НОВОСТИ

2 июня 2017

Как реформируют горно-металлургические комплексы Украина, Китай и Россия

14:5922.06.2010г.

Украина в мае 2010 года вернулась на 8-е место в мае в рейтинге мировых производителей стали по версии World Steel Association.

Украина

Сегодня главным приоритетом в своей работе Минпромполитики определило коренную структурную перестройку ГМК с переводом на инновационный путь развития. Об этом заявил министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников на  заседании V съезда профсоюза металлургов и горняков Украины, который прошел в Днепропетровске, сообщает пресс-служба Минпромполитики.

Как сообщает РБК-Украина, во время заседания министр отметил необходимость внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизации технологического оборудования, сохранения экспортного потенциала предприятий с одновременным развитием внутреннего сегмента рынка металлургической продукции.

«Минпромполитики активно проводится работа в этом направлении, осуществляются  мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий  по «Государственной программе развития и реформирования горно-металлургического комплекса Украины на период до 2011 г.», - добавил министр.

Как сообщает Лига-закон, минпромполитики Украины опубликовало проект Концепции Государственной целевой научно-технической программы развития и реформирования горно-металлургического комплекса (ГМК) на период до 2020 года.

В предлагаемой для обсуждения Концепции освещены пути преодоления существующих в сфере ГМК проблем, в частности существенного отставания от развитых стран по темпам модернизации и реконструкции ГМК; больших энергозатрат и затрат материальных ресурсов в ГМК; недостаточно широкого ассортимента продукции отрасли и прочих. В целом Концепция базируется на долгосрочных перспективах развития экономики Украины и призвана создать базу для модернизации, реконструкции и развития отечественного ГМК, повысить его конкурентоспособность. Причем Концепцией предложены направления развития в разрезе отдельных отраслей экономики и подотраслей ГМК, а именно: внутреннего рынка металлопродукции; горнодобывающей промышленности; черной и цветной металлургии; сталепрокатного производства и других.

При разработке Концепции были учтены основные положения таких нормативных актов как:

- предыдущей Государственной программы развития и реформирования ГМК на период до 2011 года;

- Комплексной программы развития цветной металлургии Украины на период до 2010 года;

- Концепции общегосударственной целевой экономической программы развития промышленности на период до 2017 года и друг

Китайские реформы ГМК

Как сообщает Ugmk.info, насколько быстро приращивала свои мощности металлургия КНР, настолько же медленно идет процесс ее реформирования. В период кризиса китайцы больше не могут позволить себе экстенсивное развитие, и в июне правительство решило активизировать решение основных проблем отрасли – избыток мощностей и раздробленность стального сектора.

Весной текущего года китайские чиновники снова призвали меткомпании ускорить реструктуризацию в стальном секторе, активизировав развитие 3-5 крупнейших стальных предприятий.

В июне было издано распоряжение о необходимости ликвидации до начала октября более 37,5% устаревших и неэффективных мощностей. Компании, которые проигнорируют данное постановление, будут наказаны перекрытием доступа к получению земельных участков и кредитов для реализации проектов расширения.

Отметим, что лозунги о «ликвидации избыточных мощностей и укрупнении оставшихся» Пекин провозглашает в течение последних 5 лет, однако принимаемые стратегии и планы неизменно не выполняются, и прогресс в обеих направлениях невелик.

Согласно данным China Iron and Steel Association, из 568 млн. т стали, произведенной в 2009 г., только 300 млн. т пришлось на заводы, работа которых полностью одобрена правительством.

Сейчас в Китае работает около 1300 предприятий черной металлургии, из которых только 30 компаний производят 5 и более млн. т, 450 компаний могут выплавить около 1 млн. т, а мощность нескольких сотен заводиков не превышает 30 тыс. т в год.

Продукция 5 самых крупных сталепроизводителей Китая в минувшем году составляла только 29% от национального производства стали, в то время как власть считает целевым показателем 45%. В 2009 г. коэффициент концентрации производство в металлургии Китая вырос незначительно: на Топ-5 производителей пришлось 29,1% выплавки сырой стали в стране (в 2008 г. – 28,6%), топ-10 – 43,5% (в 2008 г. – 42,6%), на топ-15 – 51,65% (в 2008 г. – 50,7%).

Согласно планам правительства, в текущем году «топ-десятка» должна обеспечить уже 50% общего объема выплавки стали в стране.

А между тем, что как в правительстве, так и среди экспертов, нет единого мнения в отношении того, какая стратегия развития будет наиболее эффективной для китайской металлургии.

