Покупка компьютера – важный процесс. И выбору монитора нужно уделить особое внимание. Это влияет на комфорт работы, впечатление от просмотра фильмов или радость от игр.
Монитор подбирается в зависимости от назначения компьютера. Формально можно выделить несколько видов дисплеев: игровые, профессиональные, для учебы или офисных задач, портативные. Все они будут различаться размерами экрана, качеством изображения и стоимостью. Ниже рассмотрены характеристики мониторов и указано, на что обратить внимание при выборе.
Также рекомендуем вам посетить данный рейтинг мониторов, там собраны лучшие мониторы по соотношению цены и качества.
Комфортнее всего работать на мониторе с большой диагональю. На таком экране размещается больше информации, удобно читать текст, смотреть фильм или играть.
Отдельный вид - портативные экраны диагональю 15,6 дюймов. В монитор встроен аккумулятор, что позволяет работать за пределами дома и офиса. Имеет возможность подключения к планшетам и смартфонам.
Кроме длины диагонали важным параметром является соотношение сторон. Устаревшие форматы 5:4 и 4:3 уходят из обращения. На таком экране удобно работать только с текстами и документами.
Самый распространенный формат 16:9 подходит для просмотра видео, веб-страниц, игр и работы с изображениями. Модели 16:10 постепенно перестают выпускаться.
Кинематографическая величина 21:9 позволяет смотреть фильмы и работать с изображением в широкоэкранном формате. Популярность данного соотношения объясняется:
Телевизоры с изогнутым экраном не пользуются популярностью, чего не скажешь о мониторах. Изображение на изогнутом дисплее кажется более реалистичным, у человека возникает ощущение присутствия и полного погружения.
Такие экраны подойдут для игр и просмотра видеоконтента. При работе с чертежами или 3D- проекциями происходит искажение картинки.
Покрытие у экранов различают матовое и глянцевое. Глянцевые экраны уступают свое место моделям с матовым покрытием. У глянцевого дисплея хорошая цветопередача, недостатком являются блики на экране. В мониторе с матовым покрытием цвета будут менее яркие и насыщенные, но блики отсутствуют полностью.
Разрешение экрана характеризует качество изображения монитора. Чем выше показатели разрешения, тем качественнее картинка. Разрешение считается как число пикселей по горизонтали, перемноженное на число пикселей по вертикали.
Матрица – фундамент любого дисплея. От типа матрицы зависят такие показатели, как яркость, насыщенность, время отклика и цветопередача.
Основные типы матриц:
Преимуществом на рынке пользуется матрица AH-IPS. Компания LG выпускает в массовые продажи Nano-IPS. В этой матрице для улучшения цветопередачи на светодиоды подсветки наносят наночастицы. Такая подсветка называется KSF подсветка. В аббревиатуре используются первые буквы элементов: калий, кремний, фтор.
Встречается еще Fast-IPS (Rapid-IPS) – IPS-матрица с цветопередачей отличного качества и скоростью отклика пикселя как у TN-матрицы.
Samsung разработал технологию QLED. В матрице VA используются нанокристаллы, которые расширяют цветовую палитру и повышают значения яркости.
Яркость – это характеристика монитора, которая показывает интенсивность белого цвета экрана. Единицей измерения является кд/м² (нит).
Контрастность – это интенсивность черного цвета в цветопередаче экрана. Чем выше этот показатель, тем четче детали изображения. Самое высокое значение насыщенности наблюдается у VA-матриц до 4000:1.
Глубина цвета – это число оттенков, которые может отразить матрица экрана.
Для профессионального дисплея лучшим показателем будет 10-битная матрица. Такая конфигурация показывает свыше миллиарда оттенков, устанавливается в премиальные мониторы и имеет самую высокую стоимость.
Цветопередачу в хорошем качестве показывают и 8-битные матрицы. Редко кто сможет заметить разницу по сравнению с десятибитными экранами. Есть улучшенная матрица 8 бит + FRC, у которой тоже миллиард цветов, как и в 10 бит, но стоимость ниже.
