НОВОСТИ

2 июня 2017

В России проведены первые общественные слушания о работе морских пунктов пропуска через госграницу

11:4701.02.2011г.

27 января Общественная палата РФ совместно с Росграницей провели первые общественные слушания по теме “О совершенствовании работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации”. “Для мирового бизнеса важны точки входа и выхода в нашу страну – это порты и аэропорты. Мы видим, какое внимание уделяют гонконгские, китайские, казахстанские, европейские компании нашим портам, аэропортам, сегодня европейские компании начинают работать. Если мы сами не предложим схемы работы в портах, то у меня нет большого сомнения в том, что появится западный консультант, который точно так же объяснят нам, как работать”, – предупредил, открывая заседание, руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Дмитрий Безделов.

Слушания с самого начала были обозначены как “мозговая атака на проблему в отрасли”. Эта формулировка как нельзя лучше характеризует состоявшиеся дебаты. Отправной точкой для дискуссии стал доклад директора проекта Single Window группы “Морской Экспресс”  Владимира Коростелева “Проблемы пропускной способности морских портов. Административные барьеры функционирования морских пунктов пропуска”.

Сравнение организации работы контролирующих органов в отечественных и европейских портах наглядно демонстрирует, что в России чрезвычайно большое количество нормативных документов, а многие функции контролеров дублируются. Только при оформлении прихода/отхода судна контрольные органы требуют до 45 форм документов, причем в нескольких экземплярах. А  обязательный комиссионный контроль приводит к тому, что суда ждут “ревизоров” два раза – до погрузки и после. Избавиться от этих проблем должен помочь запуск механизма “Единого окна”. Техническая реализация этого механизма предполагалась в 2008г. в порту Калининград, а в 2010г. – в порту Усть-Луга, однако до практического применения дело не дошло.

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева заявила, что на “99% и 9 в периоде” согласна с озвученной В.Коростелевым оценкой текущего состояния дел. Однако ликвидация дублирующих функций  и внедрение электронного документооборота должны, по ее мнению, идти параллельно с созданием материальной базы, то есть, современной портовой инфраструктуры.

Заместитель генерального директора ОАО “Компания Усть-Луга” Александр Головизнин считает, что многие практикуемые сегодня в портах процедуры можно упростить без выделения дополнительных средств. Свою идею он проиллюстрировал на примере порта Усть-Луга, на территории которого расположен терминал по приему накатных грузов МПК “Юг-2”. По требованию пограничников на территории терминала был построен специально оборудованный ангар Водитель, выгнав машину с судна, заезжает в ангар, глушит двигатель, покидает салон, открывает все двери автомобиля, а также капот и багажник. Только после этого к своим обязанностям приступает представитель погранведомства. Из-за подобной волокиты производительность выгрузки автомобилевоза падает в несколько раз. Вместо нормы 250-300 автомобилей в час досматриваются только 100 машин. При этом если машины поступают в Россию сухопутным маршрутом из Финляндии, никто их так тщательно не досматривает. Автомобилевозы проверятся визуально на эстакаде. Тем самым, считает А.Головизнин, снижаются конкурентные преимущества доставки автомобилей океанским судами с меньшим числом перевалок.

Говоря о работе комиссии, А.Головизнин отметил также, что этот орган на самом деле только принимает решение о разрешении выгрузки груза в зону таможенного контроля, которая находится на территории порта, а не о выпуске груза. “После выгрузки весь контроль остается. Зачем же нужна комиссия? Зачем приходят 5 человек и три часа сидят, листают на теплоходе бумажки? Эти бумажки им до и после, и в электронном, и в бумажном виде могут принести в кабинет! Выпуск в свободное обращение производится только после таможенного оформления. Почему необходимо на борту судна решать вопрос о разрешении выгрузки в зону таможенного контроля? Это на самом деле элементарные вещи, которые могут быть приняты очень простым решением”, – считает А.Головизнин.

Руководитель Северо-Западного территориального управления Росграницы Михаил Смолкин отметил, что привлекательность пунктов пропуска и порта вообще складывается не только из скорости обработки судов, существует комплекс мер, которые необходимо решать на местах. Он напомнил, что стратегия развития системы пунктов пропуска должна быть сформулирована в федеральной целевой программы “Государственная граница Российской Федерации (2012-2017гг.). “Очень важно понять, во что инвестировать. Инвестировать в развитие автомобильных пунктов пропуска, которые фактически обслуживают грузопотоки, которые идут не через наши порты, а через Котку, Хамину и ряд других финских портов, или ориентироваться на морские пункты пропуска с точки зрения оснащения их современным оборудованием? Необходимо дать им возможность, толчок, для того, чтобы те объемы, которые планируется привлечь, в полной мере обслуживались необходимым техническим и технологическим оборудованием”, – подчеркнул М.Смолкин

Как сообщила, подводя итоги слушаний, член Общественной палаты РФ, член Общественного совета при Росгранице Елена Лукьянова, по итогам совещания президенту Российской Федерации будет направлена краткая справка “Об эффективности реализации международных правовых договоренностей России в морских пунктах пропуска государственной границы” с просьбой поддержать все принятые на мероприятии решения. Кроме этого, Общественная палата планирует обратиться в комитет по транспорту и комитет по безопасности Государственной Думы с просьбой принять к рассмотрению предложенные поправки в российское законодательство.

Источник: Вся правда о ТИС

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама