12:1225.02.2008г.
Уже четыре или пять дней как город-герой Севастополь в тепле, и его не сотрясают «разборки» между представительной и исполнительной ветвями местной власти на «газо-тепловой» почве. Между тем, шум стоял такой, что слышно было, наверное, не только у нас, но и в соседних крымских городах, замерзавших не меньше, и далеко за пределами Украины.
Главное, «где надо» - услышали. В ДК «Газ Украины» и НАК «Нефтегаз Украины». Эти структуры упорно отказывались подписать договоры на поставку газа в «сидящий на конце трубы» город, но в то же время единственный в Украине регион, не имеющий долгов за газ и готовый еще «вчера» за него платить наперед. В управлении госказначейства на счетах ГКП «Севтеплоэнерго» уже давненько «лежат» выделенные дотационные, на покрытие разницы между себестоимостью и тарифами более 17 млн. гривен необходимые лимиты. Кстати, находившиеся на том момент в Киеве руководители главного управления ЖКХ госадминистрации и директор «Севтеплоэнерго» подтверждают, что об очередном повышении лимитов, теперь уже до 1,7-1,8 млн.куб.м. в сутки, стало известно вечером 19-го. Утром 20-го, еще до начала работы скандально известной сессии горсовета, об этом в интервью журналистам заявил и исполняющий обязанности председателя городской государственной администрации Владимир Казарин.
Новость о «спасении» Севастополя уже вовсю «гуляла» на всевозможных сайтах, можно сказать, весь мир успел узнать о «победе» города-героя, а в самом белокаменном в это время собиралась внеочередная сессия городского совета, депутаты которого, как сказал накануне глава местной представительской власти Валерий Саратов, «настроены действительно жестко».
Что произошло затем - все эти „неуды” и требования об отставках- севастопольцы (и, как видим, не только мы) хорошо знают. А ведь „грозы”, казалось бы, ничего не предвещало.
1 февраля Севастополь, как и другие регионы, резко почувствовал дефицит голубого топлива. Пока позволял температурный режим, непривычных в данную пору 330 тысяч кубов газа в сутки, худо-бедно, но хватало.
„Горячо” (в смысле, конечно, наоборот) стало к началу второй декады месяца, когда градусник наружного воздуха начал показывать ноль и менее градусов. Городская администрация в лице заместителя председателя Игоря Локтионова, начальника УЖКХ обивает пороги „высоких” киевских кабинетов, помогая ОАО „Севастопольгаз” и ГКП „Севтеплоэнерго” заключить договоры на поставку голубого топлива. Пытаются объяснить: мол, „и долгов у нас нет, и деньги имеются, подпишите, дайте лимиты”. На что получают примерно следующие ответы: „не можем, в стране нет баланса газа, готовы вместе с вами идти к руководству страны, просить вмешаться и изменить ситуацию к лучшему”.
12 февраля Севастопольский горсовет по просьбе городской администрации обращается с отдельными письмами к Президенту Украины Виктору Ющенко и главе правительства Юлии Тимошенко, в которых убедительно просит дать поручение немедленно провести совещания со всеми заинтересованными сторонами для разрешения ситуации, но обеспечить регион газом. Кстати, едва ли не впервые севастопольские народные избранники обратились к руководству страны, и как никогда ранее - в уважительном тоне.
Между прочим, в этих письмах была полностью изложена вся ситуация с финансовыми расчетами, вплоть до клиринговых и т.д. В тот же день, при подходе к прессе в перерыве сессии В.Саратов своими комментариями показал, что ситуация прозрачная: „В стране просто нет газа”. Единственное, помнится, посетовал, мол, если хотим газа, то нельзя же с Россией „так”. То есть, депутатский корпус прекрасно знал, „что”, „зачем” и „почему”. Как и то, что теплоэнергетики, дабы уберечь системы, пойдут на частичное отключение котельных, „ручное” управление и другие меры. Одним словом, за слаженность и взаимопонимание двух ветвей власти нам, жителям города, можно было только порадоваться.
14 февраля Севастополь стал первым и единственным регионом Украины, получившем лимиты (600 тыс. куб. м.) на использование теплоэнергетиками природного газа. Они были вдвое больше того, что город в те дни „выбирал” из трубы, но вместе с тем, и вдвое меньше от необходимого объема. Наверное, как никто „бился” за лимиты зампред Локтионов, на селекторном совещании в Симферополе. Кстати, как отметил тогда первый заместитель руководителя НАК „Нефтегаз Украины” Триколич, Локтионов - единственный из вице-губернаторов, приехавший поучаствовать в совещании. Да, „выбитого” лимита было явно недостаточно, но если взять во внимание то, что двумя днями ранее тому же Локтионову приходили телефонограммы от газопоставляющих организаций с требованием стопроцентно отключить котельные, то это уже, как говорится, небо и земля. Ночью разожгли котельные, и в более тысячи домов пустили тепло. Важно, что системы оставались под давлением, в них осуществлялась циркуляция, пусть и еле теплой воды.
