10:5321.01.2009г.
В понедельник на Пречистенке, в четверти часа ходьбы от Кремля, были публично расстреляны известный российский адвокат 34-летний Станислав Маркелов и 25-летняя журналистка Анастасия Бабурова. Киллер в маске подошел к Маркелову сзади и выстрелил ему в затылок. Неясно, была ли Бабурова мишенью или случайной жертвой.
По данным, на которые ссылается редактор "Новой газеты", где она работала внештатным корреспондентом, Дмитрий Муратов, девушка пыталась помешать преступнику скрыться.
С другой стороны, на записи, сделанной уличной видеокамерой, видно, что случайному прохожему, оказавшемуся у него на пути, убийца лишь погрозил пистолетом. При этом главной сферой журналистских интересов Бабуровой была деятельность российских ультраправых.
Характер преступления не вызывает сомнений, что речь идет о спланированном убийстве и целенаправленной акции устрашения.
"Дело Буданова"
Имя Маркелова, представлявшего в суде интересы семьи трагически погибшей чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, в последние дни было на слуху в связи с условно-досрочным освобождением ее убийцы, бывшего командира танкового полка Юрия Буданова.
Маркелов как раз и шел с пресс-конференции, на которой назвал освобождение Буданова "незаконным" и "демонстративным", и обещал добиваться пересмотра решения суда.
Как заявил Русской службе Би-би-си проживающий в Норвегии отец Эльзы Виса Кунгаев, в недавнем телефонном разговоре он предлагал Маркелову отступиться от этого дела, поскольку заниматься им небезопасно, но тот отказался.
Во время суда над ним Буданов в присутствии многочисленных свидетелей грозил "открутить голову" прокурору и отцу пострадавшей.
Дозвонившемуся до него корреспонденту "Комсомольской правды" Буданов сказал, что убийство совершили те, кто "имеет своей целью посеять преткновение между русскими и чеченцами".
Адвокат бывшего полковника Алексей Дулимов заявил, что его подзащитный, вышедший на свободу за четыре дня до преступления, ни за что не стал бы вновь рисковать свободой, да и физически не имел для этого ни возможности, ни времени.
Множество врагов
Действительно, отнюдь не факт, что убийство Станислава Маркелова имеет какое-либо отношение к Буданову.
Начиная с 1994 года, адвокат вел целый ряд громких дел правозащитной направленности, и, несомненно, нажил множество врагов.
Правозащитница Светлана Ганнушкина в интервью радио "Свобода" напомнила, что Маркелов представлял в суде интересы чеченца Салиха Масаева, который в сентябре 2006 года был похищен в Гудермесе неизвестными, и провел четыре месяца, как он утверждает, в секретной тюрьме МВД Чечни.
Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь в интервью агентству "РИА-Новости" не исключил, что Маркелова могли убить из-за его роли в деле избитого химкинского журналиста Михаила Бекетова.
Представители движения "Антифа" в понедельник сообщили, что адвокат получал телефонные угрозы от неонацистов.
Наталья Эстемирова из ингушского "Мемориала" указывает, что исключительно благодаря усилиям Маркелова было доведено до конца дело милиционера из Ханты-Мансийска Сергея Лапина по кличке "Кадет", который в 2005 году получил 11 лет колонии за совершенное четырьмя годами раньше убийство жителя Грозного Астемира Мурдалова. При этом двое подельников Лапина находятся в бегах.
"Угроза могла исходить с самых разных сторон. Очень опасно адвокатам вести определенные категории дел", - заявил Русской службе Би-би-си руководитель "Мемориала" Олег Орлов.
Правоохранительные органы также связывают убийство Маркелова с его профессиональной деятельностью.
"Как известно, в Москве сложилась непростая ситуация, связанная с деятельностью различных радикальных экстремистских организаций, - заявил Интерфаксу начальник управления Следственного комитета РФ по Москве Анатолий Багмет. - Недавно задержана новая группа молодых людей, на счету которых и убийства, и ряд других преступлений, связанных с национальной и расовой ненавистью. Очевидно, что убийца адвоката и журналистки действовал не в одиночку, потому будем работать и в этом направлении".
Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин сообщил, что лишь за последнюю неделю в столице были задержаны четыре преступные группы, подозреваемые в нападении на людей.
"Иначе, как фашистами, их не назовешь. В каждой группе действовало как минимум по 4-5 человек. Это как москвичи, так и жители других регионов России, в основном молодежь, студенты вузов и техникумов", - рассказал он.
Действительно, в современной России хватает людей, буквально захлебывающихся ненавистью к "предателям", "дерьмократам" и "чеченолюбам". Многие их них участвовали в длившихся в общей сложности около семи лет чеченских кампаниях, и привыкли к оружию и насилию.
Кто виноват?
Комментариев от первых лиц России пока не последовало. Близкие к Кремлю политики и общественные деятели (глава фракции "Справедливой России" Николай Левичев, член Общественной палаты Анатолий Кучерена) расценили вызывающее убийство в центре Москвы, прежде всего, как дерзкий вызов государству.
Между тем, правозащитники полагают, что государство отчасти пожинает то, что посеяло. Они далеки от мысли, что руку преступников непосредственно направляют власть имущие, но считают, что политический климат в стране играет на руку ультраправым.
Юрист Карина Москаленко, хорошо знавшая покойного Маркелова, в интервью Русской службе Би-би-си напомнила, что "в правозащитном поле работает не так много адвокатов", и дело не только в том, что подобные дела не сулят высоких гонораров.
"Не каждый адвокат может находиться в оппозиции к властям или защищать непопулярные личности, - говорит она. - Преступники обнаглели, видя свою безнаказанность. Власти в какой-то степени провоцируют их, когда вокруг какого-то дела, или правозащитника создают обстановку неприятия вплоть до враждебности, и тогда люди, совершающие подобные преступления, могут посчитать, что они действуют во благо своей страны".
Действительно, кое у кого может возникнуть подобное ощущение, когда "национальный лидер" заявляет, что либеральная оппозиция "шакалит у иностранных посольств".
По мнению многих, условно-досрочное освобождение Буданова при практически одновременном отказе в таковом Светлане Бахминой, вольно или невольно, выглядело как демонстрация вполне определенной позиции.
Москаленко убеждена, что адвокатам, журналистам и правозащитникам не поможет никакая охрана - требуется "правильное отношение к ним в обществе".
"Сегодня в нашей стране убивают людей за честность и открытое выражение мыслей", - говорится в обращении, размещенном на сайте Товарищества инициативных граждан России (ТИГР), ставшего известным после недавних массовых протестов против повышения пошлин на иномарки.
"Доблестная милиция, которая с готовностью применяет щиты и дубинки при разгоне мирных законных собраний, не находит убийц, которые совершают убийства открыто и при свете дня. Мы призываем правительство навести порядок в правоохранительной системе, которая должна обеспечивать защиту граждан и наказание преступников, а не защиту власти от граждан, посмевших выразить свое мнение вслух".
Лидер движения за права человека Лев Пономарев сомневается в том, что преступников поймают - в лучшем случае, "найдут каких-нибудь пособников исполнителей", как в деле об убийстве Анны Политковской.
По мнению многих, авторитет государства будет в немалой степени зависеть от того, как пойдет расследование громкого дела, которое взял под личный контроль генеральный прокурор.
Обозреватель "Эха Москвы" Антон Орех в своем комментарии указывает, что, хотя "стабильность" и "наведение порядка в стране" считаются едва ли не главной заслугой нынешней власти, дерзкие "резонансные" преступления отнюдь не канули в Лету вместе с "лихими 90-ми".
Он видит определенную закономерность в том, что криминальный "беспредел" возвращается в российскую действительность параллельно с экономическим кризисом, обесценением рубля и неуверенностью в завтрашнем дне.
Артем Кречетников