В начале года представитель China Metallurgical Industry Planning & Research Institute Ли Синьчуан заявил, что разработана новая концепция развития отрасли, которая предусматривает отказ от чрезмерного укрупнения компаний. Возможно, Пекин откажется от предыдущей стратегии создания суперкомпаний и будет поддерживать создание компаний, способных выпускать порядка 50 млн. т стали.

«Мы хотим, чтобы они сфокусировались на развитии технологий, повышении качества продукции и заботе об окружающей среде, – отметил Ли Синьчуан. – Большой не обязательно означает хороший». Ссылаясь на пример ArcelorMittal, лидера мировой сталелитейной отрасли, который понес большие убытки вследствие падения спроса и цен на сталь, ряд китайских специалистов считают, что слишком большие компании сталкиваются с проблемами эффективности и высоких затрат на управление.

Однако новую стратегию еще предстоит утвердить, а пока действует старая, и компании из числа крупнейших продолжают поглощать более мелких игроков.

Напомним, что одной из основных целей принятого в 2004 г.
«Плана развития черной металлургии Китая до 2020 г.» являлась консолидация отрасли, в результате чего должны быть созданы два крупнейших сталепроизводителя с объемом выпуска 100 млн. т стали ежегодно. Ряд экспертов не исключали и появления к 2020 г. пяти-шести компаний, каждая из которых будет производить около 200 млн. т стали в год.

Аргументами в пользу создания таких гигантов в правительстве тогда назывались возможности активнее развиваются технологически, расширить каналы сбыта и снизить издержки.

Предполагалось, что центрами консолидации станут Baosteel (в восточных провинциях), Shougang (в северных), Anben (в северо-восточных) и Wuhan (в центральных).

Прошло 5 лет, и мы видим, что объединение компаний идет слишком медленными темпами, при этом лидером консолидации стали вместо названных госкомпаний стала Hebei Steel (после слияния Tangshan и Handan в провинции Хэбей), которая потеснила на второе место многолетнего лидера Baosteel.

Сейчас в Китае тройка лидеров (Hebei Steel, Baosteel и Wuhan Iron & Steel) производит по 30-40 млн. т, в то время ArcelorMittal в 2009 г. снизила производство стали на 29%, до 73,2 млн. т.

Всего же в топ-десятке крупнейших мировых сталепроизводителей 5 компаний – помимо Hebei, Baosteel и Wuhan, это также Anben и Shagang, во 2-й десятке лидеров – еще 4 (Shandong, Shougang, Maanshan и Valin).

Однако уже в ближайшее время, если состоится объявленное в мае слияние Anshan и Panzhihua Steel, в стальной секторе КНР появится новый лидер. Напомним, что лишь недавно окончательно завершилась сделка по объединению Anshan и Benxi, в результате чего появилась Anben Group, мощности которой превышают 35 млн. т. С учетом того, что Benxi, в свою очередь, заявила о поглощении Beitai Steel, производство в Anben может составить 45 млн. т, что позволит ей обойти Wuhan и сравняться с Baosteel, которая, в свою очередь, имеет виды на поглощение Ningbo Iron & Steel и Baotou Iron & Steel.

В целом, за 5 лет в отрасли проведено всего 3 крупные сделки (Hebei, Anben и Shandong), что свидетельствует о том, что пока правительству не удается контролировать процесс консолидации. Во многих случаях планы центрального правительства тихо саботируют местные власти и менеджмент госкомпаний, которые не хотят терять рычаги влияния на подконтрольные им компании. И, безусловно, вносит коррективы реальная рыночная ситуация.

По оценкам WSA, общие мощности КНР по выплавке сырой стали с 2000 по 2009 г. выросли более чем в 4 раза и достигли 743 млн. т. Это 80,4% от общемирового прироста мощностей в течение указанного периода.

Сегодня стальные мощности на 20-30% выше уровня реального потребления, особенно велик избыток по плоской продукции. В минувшем году при существующих мощностях в 700-740 млн. т производство составило 570 млн. т, соответственно, избыточные мощности можно оценить, минимум, в 150 млн. т.

Уже упомянутым планом планировалось за 2005-2007 гг. закрыть устаревшие мощности по выплавке более 120 млн. т чугуна и 100 млн. т стали, однако поскольку реальное выполнение этой задачи составило чуть более 50%, сроки выполнения были продлены до 2010 г.

В 2009-2011 гг. должно быть выведено 25 млн. т сталелитейных и 72 млн. т чугунолитейных мощностей, в т.ч., в текущем году 6 млн. т устаревших мощностей по производству стали и 25 млн. т по производству чугуна.

