс торгового мореплавания) с 1994 года.

Тарифная позиция
Пора уже давно признать, что морской торговый порт, как государственное транспортное предприятие, монополистом не является.  Нас уже давно нельзя считать монополистами. Обсуждался этот вопрос на коллегии «Укрморречфлота», на тарифной группе, и приходили к выходу, что следующий шаг—это дерегуляция транспортных тарифов. И кризис как раз показал: нам необходимо будет более серьезно к этому подойти. Причем, в ближайшие месяцы. Потому что без гибкой системы реагирования на конъюнктуру мирового транспортного рынка, мы двигаться дальше не можем. Да, в прошлом году наши тарифы спасли, помогли поднять экономику портов, честь и хвала всем нам. Только в этом году они начали сдерживать свои грузопотоки, и они стали обходить Украину. Если, предположим, традиционный грузопоток и при таких тарифах не уйдет, то это один разговор. А если этот тариф стоит, и, скажем, порт приводит доказательства, что его необходимо снижать, то это совершенно другие вещи. Насколько мы сегодня вправе держать эту высокую планку, насколько мы должны ее снизить—давайте думать комплексно. Потому что это должны быть не интересы одного отдельного причала, а долговременные интересы. Временная скидка, либо установление планки, возле которой можно играть в сторону повышения. Все эти варианты рассматривались на тарифной группе.

Пока, к сожалению, единого мнения, единого решения нет. И я его сегодня не могу предложить. Вот этим, тарифной составляющей нам надо в ближайшее время заняться, тарифная  составляющая сегодня становится ключевой.

Ясно, что кризис не на месяц, он на годы серьезно и долго будет менять структуру грузопотоков. Если сегодня порты имеют, по разным оценкам, от 20 до 40 процентов снижение потенциальное, то появляются другие грузопотоки, которые уходят, скажем, к сухопутным границам.

Первый месяц—статистика еще не устоялась. Завтра-послезавтра будет понятно, что именно нужно предпринимать для того, чтобы грузы пошли через порты. Привезет их нам железная дорога, или не привезет—в этом смысл.  Смотреть отдельно на наш тариф без того, что делает «Укрзалізниця», и что происходит на автомобильном транспорте, мы не имеем права. А подобные вещи у нас пока, к сожалению, разорваны. А разорваны по одной причине: железнодорожники сами устанавливают тариф, Минтранс устанавливает по согласованию с Минэкономики либо через Кабмин для морского транспорта. Вот вам разрыв: принятие решения, разорванного во времени и пространстве и по субъектам. И пока четкого решения нет. Видимо, надо настаивать, чтобы это было в одной компании.

Как хозяйствовать
В любом случае этот год будет другим, нежели прошлый. Прошлый год все-таки трудно сравнивать с предыдущим, в силу того, что был тарифный подъем, плюс курсовая разница нам немножко помогла, финансовые показатели выросли. Давайте еще смотреть на все это и с точки зрения того, что мы стоим в начале длительного, довольно серьезного спада. И то, что было заработано в прошлом году, что зарабатывается сейчас, может завтра сильно понадобиться. Иными словами, хотел бы сказать, что руководителям портов, безусловно, необходимо думать над сокращением расходов, над накоплением «жировых отложений», которые можно будет использовать в дальнейшем. Будут вещи серьезные. Контейнерный бизнес, например, упал вдвое по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года.

Надо смотреть в будущее, конечно, с оптимизмом, надо понимать, что достаточно плотная, бодрая отрасль, может не бояться штормов и ветров, Однако, длительное падение фрахтового рынка, и, самое главное, грузопотоков нашего транзита, приведет к пересмотру некоторых позиций. Поэтому, в любом случае надо «поджиматься», накапливать ресурсы.

О ГП «Севастопольский морской торговый порт»
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить Севастопольский морской торговый порт с 225-летием. Порт с огромными возможностями… у порта будут большие-большие изменения, если мы доведем ту идеологию, которая сейчас обговаривается в рабочей группе (имеется ввиду рабочая группа «Турчинов-Куницын», созданная в соответствии с указом Президента Украины № 1204 от 26 декабря прошлого года "О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию города Севастополя"—«НС»), в Минтрансе.

Если продвинется порт  Севастополя, то и Донузлавская бухта тоже потянется за ним. Потому что заработает инфраструктура в глубину и за пределы Крымского полуострова.

От редакции
В. Работнев предложил ассоциации «Укрпорт» со своей стороны также подумать над тем, какими могут быть перспективы порта Севастополя. «Может быть, одна из групп ассоциации будет ответственная за вопрос 2017 года, вторая функция ее—Севастопольский узел».

«Нас интересует транспортная составляющая, и я глубоко убежден, что будущее Севастополя именно в этом», сказал В. Работнев.

Олег ЛЕОНТИЕВСКИЙ

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама