10:1701.02.2011г.
В конце прошлой недели в Берлине в ходе форума «Развитие сельского хозяйства в Восточной Европе и Центральной Азии» министр агрополитики Украины Николай Присяжнюк заявил, что в ближайшее время его ведомство совместно с ЕБРР, Всемирным банком и зернотрейдерами намерено сделать экспорт зерновых более открытым.
«Будем искать формы сотрудничества, мы за свободный рынок зерна, мы это сделаем в ближайшее время», — пообещал министр.
Однако эксперты и участники рынка слабо верят в подобные обещания. А многие говорят о том, что если новые механизмы госрегулирования рынка и будут найдены, то вряд ли они возместят уже понесенные как финансовые, так и имиджевые убытки. Задержка судов с зерном в портах, последующее непрозрачное распределение квот и другие нормативные ограничения уже нанесли украинским компаниям ущерб в миллиарды гривен. Конечно, введение квот сыграло свою роль в стабилизации внутреннего рынка продовольствия: в частности, профицит зерна позволяет оставаться относительно стабильными ценам на мясо и птицу. Ведь объемы экспорта за первое полугодие текущего МГ по сравнению с прошлым сократились в натуральном выражении вдвое — с 13,68 млн. до 6,63 млн. т, что не могло не отразиться на рынке в целом.
Правда, выручка за экспортное зерно в сентябре-декабре 2010 года составила 10,4 млрд. грн. (за аналогичный период 2009-го — 14,85 млрд. грн.). И на первый взгляд в денежном выражении ценовая разница не столь значительна. Но общемировое подорожание продовольствия не приносит Украине ожидаемых дивидендов.
«Сейчас на мировом рынке цены на фуражную пшеницу в портах Мексиканского залива составляют 347 долларов/т, на французскую (3-й класс) — порядка 350 долларов/т. В то же время на внутреннем рынке цены на пшеницу 3-го класса, которую реализуют переработчики, не 55% ниже — около 200 долларов/т (1600 грн./т)», — поясняет Мария Колесник, руководитель аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА». Аналогичная ситуация и с кукурузой. Несмотря на высокий уровень мировых цен на нее (американская — 273 долларов/т, аргентинская — 279 долларов/т), украинскую дороже 222 долларов/т (1780 грн./т) продать не удается. В итоге, по подсчетам генерального директора компании «Укрзернопром Arpo» Евгения Ленга потери аграриев в результате отсутствия свободного экспорта зерновых оцениваются не менее чем в 10 млрд. грн.
Однако дело не только в финансовых показателях, но и в изменении отношения к украинскому зерну в целом. На мировом рынке отечественное зерно сегодня не слишком ждут, даже с ценовым дисконтом в 30-50 долларов.
«В последнее время зарубежные покупатели просят поставщиков покупать зерно для поставки в какой-то другой стране, но только не в Украине. Такую «славу» мы заслужили на мировом рынке многомесячными простоями в портах одновременно десятков судов, невыполненными контрактами по причине неполучения квот и лицензий и из-за прочего непредсказуемого «беспредела»», — рассказывает генеральный директор УАК Сергей Стоянов.
Несмотря на увеличения суммарного размера квот на 1,5 млн. т — до 4,2 млн. (кукуруза с 2 млн. до 3 млн. т, пшеница — с 0,5 млн. до 1 млн. т) после продления их срока действия до 31 марта 2011 года, участники рынка по-прежнему считают объемы разрешенного к вывозу зерна чрезмерно заниженными. В качестве примера приводят кукурузу, урожай которой в прошлом году оказался рекордным (свыше 12 млн. т). По мнению Марии Колесник, внутренний рынок не в состоянии ни переработать, ни полностью поглотить такой объем, поэтому излишки зерна будут давить на внутренние цены не только в текущем, но и в 2011/2012 маркетинговом году.
Впрочем, это в случае, если аграрии не продадут зерно на любых условиях, лишь бы получить оборотные средства. Председатель наблюдательного совета сельхозпредприятия «Агрофирма Корнацких» Аркадий Корнацкий прогнозирует проблемы с весенней посевной (в частности, уменьшение яровых посевов пшеницы, ячменя и кукурузы) в связи с отсутствием средств на проведение полевых работ. «Чтобы хоть как-то обеспечить себя дорожающим дизтопливом, мы вынуждены продавать зерно практически по себестоимости. Уже реализовали на 30% больше зерна, чем обычно. Хотя всегда старались придерживать урожай до середины весны», — уточняет он.
В условиях снижения финансовых показателей у сельхозпроизводителей и непредсказуемости экспортной политики банковский сектор вряд ли подставит плечо аграрной отрасли. Понимая бесперспективность убеждения банкиров, чиновники не оставляют надежды в очередной раз надавить на экспортеров.
В Минагрополитики и продовольствия полагают, что именно трейдеры должны стать движущей силой посевной, профинансировав ее в феврале-апреле с помощью заключения форвардных контрактов. В обмен на форварды им обещают беспрепятственный экспорт. 11равда, уже со следующего маркетингового года. В ближайшее время чиновники планируют встретиться с зернотрейдерами с целью отработки правил финансирования посевной и торговли зерном. Однако Мария Колесник оценивает эту идею весьма скептически. «На фоне ежегодных экспортных проблем (раньше с невозвратом НДС, теперь с квотами) трейдеры не захотят рисковать собственными деньгами наперед», — уверена она.
Не меньше самих производителей и зернотрейдеров пострадали транспортные компании, порты и терминалы Украины. Только в портовом секторе объемы перевалки зерновых грузов сократились по сравнению с 2009 годом почти вдвое, или приблизительно на 12 млн. т. Наибольшие потери в Одесском (2,7 млн. т) и Ильичевском (1,5 млн. т) портах. В целом в госпортах системы «Укрморречфлота» объемы перевалки сократились с 12,8 млн. до 6,6 млн. т. В итоге общий объем недополученных доходов от ограничения экспорта зерновых только госпортов и других структур в портовой сфере оценивается экспертами примерно в 800 млн. грн. Показательно, что именно из-за сокращения объемов перевалки зерновых при общем росте экономики украинские морские порты переработали грузов на 2%, или почти 2 млн. т, меньше, чем даже в кризисном 2009 году.
Потеряли объемы и частные операторы. Так, крупнейший частный терминал ООО «Трансинвестсервис» (ТИС) сократил объемы с 4,5 млн. т до 1,9 млн. А общие потери частных терминалов (ТИС, «Нибулон», «Авлита», «Ника-Тера» и др.) составляют около 6 млн. т, что в денежном выражении можно оценить почти в 700 млн. грн. Примерно столько же недополучили и транспортные компании. Потери доходов железных дорог эксперты оценивают в 350-400 млн. грн., автоперевозчиков — в 300-350 млн. Получается, что даже при самых осторожных оценках транспортные компании и, порты потеряли не менее 2 млрд. грн.
Источник: Комментарии