Сразу после выборов народным депутатам и их коллегам из предыдущих созывов вернули льготы, от которых парламентарии отказались всего год назад. По подсчётам Фокуса, содержание бывших парламентариев может стоить госбюджету четверть миллиарда гривен
У власти для новоизбранных депутатов есть приятный сюрприз: с нового года каждый из них может рассчитывать на 30 000 грн. помощи на оздоровление, бесплатные путёвки для санаторно-курортного лечения и право на денежную компенсацию для создания «надлежащих жилищных условий». В 2012-м пользоваться благами депутаты не могли: в год выборов финансирование привилегий было заморожено на 12 месяцев. Но 1 января 2013-го всё вернулось — в госбюджете-2013 нормы о замораживании льгот нет. Это значит, что к армии парламентских льготников прибавятся бывшие депутаты, в том числе 258 депутатов VI созыва. Им вернут право на бесплатное медобслуживание в ведомственных клиниках, получение внушительной материальной помощи и даже бесплатное погребение.
Временную отмену льгот директор Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии Алексей Гарань называет типичной предвыборной технологией. Благодаря ей госбюджет сэкономил в 2012 году сотни миллионов гривен, чего нельзя будет сказать о 2013-м. По подсчётам Фокуса, только на выплату пособий бывшим депутатам придётся потратить не менее 100 млн грн., а если к этому добавить пенсии бывших законодателей, траты могут перевалить за четверть миллиарда гривен.
Льготный тариф
Глава политической партии «Союз» и основатель корпорации «Империя» Лев Миримский — один из самых влиятельных и богатых людей Крыма. Официальный доход его семьи в 2011 году превысил 17 млн грн., а журнал «Комментарии» в 2008-м оценивал его состояние в $180 млн. Тем не менее, лишившись депутатских полномочий в 2006 году, он продолжал пользоваться льготами. «Моя трудовая книжка с 1994 года находится в Раде. Я лидер партии «Союз» и другой деятельностью не занимался», — объясняет Фокусу Миримский.
В первый год, согласно закону о статусе народного депутата, бывшему народному избраннику положена ежемесячная материальная помощь в размере заработной платы — около 14 000 грн. «Её можно получать и два года, — поясняет в прошлом первый замминистра труда и социальной политики, а ныне народный депутат от «УДАРа» Павел Розенко. — Для этого экс-парламентарию надо стать студентом или записаться на курсы переквалификации». А дальше, вплоть до пенсии, безработным экс-депутатам полагается ежемесячная выплата в 7000 грн. при условии трудового стажа для мужчин свыше 25 лет и 20 лет для женщин.
Количество депутатов прошлых созывов, живущих за счёт государства, Верховная Рада не называет. На запрос Фокуса в информационном управлении аппарата ВР ответили отказом, сославшись на отсутствие подобной информации. Но по данным бывшего заместителя регламентного комитета в парламенте VI созыва Валерия Камчатного, до 2012 года в кадровом резерве Главуправления госслужбы числилось 126 экс-парламентариев, получающих материальную помощь.
Но эта цифра, похоже, далека от реальности. Если столько человек будут ежемесячно получать по 7000 грн. материальной помощи, то за год на эту статью из казны уйдёт порядка 10–11 млн грн. Между тем в 2011-м на материальные льготы бывшим депутатам была предусмотрена сумма в 10 раз большая — 82 млн грн. Получается, что ещё два года назад количество депутатов, получавших пособие по безработице, колебалось в пределах тысячи человек.
К ним можно добавить непереизбравшихся депутатов VI созыва. По данным исполнительного директора Ассоциации народных депутатов Украины Елены Крандаковой, таковых 258 человек. Если в течение года никто из экс-парламентариев VI созыва не найдёт работу, за 12 месяцев государство будет обязано выплатить им 43 млн грн. материальной помощи. Это, например, в десять раз меньше, чем правительство запланировало направить в 2013-м на борьбу со СПИДом.
Сколько всего в этом году выделят денег на безработных депутатов прошлых созывов, по словам первого зама бюджетного комитета, члена «Батьківщини» Валерия Дубиля, будет решать регламентный комитет. И хотя его глава, депутат от Партии регионов Владимир Макеенко, который ранее заверял Фокус в полной ликвидации депутатских льгот, отказался комментировать этот вопрос, известно, что в целом на аппарат Верховной Рады в госбюджете предусмотрено 876 млн грн. Однако в финальном варианте документа, который после утверждения во втором чтении так и не появился в открытом доступе, как утверждает первый замглавы регламентного комитета, член «Батьківщини» Андрей Пышный, расходы по этой статье увеличились на 60 млн грн. Они могут пригодиться депутатам при формировании статей расходов на собственные льготы, так как при численности свыше тысячи нетрудоустроенных слуг народа расходы на их содержание могут превышать 100 млн грн. в год. Это, к слову, в два раза больше, чем предусмотрено на реабилитацию детей с ДЦП.
В ранге первом
Сами депутаты положенные им льготы считают нормой. Лидер прогрессивных социалистов и народный депутат І–ІІІ созывов Владимир Марченко долго получал материальную помощь и отмену выплат в минувшем году считает преступлением. «Я три созыва честно отработал в парламенте, у меня нет запасного аэродрома. Бизнес-интересы не лоббировал, коммерческой деятельностью на стороне не занимался, а отстаивал права трудового народа», — говорит он, доказывая, что для него и его семьи материальная помощь была основным доходом. Защищая свои права на выплаты, он обращался к Уполномоченному по правам человека, судился с аппаратом Верховной Рады, но безуспешно.
Трудности трудоустройства после работы в Раде депутаты объясняют так: мешает первый ранг госслужащего, который они получают после прекращения депутатских полномочий. С ним впору идти руководить обладминистрацией или министерством, но на всех высоких постов не хватает. Оппозиционерам ещё сложнее — их шансы попасть в исполнительную власть минимальны. По этой причине, вспоминает Марченко, на пособии долгое время сидели его однопартийцы — депутаты ІІІ созыва Елена Мазур, Пётр Романчук, Наталья Лымарь, Сергей Кияшко. Материальную помощь вплоть до выхода на пенсию получала и другой лидер прогрессивных социалистов — Наталия Витренко.
Есть и те, кто от помощи со временем отказываются. Так поступил депутат ІІІ созыва, бывший член КПУ Владимир Моисеенко, 6 лет получавший матпомощь. В 2008-м, занявшись бизнесом, он написал заявление о лишении выплат.
Впрочем, возврат депутатских льгот в нынешнем году почувствуют не все экс-депутаты. Марченко в 2013 уходит на пенсию. В соответствии с законом о статусе народного депутата соратнику Витренко полагается выходное единоразовое пособие в размере 12 должностных окладов. Учитывая, что средний размер депутатского оклада (без учёта выплат за интенсивность работы, выслугу лет, премий и т. п.) около 6000 грн., то на руки такой пенсионер получит около 72 000 грн.
В отличие от коллег, вышедших на заслуженный отдых до пенсионной реформы, размер его пенсии будет меньшим. По словам директора Департамента пенсионного обеспечения Министерства социальной политики Николая Шамбира, Марченко может рассчитывать на максимальную пенсию в десять прожиточных минимумов, а именно 11 080 грн. Для сравнения: 75-летнему депутату-коммунисту III–IV созывов Юрию Соломатину Пенсионный фонд ежемесячно начисляет свыше 16 000 гривен. Столько же получает опальный коммунист, депутат IV–VI созывов Леонид Грач.
Всего, по данным Ассоциации народных депутатов, в Украине сегодня около 800 парламентариев-пенсионеров. На их содержание, по подсчётам Фокуса, Пенсионный фонд тратит 140–150 млн грн. в год. Вместе с затратами на депутатские льготы содержание бывших законодателей может стоить госбюджету четверть миллиарда гривен. На фоне дефицита госбюджета в 10 млрд грн., которых не хватает на пенсии, стипендии и зарплаты, такие расходы выглядят как минимум неадекватно.