Тем временем руководители „Севастопольгаза», „Севтеплоэерго” находились в Киеве, пытаясь „провести” платежи. В Севастополе юристы горадминистрации готовили судебные иски против ДК „Газ Украины”, ни в какую не желающего подписывать с Севастополем договора.
15-го, в канун выходных, в Севастополе, как и по всей Украине, „задуло”. Газа стало еще больше не хватать. И уже в понедельник, 18-го, власти города приняли решение приостановить учебный процесс в школах. Практически 90% жилого фонда города тогда не отапливалось в нормальном режиме, а многие - вообще не получали тепла. Только Балаклава и район Радиогорки имели сносную температуру теплоносителя.
Обо всем этом открыто было сказано на брифинге в горадминистрации в обед того же дня то есть, понедельника. В том числе и надеждой на „четвертую власть”, которая также донесет информацию до официального Киева. И мы все свидетели, как в тот день на центральных каналах бегущие строчки сообщали устрашающую ситуацию в нашем городе.
Шифровки на имя первых руководителей государства, постоянные поездки и звонки в Киев руководства исполнительной власти Севастополя и руководителей коммунальных предприятий способствовали появлению распоряжения председателя правительства Украины о том, что Севастополю надо помочь. Кстати, не в лучшей ситуации на тот момент находились и другие города Крыма, в особенности, Ялта. Но имеющие „газовые” долги, они не могли, как мы, выступать „с открытым забралом”. Во вторник, на внеочередной сессии (когда, напомним, город уже фактически имел в необходимых объемах лимиты на газ) мы услышим из выступления все того же Локтионова, что распоряжение главы Кабинета министров осталось невыполненным. Но это будут потом. А тем временем население города, естественно, не одобряя происходящее, все же с пониманием относилось к возникшим трудностям, и не уставало надеяться, что „голубое топливо” вот-вот придет в город в нужном количестве.
Но тут сдали депутатские нервы. На срочно собранном президиуме представительного органа власти городской администрации был выставлен „неуд” за работу по обеспечению города газом и теплом. „Дому напротив” было рекомендовано „принять неотложные меры по стабилизации тепло- и газоснабжения города”. Кроме того, было решено созвать внеочередную сессию. Я задал Саратову во время подхода к прессе вопрос „что конкретно могут дать сегодняшняя и возможная завтрашняя „двойка” от депутатов для разрешения „теплового кризиса”, сможет ли сессия изложить здесь какой-то свой алгоритм», - ответ был таким, что, мол, да, мы понимаем, проблемы с давлением газа есть, но ведь зимой 2006-го были морозы и до 25 градусов, а сбои в отоплении практически отсутствовали, „значит, можно эти вопросы решать!?”. А еще председатель заметил: „если сегодня исполняющий обязанности председателя госадминистрации не может обеспечить тепло—надо написать заявление. Я, кстати, так и сделал бы...”, сказал он.
Было понятно, что завтра депутаты будут „снимать” с должностей руководителей исполнительной власти города. Так и произошло. Но вы заметили, какие при этом следовали аргументы?
Лидер фракции „Трудовой Севастополь” Василий Пархоменко, „в красках” обрисовавший ситуацию в городе, делает вывод, что причины не связаны с форсмажорными обстоятельствами, они, мол, носят „управленческий характер”: вовремя не сделали, не заключили договора, вовремя не выбили необходимые лимиты, вовремя не решили какие-то технические вопросы. При этом, по его словам, сказанным с трибуны сессии, „чиновники даже не понимают, чего мы от них хотим? Ну как же, мы звонили, мы письма писали, даже в командировки съездили”, очень артистично изображает он чиновников горадминистрации. А далее обратите внимание на фразу: „но кого это интересует? Мы же судим о работе любого должностного лица по конечным результатам. Сидит город без тепла, без света, значит, вы не выполняете свои обязанности”. Все. На этом аргументация практически заканчивается. Дальше—о замеченных им сбоях в работе исполнительной власти летом при вывозе мусора. Припомнил Василий Михайлович даже игорные автоматы, с которыми, по его мнению, администрация не эффективно боролась. Досталось от него администрации „на орехи” и за качество дорожного покрытия, в том числе возле его партийного офиса. Совершенно неожиданно экс-глава города и в совсем недавнем прошлом городского совета „наехал” на городскую администрацию за то, что она, мол, „несанкционируя, не зная даже, откуда деньги берутся (?!), начинает ремонтировать, вкладывать огромные средства в ремонт площади Нахимова”.
