НОВОСТИ

2 июня 2017

Кто и для чего создает современные мифы

07:5130.06.2008г.

Изучавшие науку философию в советских вузах помнят, что любомудрием (так переводится с древнегреческого название этого институтского предмета) люди начали заниматься тогда, когда у них освободилось время от непрестанной добычи пищи, т.е. когда стало возможным безделью посвящать значительную часть рабочей недели. Первой формой философской мысли стали мифы: и не то, чтобы сказки, но и не полная правда в фиксации тех или иных исторических событий или действий людей. Кое-что в мифах преподносилось так, как было выгодно тем, кто мифы сочинял или для кого они сочинялись.

Видимо, занятие оказалось весьма приятным, а может быть – даже выгодным, раз часть людей занимается мифотворчеством до сих пор. Не верите? Приведу совсем недавний пример. На одном из городских телеканалов симпатичная и юная ведущая долго размышляла над тем, что христианство ведет свое летоисчисление с 988 года, т.е. с того времени, когда киевский князь Владимир принял крещение в Херсонесе, а потом окрестил и своих подданных. То ли по возрастной причине, то ли по какой-либо другой девушка не различала разницы между христианством и православием. Чем вносила сумятицу в исторические постулаты: какую в таком случае религию приняли как государственную в IV веке армяне, а в VI веке – грузины? Тем не менее, утверждение о «херсонесском» происхождении христианства довелось слышать и читать в городских СМИ уже не один раз.

На одной из пресс-конференций, посвященной проблемам сосуществования в Севастополе двух флотов, журналист из Киева спросил: «А как городские власти после 2017-го года планируют трудоустроить ту половину городских жителей, которые на данный момент работают в структурах Черноморского флота Российской Федерации?». Попытка заместителя председателя СГГА Владимира Казарина проинформировать столичного гостя об истинном положении дел, которое заключается в том, что при населении Севастополя практически в четыреста тысяч человек зарплату на предприятиях, учреждениях и в частях ЧФ РФ получают примерно семнадцать тысяч горожан успеха не имела: миф о том, что наш город был, есть и будет только благодаря исполнению функции военно-морской базы живуч и прочно засел в головы не только столичных журналистов.

На том же мероприятии ярко проявился еще один миф, сотворенный совсем недавно. Журналистка из газеты «Уральский рабочий», прибывшая в Севастополь за несколько часов до начала пресс-конференции, с негодованием спросила: «За что городские власти так не любят императрицу Екатерину?». Вся информация о событиях вокруг памятника у журналистки базировалась на созданном частью депутатов и некоторыми СМИ мифе. А в нем, как известно, частностям и подробностям места нет. Например, таким: в Севастополе никогда, даже в царские времена, памятника самодержице не было. Почему российские императоры не увековечивали память своей предшественницы в городе, который она же и основала? Ответы на этот и подобные вопросы разрушили бы миф. Или ту часть мифа, которую так «трудолюбиво» в последние несколько дней создавали инициаторы установки памятника: монумент обязательно снесут или власти, или организованные на Западной Украине и посаженные в «пятнадцать автобусов и сопровождаемые ГАИ» националисты. Но власти памятник не трогают, а националисты не едут. Миф тает как стаканчик пломбира на севастопольской жаре.  

Мифы имеют кроме несомненных достоинств и ту особенность, что действительность они отражают не вполне адекватно, дают неполную и недостоверную информацию. Всякий руководитель, даже самого низкого ранга знает простое и непреложное правило: для принятия правильного управленческого решения необходимо обладать не только полной, но и достоверной информацией. В противном случае неизбежно принятие неверного,  а то и просто вредного (для принимающей стороны) решения.

Отсюда напрашивается простой и очевидный вывод: мифы следовало бы разрушать или, как минимум, не создавать новых. Разрушать могут, не напрягаясь, все те, кто мало-мальски знаком с самой недавней историей. Тем более те, кто в этой самой истории играл далеко не последнюю роль. Например, Василий Михайлович Пархоменко, как партийный работник высокого ранга и достаточно авторитетный историк, мог бы внести ясность в некоторые волнующие горожан вопросы.

В частности, мог бы рассказать всем, что Коммунистическая Партия Советского Союза имела в своем территориально-административном устройстве некую особенность. Заключалась она в том, что во всех республиках СССР были свои Компартии. Отчего обкомы, горкомы и райкомы носили соответствующие названия: Гродненский обком Коммунистической партии Белоруссии, Пярнусский районный комитет Компартии Эстонии, Потийский горком Компартии Грузии и т.д. и т.п. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике своей Компартии не было. А потому крайкомы, обкомы, райкомы и горкомы были КПСС.

Так вот, Василий Михайлович на мероприятиях, посвященным спорам на предмет «передавал/не передавал Никита Сергеевич Хрущев Севастополь вместе с Крымом Украине» своим авторитетным заявлением мог бы внести значительную долю спокойствия в спор одним только предложением: «При советской власти с такого-то времени по такое-то я был первым секретарем Севастопольского городского комитета Коммунистической Партии Украины».

А по поводу создания новых… Пожалуй, стоило бы внимательно изучить старые. И разобраться, чему они учат. Например, миф о непобедимом древнегреческом герое Троянской войны Ахилле, которого мама при рождении искупала в священном источнике, отчего сын стал практически неуязвим и бессмертным. В мифе было указание на малозначащую деталь: при купании мать держала ребенка за пятку. Одаренные аналитическим умом троянские военные вычислили, что именно в пятку и надо целиться отравленной стрелой. Так погиб древнегреческий герой. А мог бы жить и жить…

Дмитрий ДОНСКОВ,
исследователь мифов

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама