11:2412.07.2009г.
Президент США Барак Обама показал себя России со всех сторон. Он поужинал с президентом РФ Дмитрием Медведевым; позавтракал с премьером Владимиром Путиным (самовар с сапогом и черная икра обошли все мировые СМИ); встретился с Михаилом Горбачевым, с бизнесменами и с политической оппозицией; прочел лекцию в Российской экономической школе; наконец, поклонился Неизвестному Солдату и показал себя примерным отцом семейства.
За всеми этими телодвижениями суть событий разглядеть было не так-то просто. По крайней мере, от тех, кто следил за визитом Обамы только по телевизору, она гарантированно ускользнула.
Щит и меч
Важными для всей планеты были переговоры Обамы и Медведева о сокращении «стратегических наступательных вооружений» (СНВ). То есть – баллистических ракет с ядерными боеголовками.
Действующий договор по СНВ истекает в декабре. Новый же договор во времена администрации Буша-младшего никто не готовил. Причина была проста: в Вашингтоне были уверены, что лет через десять российские боеголовки проржавеют окончательно – не говоря уж о носителях.
И сокращение СНВ состоится само собой, причем – в одностороннем порядке.
Больше всего Кремль огорчало то, что такие расчеты имели под собой все основания. Ведь владеть атомной бомбой – это все равно, что жить с топ-моделью: чтобы ее завести, нужны деньги, чтобы ее иметь, нужны деньги, чтобы от нее отделаться, тоже нужны деньги. И во всех случаях это – большие деньги.
Поэтому Россия логично стремится к максимальному сокращению как ядерного арсенала, так и количества носителей. В то время как Штаты, так же логично, изыскивают всякого рода отговорки.
Например, предлагают не ликвидировать ракеты, а просто снимать с них боеголовки (которые потом в принципе можно легко поставить обратно). Или не засчитывать в качестве носителей корабли, подлодки и самолеты, «не находящиеся на боевом дежурстве».
Анекдотичным результатом «компромисса» между российским и американским подходами стало оговоренное Обамой и Медведевым сокращение количества носителей.
В течение семи лет после подписания нового договора каждая сторона должна иметь этих носителей «от 500 до 1100 единиц».
Разброс более чем внушительный.
При этом количество боезарядов должно составлять максимум 1675 единиц. Здесь юмор в том, что все еще действующий договор ограничивает количество боезарядов 1 тыс. 700 штук – то есть, выходит, за следующие семь лет США и РФ могут сократить вдвоем «аж» по 25 зарядов.
Правда, каждый из этих зарядов может стереть с лица земли город вроде Киева. И все же факт остается фактом: если сегодня две страны, которым (пока) принадлежит 95 % мирового ядерного потенциала, могут уничтожить все живое на планете, ну, например, 10 раз, то после реализации всех договоренностей – только 9,9 раз.
Прогресс налицо.
Целители кур
Немалый резонанс в России отчего-то вызвало согласие президента Дмитрия Медведева разрешить импорт мяса и птицы из Америки. Знаменитые «ножки Буша», хорошо известные и украинцам, получили название по имени еще того Джорджа, который был президентом США в 1991 году.
Их импорт в Россию был запрещен из-за, как официально сообщалось, несоответствия санитарным нормам. Но после встречи Обамы с Медведевым с нормами вдруг все оказалось о’кей.
Как заявил американский лидер, внезапно «выздоровевшие» курятина и говядина из США теперь смогут войти на рынок объемом в 1,3 миллиарда долларов.
Не факт, однако, что эти надежды не окажутся беспочвенными. Ведь за время «мясного эмбарго» россияне (как и украинцы) неплохо развили собственную мясо-куриную промышленность. Конкуренции с которой «ножки Буша» могут, вообще-то, и не выдержать.
Дружба размером в седьмую часть суши
Немалой победой Обамы оказался договор о транзите американских грузов в Афганистан через территорию России. Раньше российская общественная мысль склонялась к тому, что американцам можно позволить подобное только наземным путем, только для невоенных грузов и, конечно, только за большие деньги.
Оказалось, однако, что поддерживать свои войска в Афганистане США будут по воздуху, совершенно бесплатно, и при этом смогут возить над Россией не только оружие и технику, но даже солдат.
