12:2810.04.2008г.
Продвижению НАТО на восток помогают коррумпированные чиновники? В Севастополе, как кажется, назрела именно такая парадоксальная ситуация.
Несмотря на то, что состоявшийся в Бухаресте саммит решил отложить присоединение Украины к плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), в американской администрации уверены, что вето ключевых европейских союзников по военному альянсу рано или поздно будет преодолено. «Дверь остается открытой», - было заявлено журналистам, освещающим работу саммита.
Уверенность американцев имеет под собой весомые основания. Слишком много людей в самой Украине кровно заинтересовано в присоединении к северо-атлантическому блоку. Российскому гражданину, наблюдающему за антинатовскими выступлениями по телевизору, это понять трудно. Он видит красочные «дежурные» митинги, старушек с плакатами «Мамо и тато против НАТО» (на наглядную агитацию все политические партии и блоки Украины денег не жалеют!), слушает заявления Киева об обязательности всеобщего референдума, наконец, убеждается в силе «газовой дипломатии» по итогам Бухареста. Все это успокаивает, но не меняет сути — последовательный процесс продвижения военного блока на восток продолжается.
Убедиться в этом можно, побывав в Крыму. Как это ни странно на первый взгляд, именно здесь, где до 2017 года как минимум будет располагаться основная черноморская база российских ВМС, где большинство жителей – русскоговорящие, где в штыки встречаются попытки насильственной украинизации, сегодня происходят события, от которых вышеозначенному российскому телезрителю стало бы дурно.
Дети Голубца и Байды
В Автономной республике Крым давно привыкли к публичным проявлениям протеста. Татары протестуют против ущемления их прав как коренного и гонимого в прошлом народа, некоренные местные — против татарских земельных самозахватов, русскоязычное большинство — против неравного статуса его родной речи. Но НАТО — безусловно, самая популярная тема для проведения митинга.
Другое дело, что все это уже несколько приелось и не вызывает былого энтузиазма в народе. Покричали, получили деньги, разошлись. Прислушались к заветам Чехова, призывавшего искать новые формы, в городе-герое Севастополе. Часть депутатов местного городского совета параллельно с борьбой против НАТО ведет кампанию против главы администрации Сергея Куницына, назначенного на этот пост около двух лет назад указом президента Ющенко.
Конфликт, который вот уже несколько месяцев разгорается в «самом русском городе Крыма» на первый взгляд не имеет политической подоплеки. Депутаты обвиняют Севастопольскую городскую государственную администрацию (СГГА) в различного рода злоупотреблениях, подробно изложенных в «Манифесте», подписанном несколькими десятками общественных организаций, среди которых попадаются и столь экзотичные, как «Дети войны Севастополя», «Союз ветеранов комсомола», «Антикриминальный выбор».
Особое недовольство у авторов документа, обращающихся к «потомкам Ушакова и Лазарева, Нахимова и Корнилова, Острякова и Горпищенко, Ивана Голубца, Нины Ониловой, Марии Байды», вызывает то, что администрация замахнулась на святое — уникальный архитектурный ансамбль исторического центра Севастополя. Имеются в виду работы по реконструкции Матросского бульвара или «Матросов», как его называют местные жители (которых пугают возможностью появления не то высотной гостиницы, не то румынского торгового представительства).
Давать оценку методам работы севастопольской горадминистрации депутаты, безусловно, вправе – их для того и избирали. Но по логике депутатов, чьим лидером выступает председатель Совета и главный севастопольский «регионал» Валерий Саратов, получается, что лучший способ сохранить исторический облик города – это наблюдать за его постепенным превращением в помойку.
Объективно говоря, повод для конфликта выбран не самый лучший. Во-первых, потому что своим полуразрушенным состоянием «Матросы» обязаны и их ненавязчивой «заботе» - кто мешал заняться восстановлением хоть и исторического, но отнюдь не протяженного бульвара ранее, до назначения новой администрации? Или выделение средств на ремонт памятника Казарскому (он стоит в начале Матросского) пробило бы в городском бюджете серьезную дыру? Во-вторых, реконструкцию патронирует лично губернатор Московской области Борис Громов, а реставрацию монумента Казарскому – мэр Москвы Юрий Лужков, и развернувшийся скандал может вызвать вполне понятную реакцию российской стороны – кусать руку помощи вообще-то не принято.
