НОВОСТИ

2 июня 2017

Человек – легенда. Второй век бытия…

20:5421.05.2014г.

Говорят, что человек не умирает, пока о нём помнят, а его дела продолжаются. Наверное, с этим утверждением можно согласиться, хотя оно дает основу для продолжения «вечного спора» между материалистами и идеалистами о бытии и жизни вечной…

Если же исходить из принципов, правил и жизненных мерок как конкретного коллектива, так и всего нашего социума, то с этим утверждением следует согласиться однозначно: прошлое, настоящее и перспективы мы чаще всего связываем с конкретными людьми, их установками и делами. Потому происходящее мы практически всегда ассоциируем с личностями, от которых зависит успех и победа или, наоборот, которые виновны в поражении или провале замыслов и идей. Чьи-то имена–фамилии золотыми буквами вписываются в Историю, а чьи-то вспоминаются без добрых чувств…

За почти семьдесят послевоенных лет 13-м заводом руководили десять человек. Каждый из них на директорском начальственном посту решал задачи, соответствовавшие требованиям времени и флотским планам. И, независимо от складывавшихся обстоятельств и существовавшей конъюнктуры, все они остались в памяти заводчан. Конечно, о ком-то вспоминают чаще, о ком-то – пореже. Но в любом случае периоды заводской истории ассоциируются с фамилиями «первых лиц». Это было «при Величко» или «тогда, при Киселёве». Такой подход к характеристике отрезков времени в значительной мере оправдан и даже закономерен: если мы говорим, что главная фигура на заводе – рабочий-судоремонтник, то определяющим все процессы на предприятии является его руководитель. Как говорится, «по должности», предполагающей очень многое. В том числе и меру ответственности как за общее состояние дел, так и за личные усилия. Усилия, направленные на то, чтобы командованием флота не давалось нелицеприятных оценок и не задавалось «трудных» вопросов, на которые нелегко найти ответы. 

Как начальникам завода в разное время удавалось соблюдать баланс благополучия и доминанту позитива, можно судить по формальным и неофициальным показателям – по вручаемым переходящим Красным знамёнам, итогам соцсоревнования, количеству заводчан, награжденных за свой труд орденами, и по такому параметру, как Память. И хотя она носит неформальный характер, суть её вполне объективна, ведь народ не ошибается. В конечном счете, из субъективных мнений заводчан складывается объективное мнение всего коллектива.

Наверное, незачем проводить опросы или исследования, чтобы сказать: из десяти начальников завода послевоенной поры особо памятен судоремонтникам и севастопольцам Михаил Иванович Парасенко. И не только потому, что он руководил предприятием в течение почти двадцати трех лет. Это, конечно, само по себе – целая эпоха. Но важнее, чем простой подсчет количества лет, – сделанное за годы, наполненные массой событий, дел и достижений. И связываются они с именем, отчеством и фамилией начальника завода в полном соответствии с изречением Серго Орджоникидзе о том, что любое дело – победа или поражение – имеют конкретные фамилию, имя и отчество. И они, Ф.И.О., хорошо известны…

Более того, «феномен Парасенко» включает в себя не только материальное – результаты, которые и сегодня можно пощупать руками, но и в значительной мере символику «Советского времени». Ведь его судьба – чуть ли не «классика» выстраивания биографии, достижения жизненных высот «простым человеком», что называется, «от сохи». Вехи прожитого им это четко и однозначно демонстрируют.

Родился в самый канун Первой мировой на Екатеринославщине, в селе с «женским» именем Анновка. Когда закончил семилетку, был «переростком» – было ему уже 15 лет. Но такое «отставание по жизни» он довольно скоро устранил: в 34-м закончил рабфак, а затем, в следующем году, поступил на 1-й курс Горного института в Кривом Роге. Однако, как свидетельствует учетная карточка кадрового офицера, «15 мая 1935 г. вступил на службу в РККА» – Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. 

К сожалению, многие детали жизненного пути М. Парасенко установить сложно, да, пожалуй, уже и невозможно. Но, скорее всего, зависел он не только от его личных решений – он определялся велением того времени. Времени ударных строек, комсомольских призывов (в ВЛКСМ М. Парасенко вступил в 1934 г.) и всесоюзных кампаний. Так или иначе, но в июне 1935 года он стал курсантом ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, окончив его парасиловое отделение в мае 1940-го, за год до начала войны.

Встретил её воентехник 1 ранга Михаил Парасенко на Балтике командиром машинной группы БЧ-5 крейсера «Железняков», который только строился. Пожалуй, начало офицерской службы в отряде вновь строящихся и капитально ремонтируемых надводных кораблей КБФ во многом и определило будущую «судоремонтную специализацию» Михаила Ивановича.
В декабре 1941-го он уже на черноморском крейсере «Красный Кавказ», на котором в течение двух с половиной огненных лет участвовал в боях и походах, в борьбе за живучесть корабля и его ремонтах. Об этом времени, о боевой летописи крейсера, первым ставшего гвардейским (3 апреля 1942 г.), написано и сказано немало. Отметим лишь одно: в том, что крейсер после тяжелых боевых повреждений при высадке десанта в Феодосии, а также при атаках авиации сумел выполнить боевые задачи, дойти до базы, – заслуга и его командира ремонтной группы – дублёра командира дивизиона живучести старшего инженер-лейтенанта Михаила Парасенко.

В апреле 1944 г. гвардии инженер-капитан-лейтенант М.И. Парасенко был назначен начальником судоремонтной мастерской № 1098 эскадры ЧФ. Через пять лет, уже в 1949-м – начальник плавмастерской ПМ-12, потом – начальник плавучей судоремонтной мастерской № 20. Буквально «отметившись», в течение нескольких месяцев послужив в Техупре – управлении судоремонтных предприятий и доков ВМС, поруководив ПМ-21, в ноябре 1952 г. он был назначен на должность главного инженера 13-го СРЗ, а спустя год стал начальником завода. На этом посту он находился до марта 1976 года, отслужив 41 «календарный» год (46 лет и 6 месяцев – с «льготными»). Так что более половины всей своей службы Михаил Иванович Парасенко находился на директорском посту – был начальником завода.

Пожалуй, нет смысла в том, чтобы даже пытаться описывать происшедшее за период руководства им предприятием – в газетной публикации сделать это невозможно. Отметим лишь одно: в 50-е годы завод был другим. К примеру, он работал в три смены, укрепляя техническую готовность флота и наращивая производственные мощности. За «эпоху Парасенко» завод стал не просто мощным предприятием, 13-й СРЗ стал целым явлением – со своей развитой инфраструктурой, построенным заводчанами микрорайоном, объектами соцкультбыта вместе с «Чайкой» в Батилимане, стадионом «Металлист» и многим другим. Во главе мощного процесса движения предприятия вперед и вверх почти четверть века стоял капитан 1 ранга Михаил Иванович Парасенко, еще при жизни ставший человеком-легендой.

22 мая исполняется 100 лет со дня рождения этого замечательного Человека, чей взгляд и сегодня внимательно и заинтересованно следит за происходящим в Килен-бухте с портрета на мемориальной доске, установленной на здании заводоуправления. Ушел он из жизни почти тридцать лет назад, но по-прежнему остается в строю судоремонтников. Остается потому, что его помнят, а дела его продолжаются.

Сергей Горбачев

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама