19:3624.12.2010г.
Этот материал появился не по редакционной инициативе, а по просьбе наших читателей. Звонок в «Новый Севастополь»: на днях вернулся из Сибири академик РАЕН Виталий Гох, расскажите о его поездке, пусть севастопольцы больше узнают, как этот человек помогает людям в разных концах света. И вот мы вновь встретились с Виталием Анатольевичем. Разговор начался не с поездки в Сибирь, а с проблем водообеспечения Севастополя и … Эфиопии.
Гох еще раз вернулся к больной для него теме возможного использования подземных геотермальных вод, опоясывающих наш город. Признался, что ему грустно смотреть, как на том же мысе Фиолент, в балке Бермана, люди рубят вековые деревья, чтобы обогреть свои дома. Он не понимает, почему руководство города готово идти на большие затраты, чтобы в зимнее время брать тепло из моря и при этом совершенно не проявляет интереса к подземным термальным водам. По его оценке, эффективность этих двух альтернативных источников тепла несопоставима и по затратам, и по отдаче. Гох оценивает работы по добыче и транспортировке термальной воды в сумму всего 150 тыс. долларов.
А вспомнил об этом наш собеседник в связи с тем, что на днях ему пришла хорошая весть из Эфиопии. По просьбе разработчиков местных соляных копий Гох провел там изыскания и назвал три точки, где можно добывать питьевую воду.
- Буквально три дня назад получил сообщение, что на указанных нами глубинах пошла вода. И какой думаете дебет? 100 литров в секунду! Представляете, какой мощнейший фонтан, - с улыбкой говорит Гох.
И далее уже без улыбки добавляет, что в Эфиопии намерены заняться добычей нефти и через Институт геофизики и проблем земли хотят заключить с ним договор на поисковые работы. По предварительным анализам, нефти там «немерено», утверждает Гох.
Видимо, в скором времени нашему собеседнику предстоит командировка на африканский континент. А пока мы попросили его поделиться впечатлениями от поездки в Красноярский край.
Оказалось, что руководство шахт Кузбасса и Красноярского края заинтересовалось публикацией Гоха относительно природы появления газа в шахтах. Они пригласили автора, чтобы разобраться в причинах чрезвычайных происшествий и найти вариант их предотвращения. Беда в том, что оснащенные новейшей техникой шахты, тем не менее, продолжают гореть и взрываться.
По словам Гоха, он провел исследования и установил, что под угольными горизонтами в Сибири находятся пласты песчаника, через который под огромным давлением просачивается газ и прорывает те пласты угля, где ведется добыча. Не будем утомлять читателя описанием процессов, о которых подробно говорил Гох. Скажем лишь, что к его версии прислушались. Ему предстоит еще одна командировка в Сибирь, чтобы поработать и указать места для бурения. Виталий Анатольевич предложил создать вокруг шахт газодобывающую сеть, таким образом, снизить давление газа и обезопасить добычу угля.
Сибиряки были шокированы, они и не предполагали, что под угольными шахтами на больших глубинах может быть газ под давлением до ста атмосфер, говорит Гох. Откуда он там взялся? По версии Виталия Анатольевича, в Красноярский край газ попадает с Чукотки. В этой связи он вспоминает свою же теорию о том, что газ образуется в Бермудском треугольнике. По его словам, в Саргассовом море огромная масса водорослей при вертикальном вращении попадает к магматическому очагу, нагревается и впоследствии превращается в нефть и газ, а затем растекается подземными маршрутами в разные концы планеты.
Макс Лозовой
Фотограф: Фото Василия Батанова, "Новый Севастополь"
Источник: Новый Севастополь