Для ясности: Севастополь – государство в государстве. Таковы особенности «вертикали власти». Глава администрации – губернатор – назначается Президентом страны. Но киевскую власть в Севастополе, голосующем за «бело-голубых», не любят. Поэтому обвинения типа «чужой», «ющенковский ставленник» - которыми оперируют противники Куницына, падают на благодатную почву. Для местных жителей реально «свой» – это российский флот, от которого зависит экономика города и привычный уклад жизни. Что будет после 2017 года? Этот вопрос весьма актуален не только для обычных граждан, но и для политического истеблишмента Севастополя – ведь уход русских моряков сделает отдельных представителей местной элиты еще богаче.
«Демилитаризация» по-севастопольски
Вот теперь можно перейти непосредственно к политике. Истоки нынешнего противостояния двух ветвей севастопольской власти следует отнести к 2002 году. Именно тогда госадминистрация, руководимая нынешним представителем Президента Леонидом Жунько, как рассказывают, протащила через горсовет так называемую «Концепцию территориального развития города в административных границах до 2025 года». Среди прочего там значится один весьма интересный пункт – «...создать политические, социально-экономические, градостроительные условия, которые обеспечат поэтапное сокращение военно-морской базы с частичным перепрофилированием территорий...». В переводе это означает, что территории военных объектов, расположенные преимущественно у моря, можно выгодно продать под личные дачи или туристические объекты.
Горожане, наблюдающие сегодня, как на совместных пикетах против СГГА машут флагами севастопольские коммунисты и «регионалы», вряд ли догадываются об истинной причине такого единодушия. Между тем, история дружбы «красных» и «бело-голубых» завязалась как раз при протаскивании «демилитаризационной программы». Момент для этого был выбран крайне удачно. Без поддержки депутатов-коммунистов, костяк которых составляли военные пенсионеры города, трудно было рассчитывать на успешное прохождение документа, призванного ограничить «вольности» военных. Но в 2002-м коммунисты на выборах в горсовет потеряли значительное число голосов и уже не имели подавляющего большинства в совете. Его председателем стал первый зам Леонида Жунько Валентин Борисов. При этом Леонид Михайлович не стал «добивать» лидера коммунистов Василия Пархоменко, предложив тому взаимовыгодный политический сговор. Пархоменко стал заместителем главы совета и в качестве ответной любезности, по слухам, поставил обсуждение «Концепции» дополнительным вопросом в повестку дня. Сделано это было, как говорят, второпях, к тому же депутатам не раздали текст документа (около 300 страниц, включая схемы и таблицы). Народные избранники одобрили все, предположительно, не читая.
«Демилитаризация» началась в 2002 году с хитроумного трюка, приведшего к увольнению главнокомандующего Черноморским флотом ВМС Украины адмирала Ежеля. Рассказывают, что во время визита в Севастополь Леонида Кучмы, Леонид Жунько, сопровождавший Президента, предложил изменить маршрут и поехать в военную часть № 488. Кучма, не знавший, что часть уже выведена из боевого расписания, добрался туда по разбитой дороге и застал лишь нескольких грязных, плохо одетых матросов, которые честно рапортовали ему о «несении службы». Возмущенный глава государства в этот же день уволил адмирала Ежеля, отдавшего воинской службе более тридцати лет и неоднократно награжденного за службу Отечеству, за развал флота и ненадлежащее командование личным составом.
А Леонид Жунько после смены командования флота получил, как предполагается, возможности для маневра с земельными участками — ведь именно земля стала причиной его конфликта с Ежелем. Адмирал готовился объявить тендер на покупку двух объектов — злополучного военного городка № 488 и нескольких гектаров в Балаклаве, Жунько же предлагал просто передать их (за вознаграждение, конечно) городу.