Согласно договоренностям, подписанным главой МИД РФ Сергеем Лавровым и змгоссекретаря США Уильямом Бернсом, американские самолеты будут совершать над Россией по 4500 рейсов в год, не уплачивая аэронавигационного сбора.
Правда, российские инспекторы будут досматривать грузы еще на аэродромах вылета – то есть получат доступ на американские военные объекты.
Уступчивость Кремля, вполне возможно, объясняется осознанием того факта, что американцы в Афганистане объективно действуют в российских интересах.
Уйди США из этой страны – и у российских южных границ скоро возникнет государство исламских фанатиков, стремящееся распространить свои принципы на всех соседей.
ПРО и контра
Не увенчалась успехом попытка россиян увязать сокращение ядерных ракет с противоракетными программами США. Единственный жест, который позволил себе Обама – в их совместной декларации с Медведевым указано, что вопросы разоружения касаются не только наступательных, но и оборонительных систем.
Однако значения этого жеста в российских СМИ было сильно преувеличено. В то время как сам Обама заявил, что не склонен увязывать эти два вопроса,
поскольку американская ПРО в любом случае не направлена против России («нет сценария, который позволил бы защититься от мощного российского арсенала»).
Как и следовало ожидать, не было и публичных попыток увязать расширение НАТО с противодействием ядерной программе Ирана, о чем в последние полгода не писал только ленивый.
Вопроса вступления в НАТО Украины и Грузии ни президент Медведев, ни премьер Путин не касались вообще. Что же до Обамы, то он подчеркнул, что эти государства должны определяться со своим выбором самостоятельно.
При этом, разумеется, в который раз заявив о непризнании расчленения Грузии.
Тандемодипломатия
Одной из самых интересных тенденций стало явное благоволение американского президента к Дмитрию Медведеву, при столь же подчеркнутом дистанцировании от Владимира Путина (которого, как известно, считал своим личным другом Джордж Буш).
С Медведевым Обама виделся уже во второй раз, с Путиным – впервые. Медведеву Обама делал комплименты даже на встрече с российской оппозицией, Путина же задел еще до своего приезда, заявив, что тот «одной ногой стоит на старом пути, а другой – на новом».
(В ответ Путину пришлось заявить, что его страна «враскорячку» стоять не умеет).
Более того – уже в ходе визита Обама дважды ошибся в должности ВВП, один раз назвав его «президентом», а второй раз заявив, что тот раньше был премьером (а не президентом) России.
Причем вслед за своим президентом первую ошибку совершила 6 июля и газета «Нью-Йорк Таймс».
Кстати, своеобразное отношение мистера Обамы к российским «тандемократам» стало не последней темой американских СМИ. «Вашингтон Таймс» даже специально подчеркнула, что в своей речи в Российской экономической школе американский президент вспомнил Медведева четыре раза, в то время как Путина – только раз.
Саму эту речь американские СМИ дружно называют программным внешнеполитическим выступлением Обамы. О том, какое значение придается таким вещам в США, свидетельствует, например, замечание «Уолл Стрит Джорнал» о том, что российская аудитория, в отличие от других, перед которыми доселе выступал Обама, не страдает «Обамаманией» и даже аплодировала без особого энтузиазма.
Взгляд оттуда
Другие СМИ рассказывают о том, что американский лидер к концу второго дня визита очень устал, и с удовольствием обсуждают удачный ход Обамы с запиской – к концу одной из встреч он показал присутствующим записку от своих дочерей с просьбой поскорее вернуться в отель, что послужило оправданием для окончания встречи.
Что касается содержания президентских заявлений, то газеты США дружно отмечают: Обама подтвердил, что не променяет «союзников США» на «дружбу с Россией» и не откажется от строительства ПРО.
Как нетрудно убедиться, такие оценки несколько отличаются от оценок большинства российских масс-медиа.
В целом же эксперты и СМИ в США оценивают визит по-разному: тогда как одни хвалят Обаму за утверждение своей линии (успех договора по Афганистану), другие считают, что американский лидер пошел на слишком большие уступки (в частности, согласившись сокращать СНВ, в то время как Россия и без этого скоро лишится ядерного паритета с США).
Иными словами, те, кто формирует общественное мнение в Америке, не питают романтических иллюзий по поводу «перезагрузки» отношений с Россией – просто потому, что не считают эту «перезагрузку» главным приоритетом США.
И Обаме придется к этому мнению прислушиваться.
Источник: 4post.com.ua