08:0104.05.2008г.
Люди так устроили себе жизнь, что важную роль в ней играют символы. Например, практически во всех цивилизованных (и стремящихся к такому званию) странах общественный транспорт раскрашен в один, строго определенный цвет: как правило, желтый. Ожидающие на остановке пассажиры издали замечают и заранее радуются – желанный объект приближается! Не менее символичны значки на тех местах общего пользования, о которых принято экивоками говорить, что сюда даже короли пешком ходили. Лаконично оформленные фигурки даже малограмотного человека точно сориентируют, какую комнату надо выбирать, исходя из своей половой принадлежности.
Переход, возможно, будет несколько резким, но, тем не менее, рассмотрим только что прошедший праздник. Первомай, собственно говоря, тоже символ. Символ привычный и многим, скажем откровенно, приятный. Символ многих лет жизни в «союзе нерушимых республик свободных…». Символ стабильной и достаточно сытной жизни, бесплатных медицины и образования, нерушимой границы, умеренной коррупции и престижности службы…
Символичность Первомая (собственно говоря, как и всех остальных праздников-символов и просто символов) была настолько системно отшлифована, что даже расположение официальных должностных лиц на трибуне Мавзолея давало главную тему для аналитических программ на радиоволнах «вражеских голосов» и пищу застольным разговорам на всех кухнях одной шестой части земной тверди.
Не будем отступать от традиции и попробуем расшифровать символы, которые нам продемонстрировала, простите за невольное «масло масляное», первомайская демонстрация в Севастополе образца 2008 года.
От древних греков повелось, что особый смысл несут в себе цифры. Так вот, цифры принявших участие в демонстрации были пожалуй, наиболее символичны. Вернее, не столько сами цифры, сколько называемое представителями разных политических сил количество демонстрантов. От наиболее оптимистично настроенных участников манифестации довелось услышать: «Нас было тысяч семь-восемь!». В то же время представитель политической партии, которая выступала как один из наиболее активных организаторов шествия, был значительно пессимистичнее: «Еле-еле полторы тысячи набралось…».
Пожалуй, наибольшего доверия заслуживают количественные оценки профессионалов, которые систематически отслеживают все массовые мероприятия в городе. Так вот, профессионалы называют цифру немногим более двух тысяч. Из чего следует вывод: декларируемая некоторыми городскими политиками очень высокая политическая активность севастопольцев на самом деле далеко отстает от мечтаний лидеров. И не спасают ситуацию даже лозунги, которые с большой натяжкой можно присовокупить к идее пролетарского интернационализма и всеобщей солидарности.
Символ второй: впервые по центральной городской улице прошла колонна приверженцев «белосердечных» идей и такого же лидера. Что однозначно свидетельствует – в Севастополе былая безраздельная монополия на электоральное внимание к традиционным (для нашего города, разумеется) идеологиям медленно, но верно разрушается. Это, понятное дело, не может радовать лидеров пока еще чувствующих себя уверенно (в смысле электоральной поддержки) местных политформирований.
Еще одним красноречивым символом первомайского «драйва» до недавнего времени был порядок расстановки групп под партийными флагами в колонне. Помню, как несколько лет назад ответственные представители от политсил до хрипоты спорили, которая из них достойна быть во главе шествия. Коммунисты аргументировали свое право «первой ночи» десятилетиями собственной истории и установившейся традицией. Кто-то пытался выбороть это право на основании количества партийцев. Демократы предлагали принцип «по алфавиту». К какому решению в итоге пришли, не помню, но возглавлять шествие довелось не коммунистам.
Манифестацию образца 2008-го года возглавила группа представителей профсоюзов. Что несомненно логично, если исходить из первооснов и фундаментальной идеологии этой традиции. Представляется довольно символичным то, что именно в этой колоне шел первый заместитель председателя СГГА Сергея Куницына Владимир Казарин. Сложно утверждать, что выбрал он такую позицию с целью послать всем заинтересованным определенный «мессидж». Скорей всего, что ничего зашифрованного в выборе места не было. Тем не менее информация более чем красноречивая: руководство горгосадминистрации не делает преференций ни одной политической группировке, позиционирует себя как партнера с профсоюзами.
На этом фоне определенно символичнее выглядит выбор своего места в колоне демонстрантов руководства горсовета. Валерий Саратов шел с однопартийцами, которых осеняли соответствующие флаги. Особым символом наиболее наблюдательные зеваки с тротуаров отметили то, что при всем старании они не смогли обнаружить возле председателя горсовета и руководителя городской организации ПР в одном лице многих из сорока пяти депутатов, составляющих соответствующую фракцию. Даже особые знатоки кадров Партии регионов не смогли досчитаться в колоне значительного количества депутатов из райсоветов.
Более чем откровенная концентрация политически активных севастопольцев под флагами определенных цветов красноречивее всех разговоров и заявлений политологов, аналитиков и партийных лидеров символизирует и сигнализирует: подготовка к предстоящим выборам перешла от стадии идеи к стадии конкретной подготовки. В эту стадию вошли даже те политформирования, которым в недавнем прошлом одними только разговорами об очередном электоральном забеге можно было испортить надолго настроение и аппетит. Но, судя по всему, в предупреждения о «горячем» мае и совсем уж «знойной» (в первую очередь - для местных советов) осени услышаны теми, кому этот процесс интересен.
Исходя из вышесказанного, не грех будет принять к сведению: май начался первомайской демонстрацией, но ею вовсе не закончился. Так что процесс наблюдения за символами и их расшифровки только разгорается. Наша задача – замечать и правильно разгадывать информацию. И при этом не лишним будет помнить актуальную для апреля поговорку: «Весь апрель никому не верь!». Похоже, придется ее переиначивать: «Весь горячий политический сезон осторожно верь!».
Дмитрий ДОНСКОВ,
обозреватель.
Источник: Новый Севастополь