В «Манифесте», направленном против нынешней госадминистрации с надрывом сообщается о миллиардах гривен, которые безвозвратно потеряны для Севастополя. Но, простите, получается, что с 2002 года — с момента начала активной «демилитаризации» городской земли — миллиарды уходили отнюдь не на нужды горожан?
2002 год вообще стал для так называемой севастопольской элиты знаковым и хлебородным – верхушки исполнительной и законодательной ветвей власти слились, по слухам, в едином коммерческом порыве. Глава администрации Жунько и его заместитель Куликов вошли в состав горсовета, первый заместитель Леонида Михайловича - Борисов - его возглавил. Депутатом и заодно руководителем налоговой инспекции стал председатель Балаклавской райадминистрации, протеже Жунько, нынешний председатель совета депутатов Валерий Саратов.
Теперь можно было «демилитаризировать» все до последнего аршина. Что и производилось в течение нескольких лет: шло планомерное отчуждение прибрежных территорий под продажу на правах долевого участия крупным инвесторам. С молотка был продан всего ОДИН участок — компании «Киевгорстрой», да и этот аукцион был проведен так, что у «киевгорстроевцев» практически не оказалось конкурентов. Прочие сделки, как утверждают эксперты, совершались в тайне. Оформлением процедуры передачи земли занималась комиссия из депутатов горсовета, сформированная при непосредственном руководстве Жунько. Так, к примеру, был выкуплен совхоз «Севастопольский» (что сразу отразилось на ценах сельхозпродукции, поступающей в город). Так перешли в собственность бельгийской компании пять гектаров земли возле мыса Хрустальный. Описание всех схем, которые проворачивались с участием народных избранников, может занять не одну сотню страниц. Отметим, что переговорами с клиентами занимался, по слухам, коммунист Николай Дукин, который сегодня является членом другой депутатской временной комиссии — созданной для изучения деятельности нынешней госадминистрации.
Мамо и тато против НАТО?
Назначение Куницына, бывшего премьера Крымской автономии, губернатором Севастополя нарушило мирное сосуществование хозяев города и отлаженная система освоения территорий военных объектов стала сбоить — совсем как во времена неуступчивого адмирала Ежеля. Называя сегодня руководителя СГГА «чужаком», представители севастопольского истеблишмента знают, о чем говорят. Новый глава администрации оказался плох лишь тем, что он – чужой среди своих (а так претензий нет, даже в многократно цитируемом нами «Манифесте» косвенно признаются заслуги «опытного хозяйственника, руководившего полуостровом, ответственного государственного чиновника, честного человека»).
Теперь понятно, ради чего затеяла конфликт местная олигархическая верхушка — ей, видимо, необходимо восстановить статус-кво и вновь монополизировать власть в городе. А заодно и найти козла отпущения, свалив на него все последствия коммерческой «демилитаризации». Что особенно важно в свете недавних заявлений Юлии Тимошенко об усилении борьбы с коррупцией.
Севастопольцам активно навязывают двух врагов — Северо-атлантический альянс и горадминистрацию. В итоге складывается не то, чтобы нелепая, а совершенно парадоксальная ситуация: патриотически настроенные горожане даже не подозревают, что их чувствами, образно говоря, "манипулируют" те, кто мечтает, чтобы российский флот поскорее убрался, освободив драгоценные гектары. Похоже, что разбогатевшей на распродаже угодий политической элите Севастополя просто больно смотреть на землю, где расположены объекты российского ВМФ, ведь ее «демилитаризация» принесет им миллиардную прибыль.
И это очень выгодно тем, кто в Киеве как самых дорогих друзей принимает американцев и ублажает их варениками с вишнями. Ведь де-юре на сегодняшний день единственным серьезным препятствием на пути Украины в альянс является нахождение на территории страны иностранной военной базы.
Михаил БУГАЕВ
Источник: Фраза