10:5419.05.2008г.
К нам пришло письмо, в котором автор – журналист - делает попытку рассказать своим читателям о Севастополе и ситуации, которая складывается в городе. Нам показался интересным этот «взгляд со стороны». Предлагаем его вниманию посетителей нашего сайта.
Вся история Севастополя – сплошные обороны да освобождения. В перерывах между ними – жизнь в статусе военно-морской крепости. И хотя в советское время город-герой стали называть чуть иначе - главной военно-морской базой Краснознаменного Черноморского флота – в восприятии практически всех горожан и по организации жизни он продолжал оставаться крепостью: только в начале девяностых годов прошлого века был отменен особый пропускной режим, регламентировавший посещение города даже самыми близкими родственниками «крепостных» жителей. Десятилетия проживания в «зоне особого статуса» не могли не отразиться не только на формировании и развитии городской инфраструктуры, укладе жизни, но и на особенностях восприятия горожанами окружающей действительности…
Вхождение в иной статус
С обретением нашей страной независимости Севастополь долгое время поставлял для международных информагентств «горячие» новости: раздел бывшего Краснознаменного Черноморского флота на Военно-Морские Силы Украины и теперь уже ЧФ Российской Федерации не удавалось проводить без эксцессов. Волей-неволей руководители города принимали участие в высоких международных политических играх. Какое-то время в Севастополе существовал порядок, при котором одно лицо было и назначаемым из Киева «оком государевым», и выборным руководителем громады. Потом решили, что все же власть следует разделить. В городе появилось два первых лица: председатель ГГА и руководитель депутатского корпуса.
Пока эти должности делили между собой севастопольцы, противостояния обитателей расположенных строго друг напротив друга монументальных зданий по улице Ленина, конечно же, случались. Но на широкую публику предпочитали их не выносить – конфликты улаживали когда «по-земляцки», когда «по-семейному».
Новейший период
«Оранжевую» революцию большинство горожан восприняло, мягко говоря, неоднозначно. А назначение на должность севастопольского губернатора Президентом Виктором Ющенко народного депутата Сергея Иванова сплотило значительную часть из семидесяти пяти городских депутатов в едином порыве: чужих нам не надо! К чему – то ли к политическому «цвету», то ли к месту жительства - относилось определение «чужой», на первых порах не было четко определено.
Легкий «холодок» в отношениях между руководителем СГГА и депутатами с приходом в Севастополь морозной зимы 2006 года окреп настолько, что группа наиболее радикально настроенных народных избранников объявила голодовку прямо в здании горсовета. Формальной причиной акции было то, что севастопольская ТЭЦ перестала в феврале отапливать несколько сотен многоквартирных домов. И хотя произошло это из-за долгов ТЭЦ и техническими неисправностями, требование голодающих было обращено в другой адрес: «Иванова – в отставку!».
Голодовка завершилась через несколько дней, а реакция на нее задержалась до весны, когда Президент уволил Сергея Иванова с занимаемой должности. Практически без объяснений, а тем более - обвинений. Но депутаты записали «победу» на свой счет.
День вчерашний
Назначение в Севастополь хорошо известного не только на полуострове бывшего премьер-министра Крыма Сергея Куницына, очевидно, не могло привести в восторг все сто процентов севастопольцев. Представители местной элиты считали, что у некоторых из них достаточно оснований для того, чтобы кто-то из «своих» сел в высокое кресло. Зная деловые и бойцовские качества этого политика и хозяйственника, они поняли - осуществление их планов отодвигается, и, возможно, на неприемлемо длительное время.
Правда, первые комментарии прессы были достаточно обнадеживающими: Сергей Владимирович в Севастополь прибыл не надолго, просто ему дали возможность какое-то время то ли пересидеть, то ли отдохнуть после напряженных работы и борьбы в Крыму.
Во всяком случае, горсоветовская фракция Партии регионов, получившая в марте 2006-го сорок пять из семидесяти пяти мандатов, в противоборство с Куницыным не вступала. Даже совсем наоборот: руководитель Севастопольской ГГА и председатель горсовета «регионал» Валерий Саратов в торжественной обстановке подписали документ, предписывающий руководимым ими структурам плодотворно сотрудничать. На телекамеры соглашение в один голос называли не иначе как «Малой Конституцией Севастополя».
Почти идиллическое взаимопонимание городских властей продолжалось до конца прошлого года. «Черная кошка» внезапно пробежала по улице Ленина в момент, когда Сергея Куницына в городе не было. Губернатору пришлось лечиться от последствий контузии, которую он получил, когда воевал в Афганистане.
День сегодняшний
«Наступление» повели регионалы, обвинив с трибуны очередной сессии городскую администрацию в «разбазаривании городской земли». Речь, тем временем, шла о гектарах, занятых частью объектами Минобороны Украины, частью арендованных до 2017-го года Черноморским флотом Российской Федерации.
К критике присоединились и коммунисты, до того солидаризовавшиеся с наибольшей фракцией в основном вокруг политических вопросов (антиНАТО и придание русскому языку статуса второго государственного) и витренковская «Народная оппозиция». У последних терпения следовать строго в фарватере политических севастопольских тяжеловесов надолго не хватило. Прогрессивные социалисты во всеуслышание «хлопнули дверью» в момент подписания инициированного регионалами документа о сотрудничестве почти всех политических формирований города. Руководитель фракции «Народная оппозиция» Евгений Дубовик зачитал свой отказ с бумажки: мол, садиться за один стол со всякими политкарликами не собираемся.
Параллельно с эскалацией противостояния большинства горсовета с «командой Куницына» крепчал ропот недовольных развитием событий. Со своей стороны депутаты, расширяя претензии, в список тех, кого надо было «уйти», заносили почти всех заместителей главы СГГА и даже начальника управления капитального строительства за якобы построенные и сданные в эксплуатацию только на бумаге объекты, финансируемые из госбюджета. В ответ часть депутатов горсовета предлагала внимательно разобраться в проблеме, изучить документы, при наличии оснований – обращаться к правоохранителям и только после вынесения судами решений ставить вопрос о недоверии «команде Куницына». Таких немногочисленных ораторов коллеги из большинства на сессии, случалось, освистывали.
Вскоре противостояние выплеснулось на улицы. Вернее, на одну, центральную, имени Ленина. Что характерно, в непосредственной близости к зданиям СГГА и горсовета. Возможно, акции устраивали здесь для того, чтобы тем, против кого они предназначались и тем, кто их заказывал, сподручнее было контролировать процесс.
Рьяность исполнителей иногда приводила к тому, что можно назвать «противоположным эффектом». Молодые люди, возглавляемые молодым депутатом-регионалом, стали голодать под лозунгами «Куницына – в отставку» вблизи одного из самых священных для севастопольцев мест – Мемориала «Героическим защитникам Севастополя в 1941-1942 г.г.». Голодающие, рассчитывая на продолжительность акции, возле Вечного огня установили палатки и… биотуалет. Герой Советского Союза, фронтовик, летчик-истребитель Виктор Калядин указал молодым людям на неуместность синей будки вблизи памятника. Понимания не нашел…
За гектарами уж и леса не видно
А тем временем взрослые интенсивность «боевых действий» наращивали. В ответ на «украденные у севастопольцев почти триста гектаров земли» депутаты оперативно отдали на четверть века 19 тысяч гектаров севастопольских лесов, принадлежащих Государственному опытному лесоохотничьему хозяйству, «в пользование» двум ООО. Ориентирующиеся в реалиях жизни севастопольского бомонда злые языки утверждали, что за обоими обществами стоит один и тот же городской депутат – руководитель одной из фракций.
«Лыком в строку» «команде Куницына» засчитывалось даже низкое качество тротуарной плитки, которой по инициативе госадминистрации выстелили центральную городскую площадь имени адмирала Нахимова. Исследования проводили по инициативе депутатов. Администрация ответила рассылкой образцов плитки в сертифицированные лабораторий по разным городам Украины.
Традиционно для такого рода противостояний широко использовались СМИ. Учрежденный горсоветом телевизионный «Народный канал» ежедневно устами депутатов и «коренных жителей Севастополя» изобличал грехи «команды Куницына», сопровождая передачи трансляцией песни «Священная война». В одну с этими передачами тональность попадали разоблачительные публикации газеты «одного автора» «Подробности», где оперировали сотнями гектаров «украденной земли» и миллиардами «отнятых у пенсионеров» гривен.