Цветовой охват – это цветовой спектр, который воспроизводит монитор. Чем выше значение, тем более натуральным выглядит изображение. Не нужно гнаться за увеличенными характеристиками цветового охвата, иначе картинка будет слишком яркая и перенасыщенная.
Цветовой охват sRGB характерен для большинства мониторов. Adobe RGB используют в профессиональных целях при работе с изображениями и иллюстрациями. DCI-P3 – кинематографический формат.
Частота обновления экрана определяет число кадров, которое показывает монитор за 1 секунду. Чем выше частота, тем более плавным будет передача изображения. Стандартная частота – 60/75 Гц, подойдет для работы с текстами, документами и для просмотра кинофильмов. У игровых мониторов частота обновления выше – 120/144 Гц. Самые продвинутые пользователи предпочитают модели с частотой 240, 280 или даже 360 Гц. Помните, что высокогерцовый дисплей требует соответствующий FPS.
Для игрового дисплея характерно оснащение системой адаптивной синхронизации. Технология Adaptive-Sync синхронизирует частоту обновления экрана в соответствии с количеством кадров в секунду. Система адаптивной синхронизации уменьшает задержки и устранят разрывы изображения. Проще говоря, обеспечивает плавное воспроизведение графики.
Два главных производителя видеокарт решают эту задачу по-разному:
Кроме FreeSync компания AMD разработала дополнительные уровни технологии: FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Оба нуждаются в частоте обновления экрана не ниже 120 Гц, разрешение дисплея должно быть 1920 х 1080 и выше. У версии Pro в дополнение функционирует технология расширенного динамического диапазона HDR.
Отклик монитора – наименьшее время, которое затрачивается на преобразование яркости свечения пикселя. Еще одна важная характеристика монитора для геймера. Все производители измеряют этот показатель по-разному и стараются его снизить.
Распространенным методом замера является GtG (grey to grey) – время перехода серого цвета с 90% яркости до 10%. Менее популярные методы – BtW (black to white) – изменение черного цвета в белый и BWB (black-white-black) – изменение черного в белый и снова в черный.
Проверить время отклика не в лабораторных условиях нереально, поэтому ориентируются на данные производителей.
Существует еще оценка MPRT (motion picture response time) – это скорее кинематографический отклик для движения, или иначе время видимости пикселя.
Для хорошего геймерского экрана достаточно показателя в 1-4 мс. В дисплее для обыкновенного использования будет хватать отклика в 8 мс.
Современные дисплеи обладают системами защиты зрения. Обратите внимание на слова в спецификациях Flicker-Free и Flicker safe. Это означает, что у монитора нет неразличимого для глаза мерцания.
В ОС Windows 10 имеется встроенная функция Low Blue Light, которая снижает напряжение на глаза благодаря уменьшению излучения синего цвета в диапазоне 420-480 нм.
Монитор подключается к системному блоку с помощью HDMI 2.0 или DisplayPort 1.4. Это современные разъемы, которые обеспечивают высокое качество изображения. В недорогих конструкциях встречаются DVI и VGA.
Также дисплей может быть оборудован вспомогательными портами: USB и разъемом для наушников.
Одним из важных элементов дисплея с точки зрения эргономики является подставка. Обыкновенные подставки меняют только наклон экрана, некоторые способны изменять и высоту. У продвинутых моделей регулируется угол поворота (до 90⁰) и ориентация экрана (альбомная или книжная), что удобно программистам, тестировщикам и дизайнерам.
При покупке обращайте внимание на конструкцию и размеры подставки. Она должна соответствовать площади стола, на который будет устанавливаться монитор. Для изогнутых экранов с массивной ножкой не подойдет небольшой стол.
Почти все дисплеи в комплекте имеют крепление VESA. С его помощью можно прикрепить экран к стене или поставить на кронштейн.
Подробнее на портале Vyborcen.com.