Сотрудники лаборатории фиторесурсов Института биологии южных морей имени Ковалевского РАН вернулись из экспедиции в природный заказник «Мыс Айя». Они обследовали около пяти квадратных километров в районе дикого пляжа «Инжир». Там они изучали популяцию краснокнижной сосны Станкевича – реликта и эндемика Крыма, который растёт только в районе Севастополя и Судака.
«Очень много повреждённых деревьев – это то, что мы наблюдали. Полное отсутствие подстилки, травянистого, кустарникового ярусов. Очень много. Мы зафиксировали участки с пятой стадией дигрессии растительного покрова – это максимальная стадия, которая говорит об угнетенном состоянии и деградации растительности», – сообщила «Новому Севастополю» руководитель лаборатории Наталия Мильчакова.
Это место исторически популярно у туристов. И, несмотря на наличие охранной зоны, здесь много «дикарей», которые ломают ветви реликтовых деревьев, разводят костры, вешают гамаки и другими способами наносят урон окружающей среде. Учёные предлагают закрыть 20-й выдел 54-го квартала Севастопольского лесничества на три года.
«Это международная практика, которая показывает, что при общем ограничении, кроме пешеходного туризма, за это время будут происходить восстановление растительного покрова и восстановление популяций охраняемых видов не только деревьев, но и многих других. Что мы и наблюдаем в настоящее время в 67-м квартале лесничества (в сторону «Затерянного мира»), который полностью закрыт для рекреационной деятельности, и мы ведём там мониторинг – возобновляемость сосны Станкевича очень высокая», – отметила Мильчакова.
При этом учёные считают, что закрыть в заказнике на это время нужно не только лес от «палаточников», но и акваторию от прогулочных яликов, которые здесь массово становятся на якорь – это приводит к сокращению количества видов водорослей, снижению продукционных показателей донной растительности, от которой зависят процессы самоочищения водных масс.
«Концепцию дальнейшего использования «Инжира» разработал Севприроднадзор. Это цивилизационные изменения, которые существуют во многих заказниках и заповедниках. Это очень важно, чтобы не под каждой сосной Станкевича ставили горелку, разводили костёр или устраивали туалет. Должны быть биотуалеты, организованы доставка воды и приготовление пищи. Это всё-таки природный заказник, основная роль которого сохранить природные комплексы, а не уничтожать их», – объяснила учёный.
Она уверена, что в этом случае, при бережной и контролируемой эксплуатации, «Инжир» сможет сохранить свое биоразнообразие и свою привлекательность, в том числе туристическую, на многие годы.
Ранее власти города рассматривали планы по созданию организованных туристических стоянок на особо охраняемых территориях.