Один из разработчиков генплана Антон Финогенов призвал горожан к конструктивной работе в форме коротких вопросов и ответов, после чего участникам слушаний был показан 23-минутный видеоролик, раскрывающий в общих чертах базовые положения проекта генплана. Затем Финогенов подробно начал рассказывать, как разрабатывался генплан, однако его прерывали выкриками с мест с требованием дать слово севастопольцам – люди сразу же выстроились к микрофону и, собственно, начали митинг протеста.
Тон задал депутат Госдумы Дмитрий Белик, который спросил Финогенова, почему генплан не разрабатывали севастопольские архитекторы. Его вопрос утонул в шквале аплодисментов горожан. «Вы создали если не социальный взрыв, то неблагоприятную ситуацию. Мы россияне, мы рады, мы горды. Мы в 2014 году в Россию шли с открытыми глазами, ничто нас назад не развернет, но надо бережно относиться к нам, севастопольцам, – сказал Белик. – В генплане есть спецтерритории, которые нарисованы на жилых объектах. Это значит, что ничего, кроме военной инфраструктуры, там строить нельзя, а там люди живут. А вы нарисовали как спецтерриторию. Зачем?»
Белик призвал правительство Севастополя и разработчиков генплана к мудрости: «Посмотрите, это – севастопольцы. Здесь так (как вы хотите) не получится». После этих слов зал начал скандировать «Севастополь! Севастополь!» и бурно аплодировать. Финогенов спросил: «Вам интересно, что я отвечу на это?» «Нет!», – закричала толпа и стала перекрикивать разработчика, «захлопывая» его.
К микрофону прорвался простой житель Юрий Мамонтов. «При первом взгляде на проект этого так называемого генплана, сразу возникает недоразумение. Сразу видно, что делали его люди пришлые, что им абсолютно наплевать на интересы и чаяния жителей нашего района», – сказал Мамонтов.
Он рассказал, что в 2004 году купил участок земли, на котором построил дом и теперь живет в нем. «Почему я это сделал? Потому что хотел жить в тихом, уютном месте, среди зелени, близко к центру города. До этого я прожил 25 лет в Москве в каменных джунглях. И вот в Севастополь приехали господа москвичи и хотят здесь сделать каменные джунгли», – отметил горожанин.
Он также сообщил, что купил при Украине участок земли для детей и получил госакт. «С приходом России я попытался получить выписку из ЕГРН, которая подтверждает мое право на земельный участок. Тянули-тянули в Севреестре. Наконец пришел ответ, из которого стало ясно, что Севреестр не может зарегистрировать российское право на мой участок, поскольку этот участок будет в спецзоне. Поэтому Дмитрий Глебович (Гладский) в начале нашей вечеринки слукавил, когда сказал, что генплан не имеет никакого отношения к праву собственности. Как видите, имеет, и самое непосредственное», – заявил Мамонтов, добавив, что «проект генплана – антинародный, преступный и насквозь коррупционный».
«Поэтому предлагаю не рассматривать его по частям, отвергнуть целиком и поручить разработку нового Генплана нашим севастопольским архитекторам», – подытожил житель.
Финогенов в очередной раз пытался взять ситуацию под контроль, однако митинг продолжился. Председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров назвал проект генплана непрофессиональным. «Все эти картинки похожи на Нью-Васюки. У нас четвертый по счету генплан, но более халатного отношения к разработке еще не было. Зачем вы нам впариваете откровенную халтуру?!» – возмутился архитектор.
Касаясь конкретных вопросов, он заявил о том, что в проекте генплана никак не решена транспортная проблема Севастополя, никак не отображена сельскохозяйственная зона. Он предложил создать рабочую группу, в которую включить специалистов Академии архитектуры РФ и местных специалистов, которая бы оценила проект генплана и его существенно откорректировала в интересах горожан.
В нескольких выступлениях горожан прозвучала одна и та же мысль о том, что, если бы власть Севастополя выдала российские госакты на земельные участки, которые горожане получили еще при Украине, то это сняло бы очень большую проблему. Однако тысячам севастопольцев Севреестр отказывает в такой регистрации, отчего в обществе зреет социальная напряженность.
Общественник Андрей Ситников сообщил собравшимся, что по просьбе севастопольцев Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» дал отрицательное заключение на проект генплана. «В ближайшее время ведущие архитектурные учреждения России дадут такие же отрицательные заключения, в частности, Российская академия архитектуры», – пообещал Ситников.
Выступление руководителя регионального отделения политической партии «Ветераны России» Сергея Бинали буквально взорвало зал. «Я только что вернулся из Нахимовского района с публичных слушаний по генплану. Нахимовский район, Гагаринский район голосовали. Все 100% жителей высказались за то, чтобы обязать правительство Севастополя расторгнуть договор с компанией (Институтом Генплана Москвы), которая разрабатывала генплан. Чтобы эта компания вернула деньги в бюджет. Провести тендер, чтобы другая фирма этим занялась с обязательным условием, чтобы туда вошли специалисты Севастополя», – сказал Бинали. В ответ зал стал скандировать «Голосуем! Голосуем!».
Затем инженер-строитель Артур Козлов призвал разработчиков генплана вернуться в свои родные города Москву и Санкт-Петербург, признать генплан бракованным и ошибочным. Он обратился в зал проголосовать против генплана. Участники единодушно подняли руки вверх, после чего начали расходиться. «Единогласно, господа!» – заявил Козлов.
Финогенов еще пытался вернуть общественные слушания в конструктивное русло, но это у него не получилось – севастопольцы не были настроены верить разработчикам на слово, ежедневно сталкиваясь с реальными имущественными проблемами.