В первую очередь будут закрываться отсталые малые доменные печи объемом ниже 400 куб. м каждая, конвертеры и электропечи мощностью меньше 30 т.

Несколько поспособствовало процессу проведение Олимпиады-2008, в ходе подготовки к которой были закрыты несколько десятков мелких фабрик в Пекине и его окрестностях. В целом, значительная часть существующих мощностей отрасли должна быть вынесена из крупных мегаполисов и переведена в прибрежные регионы страны (ближе к портам), чтобы снизить экологическую нагрузку на города и облегчить заводам транспортировку сырья и готовой продукции.

В прошлом году Китай закрыл 17 млн. т в год устаревшего сталелитейного оборудования, превысив таким образом плановые показатели в 23 млн. т. Однако при этом было введено в строй еще порядка 58 млн. т в год новых сталелитейных мощностей, и это рождает риторический вопрос о том, сколько же лет понадобится стране для реструктуризации стального сектора, если ввод новых мощностей ежегодно втрое превышает выведенные.

Реформы ГМК России: Путин построит олигархов по-западному        

Как сообщает Ugmk.info, основными целями Стратегии развития металлургической промышленности РФ до 2020 г. являются переход отрасли на инновационный путь развития, укрепление внутреннего рынка и поддержка экспорта – другими словами, ничего нового. В то же время, задекларирован курс на создание мощных интегрированных транснациональных компаний, которые в ближайшие 10 лет должны догнать западных конкурентов.

В конце минувшего года Минпромторг РФ актуализировал Стратегию развития металлургической промышленности на период до 2020 г. Фактически, это скорректированная версия предыдущего документа – Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена в 2007 г.). Отметим, что почти 100% российской черной металлургии находится в частной собственности, при этом крупнейшие метхолдинги имеют собственные стратегии развития и средства для их реализации. Однако влияние Кремля на них настолько велико, что им придется, по крайней мере, формально, учесть в своих программах «идеи» правительства.

В документе отмечается, что доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет около 5%, промышленном производстве – порядка 18%, экспорте – 14%. Металлургия использует от общепромышленного уровня 28% электроэнергии, 5,4% природного газа, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках – 23% .

Указанные показатели почти не изменились с 2005 г., когда принимался План мероприятий по развитию отрасли на 2007-08 гг.

Металлургия является одной из отраслей специализации РФ в современном международном разделении труда. По производству стали Россия на протяжении последних 10 лет удерживала 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США), по производству стальных труб – 3-е место в мире, по экспорту металлопродукции – 3-е место

В 2009 г. Россия вышла на 4-е место в мировой десятке стран – крупнейших производителей стали в мире, обойдя США. В текущем году Штаты, очевидно, вернут себе 3-ю позицию в топ-10 – за 4 мес. 2010 г. выплавка стали в стране составила 26,4 млн. т, в то время как в РФ – 21,4 млн. т.

Как отмечается в Стратегии, основные тенденции развития металлургической отрасли РФ в последние годы соответствуют в определенной степени общемировым. Важнейшие из них:

• рост объемов производства и потребления металлопродукции;

• повышение качественных характеристик продукции и совершенствование сортамента стали;

• значительная доля продукции, поставляемой на экспорт;

• наличие импортных поставок;

• ресурсосбережение и снижение негативного экологического воздействия на фоне повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;

• выход предприятий отрасли на IPO;

• приобретение компаниями активов смежных металлопотребляющих отраслей и объектов инфраструктуры (энергетические мощности, порты и т.д.);

• укрупнение компаний-производителей и выход их за пределы России в русле глобализации мировой экономики.

Помимо этого, в российской металлургии сохраняется тенденция диверсификации бизнеса с созданием крупных вертикально- и горизонтально-интегрированных структур с поставщиками сырья.

Совокупная капитализация метпредприятий в настоящее время составляет $164 млрд., при этом, к 2016 г., согласно правительственным оценкам, этот показатель вырастет на 46% до $240 млрд.

С 2000 по 2007 г. видимое потребление готового проката черных металлов возросло на 15,4 млн. т (на 71%), превысив отметку 37 млн. т. Отметим, что около 47-50% (в 2007 г. 17,4 млн. т) используется в металлургическом комплексе на производство труб, проката с покрытиями, метизов и других изделий дальнейшего передела. Остальной объем готового проката идет непосредственно в металлопотребляющие отрасли экономики.