Оборона с друзьями
Названное практически на официальном уровне противостояние «третьей обороной Севастополя» ширилось и за счет привлечения «тяжелой артиллерии» и выходом на международный уровень. В интервью для прессы Сергей Куницын не единожды упоминал о своей дружбе и плодотворном сотрудничестве с губернатором Московской области Борисом Громовым, экс-президентом Ингушетии Русланом Аушевым. В ответ Валерий Саратов на концерте в честь 225-летия Черноморского флота России спел трио с мером Москвы Юрием Лужковым и звездным Иосифом Кобзоном. Депутат
Ожидания того, что «противник» будет молчаливо отсиживаться в окопах, если и были у депутатов, вскоре совершенно развеялись. И сам Куницын, и члены его команды активно выступали в СМИ, аргументировано возражая на депутатские обвинения.
«Малая фронту подмога» время от времени приходила и со стороны, откуда ждать ее доводилось меньше всего. О демарше «витренковцев» мы уже упоминали. Несогласие с проводимой горсоветом линией на конфронтацию все чаще стали поддерживать депутаты из фракций меньшинства. Если под стенами администрации собирались митинги и пикеты с требованиями «Куницына – долой!», то тут же у входа в горсовет собирались люди с лозунгами типа «Саратов – в Саратов!».
Что день грядущий им готовит?..
Апофеозом депутатской борьбы стало решение сессии горсовета о проведении местного (консультативного) референдума о недоверии горгосадминистрации и лично Сергею Куницыну. Вскоре выяснилось, что реализация идеи встречает сопротивление. И не только со стороны чиновников. Первый обществом зарегистрированный сигнал тревоги для инициаторов плебисцита дал «Народный канал», который в прямом эфире решился опросить севастопольцев, придут они на референдум или нет. За полчаса передачи удалось выяснить, что счет будет примерно 2:3. Ведущий не нашел ничего лучшего, как объяснить нежелание 60 % жителей проигнорировать депутатскую инициативу техническими неисправностями регистрирующей аппаратуры. Даже на экране было заметно его смущение. То ли цифрой, то ли объяснением…
Вскоре сюрприз преподнесла газета «Подробности», до того пускавшая критические стрелы исключительно в сторону «команды Куницына». В очередном своем выпуске газета «прошлась» по видному городскому депутату, одному из лидеров фракции ПР, уличая его в присвоении земельных участков, спекуляциях на теме веры и других неблаговидных делах.
Чем ближе к «заветному» 25-му мая, тем сюрпризов становится больше. Руководитель одной из фракций горсовета Александр Семин заявил представителям СМИ, что «материалы, на основании которых было предложено принять решение о передаче частным фирмам 19 тысяч лесных угодий, содержат в себе ряд сомнительных и противоречивых сведений. При принятии данного решения допущены нарушения законодательства Украины». Предложение фракций «Наш дом – Севастополь» и «Народная оппозиция» рассмотреть их проект решения по данной проблеме на предстоящей 20 мая сессии не принял заместитель председателя горсовета.
В день появления этого материала в Интернете в эфире Севастопольской городской государственной ТРК депутат Гагаринского районного совета практически призвал горожан не ходить на референдум, мотивируя свое решение его игнорировать тем, что надо было в бюллетень включать не только пункт о недоверии чиновникам, но тому же испытанию подвергнуть и городских депутатов. Нельзя сказать, что районный депутат выдвинул совсем уж революционную идею. По логике, при формулировании записанных в бюллетень вопросов «против Куницына» депутатские головы должна была сама собой посетить мысль: «А не спросить ли заодно нам народ и о доверии к себе?». Наверное, посещала. Но в печатную строку в бюллетене не преобразилась.
А тут еще и Хозяйственный суд Автономной Республики Крым в деле по иску благотворительной организации «Возрождение Славянского Единства» к Севастопольскому городскому совету вынес определение об обеспечении мер иска, которым приостановил действие решения Севастопольского городского совета от 8 апреля 2008 года № 4025 «О проведении местного (консультативного) референдума по вопросам недоверия Севастопольской городской государственной администрации». Оказывается, проводить референдум на внебюджетные средства нельзя. Неужели депутаты большинства горсовета Севастополя об этом не знали?
Думаю, что правовая сторона дела депутатам горсовета в данном случае не интересна. Важно хоть что-то сделать такое, чтобы положить себе в актив. Пусть даже ценой нарушения действующего законодательства.
Валерий КАПУСТЯН,
бывший севастополец,
ныне - киевлянин
Источник: Новый Севастополь