Вы что-нибудь поняли? Я - нет. И из всего этого Пархоменко делает вывод о профнепригодности руководства горадминистрации. Ну а дальше, вспомнив о болезни Сергея Куницына,- совсем в лучших традициях иезуитства: „Мы ж по стути дела варвары; человек тяжело болен, и вместо того, чтобы сказать ему: дорогой, болеешь ты тяжело, болеешь долго - давай мы попросим Президента, чтобы он дал тебе орден, дал персональную пенсию”. Наверное, в КПСС так было принято. И добавил: „Ну есть же и в Севастополе, подчеркиваю, в Севастополе—про другие города не могу говорить—специалисты, которые взяли бы на себя управленческие функции и решали эту проблему”.
Не в последних ли словах, не в пресловутой ли теме „варягов” зарыта собака? Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Другие депутаты договорились до того, что это, мол, правительство „мстит Севастополю (!?) за его нелюбовь к оранжевым”, и, дескать, пора уже к Путину за помощью обращаться. Некоторые депутаты с гордостью вспомнили, как зимой 2006-го (находясь, кстати, в большинстве горсовета), устроили голодовку, протестуя против некачественного проведения отопительного сезона; мол, не пора ли снова взяться за старое.
Одним словом, решили ходатайствовать о снятии Казарина и обратиться к Президенту Украины с предложением «рассмотреть вопрос о возможности дальнейшего пребывания Куницына С.В. в должности председателя Севастопольской городской государственной администрации в связи с его тяжелой болезнью, что крайне негативно отражается на вопросах управления городом Севастополем». И снова «беспроигрышное», но и не «победное» - «предложить Севастопольской городской государственной администрации принять незамедлительные меры по стабилизации теплоснабжения и газоснабжения города Севастополя». Да, еще решили обратиться в Совет национальной безопасности, а группе депутатов выехать в Киев... Какое либо более-менее конструктивное предложение мы увидели? Ах-да: „контроль за исполнением настоящего решения решено возложить на постоянную комиссию городского Совета по вопросам функционирования городского хозяйства, транспорта и связи». Кстати, возглавляемую депутатом Сергеем Живодуевым, то есть руководителем „Севастопольгаза”, который является одним из должностных лиц, кто по долгу службы обязан был „пробивать” лимиты на газ. Интересно, не правда ли?
Но самое „интересное” было далее, того же 21 февраля, когда, повторюсь, украинские информагентства вовсю сообщали, что Севастополю, единственному в Украине региону, выделили необходимые (даже для возобновления подачи горячей воды) лимиты на газ, появилось официальное сообщение городского совета. Ознакомьтесь с выдержкой из него: „депутаты, осознавая неспособность администрации решить вопрос обеспечения жителей города лимитами газа, необходимыми для нормального отопления, не только критиковали администрацию, но и смогли в кратчайшие сроки решить данную проблему. Председатель городского Совета Валерий Саратов лично обратился к председателю Верховной Рады Украины Арсению Яценюку с просьбой содействовать в выделении необходимого количества газа городу. Арсений Петрович, проведя совещание с председателем правления НАК «Нефтегаз Украины» Олегом Дубиной сообщил, что севастопольцы получат необходимые лимиты. И действительно, с сегодняшнего дня газоснабжение города восстановлено в полном объеме, в дома севастопольцев начало поступать тепло, а в выходные начнет поступать и горячая вода». А дальше—ну просто супер-фраза: «оказывается, проблему можно решить, если браться за дело не только профессионально, но еще и с желанием помочь жителям города в трудной ситуации».
Оказывается, достаточно позвонить главе… законодательной власти страны. И что это Куницын не догадался в телефонном режиме обратиться к своему бывшему подчиненному (в свое время министру экономики в правительстве АРК)? Звонил руководителям газопоставляющих организаций, слал шифрограммы Президенту и премьеру, а надо было—спикеру.
Как жаль, что председатель горсовета «так долго» надеялся на исполнительную власть, не позвонил Арсению Петровичу хотя бы на несколько дней раньше…
Но кто-то, а может, и многие (кто и сами обманываться рады) - поверят, скажут, или подумают: «Ты посмотри, какие молодцы депутаты, пропесочили администрацию, так сразу и газ, и теплая вода появились!?».
Это, если не знать всей газовой истории. Но мы ее знаем.
Олег ЧУБУК, журналист
Фото Василия БАТАНОВА
Источник: Новый Севастополь