Рост внутреннего потребления черных металлов связан, в основном, с развитием предприятий машиностроения и ростом объемов спроса в строительстве, созданием новых, современных, прогрессивных видов машиностроительной продукции (автомобилей, локомотивов, вагонов и другого железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники), расширением дорожного, производственного и жилищно-коммунального строительства.

Как ожидает Минпромторг РФ, в 2009-2010 гг. внутренний спрос будет сокращаться. Оживление спроса со стороны основных металлопотребляющих отраслей и начало выхода их из кризиса можно прогнозировать не ранее 2010 г, восстановление емкости внутреннего рынка до уровня докризисного (базового) 2007 г. произойдет в 2012-2014 гг.

К 2020 г. спрос внутреннего рынка в готовом прокате может составить от 53 до 61 млн. т, т.е. прирост потребления готового проката по сравнению с 2007 годом может составить 16-24 млн. т. При этом вследствие опережающих темпов роста производства продукции с высокой добавленной стоимостью потребление готового проката в металлургическом комплексе вырастет примерно в 1,7 раза, а доля готового проката, потребляемого металлургическим переделом вырастет до 54-55% по сравнению с 47% в 2007 г.

Примерно на 36-40% вырастет потребление готового проката в машиностроительном и строительном комплексах, а также в других отраслях экономики. Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в период до 2020 г., будут являться:

• реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности и транспорта;

• развитие инфраструктурных проектов (Сочи-2014, национальные проекты, инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда, реформирование ЖКХ);

• развитие оборонно-промышленного комплекса;

• освоение новых проектов ТЭК.

Ожидается ускорение спроса со стороны наиболее металлоемких подотраслей машиностроения – ж/д транспорта, подъемно-транспортного, с/х и строительно-дорожного машиностроения, автопрома, ОПК, энергетического и атомного машиностроения. Потенциально высоким может быть спрос на металлопродукцию для ж/д транспорта, в том числе на рельсы и рельсовые скрепления для высокоскоростных магистралей.

В связи с прогнозируемым развитием листоемких производств опережающими темпами будет расти потребление листового проката (25-31 млн. т в 2020 г. по сравнению с 18,5 млн. т в 2007 году). Потребление холоднокатаного листового проката в 2020 г. может составить 8,6-12,1 млн. т по сравнению с 5,9 млн. т в 2007 г., что будет определяться, в первую очередь, развитием производства листа с защитными покрытиями.

Ключевая задача Стратегии – обеспечить основной прирост спроса на различные виды продукции из нержавеющей и специальной стали на внутреннем рынке за счет отечественной продукции (в настоящее время ее доля на рынке – менее 43%). Согласно прогнозным оценкам, объем потребления нержавеющей стали в России увеличится к 2012 г. до 420 тыс. т, к 2015г. до 615 тыс. т, к 2020 г. – до 740 тыс. т. (по сравнению с 278 тыс. т в 2006г., из которых 57% – импорт). К 2020г. спрос на оцинкованную продукцию может составить 7,4 млн. т.

Объемы экспорта стали в последние три года остаются на стабильно высоком уровне: 27-28 млн. т, хотя доля готового проката в поставках имеет тенденцию к снижению.

Это объясняется переориентацией производителей на растущий внутренний рынок. Именно увеличение доли внутренних поставок является одной из целей Стратегии-2020. Однако кризис вносит свои коррективы.

В 2009 г. зависимость российской металлургии от экспорта существенно выросла. Так, если в 2008 г. доля экспорта в общем объеме выплавки стали составила 41%, то в 2009 г. – уже 45%. При этом на фоне сокращения импорта российский профицит торговли сталью составил почти 25 млн. т (один из самых высоких показателей в мире).

Прогнозируется, что после снижения экспорта готового проката в 2009 г., в 2010-2015 гг. объем экспортных поставок стабилизируется на уровне 25-26 млн. т, а затем будет иметь некоторую тенденцию к снижению вследствие ориентации отечественных производителей преимущественно на внутренний рынок. Таким образом, доля экспорта может составить в 2020 г. 27,5-30,5% от объема производства готового проката.

Импортные поставки готового проката составят около 3 млн. т, т.е. не более 5-6% в общем объеме внутреннего потребления и будут обусловлены, в основном, экономической целесообразностью обеспечения готовым прокатом приграничных районов, географически удаленных от российских предприятий-производителей.

Отметим, что доля импорта в российском потреблении проката в последние годы с 2006 г. (17%) устойчиво сокращаются – в 2009 г. этот показатель составил немногим более 10%, что обусловлено принятием большого количества торговых ограничений в отношении привозной продукции.

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама