НОВОСТИ

2 июня 2017

С 1 февраля за электроэнергию платим по-новому

10:3701.02.2011г.

С 1 февраля 2011 года вступают в силу новые тарифы на электроэнергию, которые не пересматривались с 2006 года. Соответствующее решение принято 13 января 2011 года на заседании Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики, хотя прогнозный баланс электроэнергии, топлива и расходов энергогенерирующих компаний ТЭС на 2011 год еще не утвержден. По словам члена НКРЭ А. Теличко, уровень, при котором существующий тариф покрывает лишь 24,4% расходов, является критическим, поэтому НКРЭ, как самостоятельный орган, не дожидаясь утверждения баланса, принял решение о повышении тарифов с 1 февраля.

Повышение на 30% стоимости электроэнергии будет распространяться только на тех бытовых абонентов, которые будут потреблять более 150 кВт / ч, если дом оборудован газовыми плитами, и 250 кВт / ч, если в квартире установлены электрические плиты. Таким образом, новые тарифы за сверхлимитное потребление света составят 31,67 коп. за кВт / ч. и 24,34 коп. за кВт / ч. соответственно. Для населения, проживающего в сельской местности и не использует электроплиты и электроустановки для обогрева, тариф составит 29,25 коп. за кВт / ч. Все, что потреблено в лимит, должен оплачиваться по старым тарифам.

Для льготных категорий, к которым относятся многодетные и приемные семьи, детские дома семейного типа, жители общежитий семейного типа, а также населения, проживающего в многоквартирных домах, которые не газифицированы, и в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения, тариф остается неизменным независимо от объемов потребления электроэнергии. Об этом сообщил член НКРЭ А. Теличко. Кроме того, по его словам, повышение тарифов не коснется 70% населения, поскольку оно не превышает порогов потребления, зафиксированных в принятом решении НКРЭ.

Обнародованные цифры не окончательные, поскольку НКРЭ может пересмотреть тарифы после утверждения прогнозного баланса электроэнергии, топлива и расходов энергогенерирующих компаний ТЭС на 2011 год, согласно которому украинское правительство рассматривает возможность двухэтапного увеличения цен на электроэнергию, отпускаемую для нужд населения, с апреля и августа 2011 года на 139%. Кроме того, существует еще один вариант увеличения цены на 50% с апреля и на 50% с сентября 2011 года. По словам А. Теличко, повышение тарифов возможно уже с 1 марта 2011. Между тем в Министерстве энергетики и угольной промышленности успокаивают, что тарифы на электроэнергию даже после повышения остаются самыми низкими среди стран СНГ и Европы. Так, в России тариф для населения в пересчете на гривни составит 47 коп. за кВт / ч, Азербайджане - 50 коп. за кВт / ч, в Польше - 68 коп. за кВт / ч.

И все же напрашивается вопрос: почему в стране, которая 20 лет назад входила в десятку крупнейших производителей электроэнергии в мире, которая владеет четырьмя АЭС и 15 гидро-и гидроаккумулирующие электростанции, необходимо повышать цены на электроэнергию? В значительной мере это обусловлено психологией, доставшееся в наследство от СССР, когда доступ к большим запасам дешевых энергоносителей и рабочей силы позволяли создавать большую разницу между ценой первичных энергоносителей и конечного продукта. Как следствие, формировалась энергозатратная промышленность при отсутствии энергосберегающих технологий.

Кроме того, функционирование оптового рынка электроэнергии Украины (ОРЭ) на базе устаревшей модели единого покупателя не соответствует современным тенденциям развития электроэнергетической отрасли. Согласно этой модели коммерческим оператором ОРЭ и тем самым единственным покупателем выступает государственное предприятие "Энергорынок". Техническим оператором ОРЭ, который выполняет диспетчерские функции, является НЭК "Укрэнерго", который к тому же является владельцем и оператором магистральных сетей класса напряжения 220-750 кВт. Поставщиками электроэнергии являются операторы распределительных электрических сетей: компании-монополисты, к которым относятся главным образом облэнерго, структурные подразделения "Укрзализныци", работающих по фиксированному тарифу, и лицензиаты - субъекты хозяйственной деятельности, к которым, в частности, относится ЭК "Укрэнергоэкспорт ", имеющих право поставлять электроэнергию по свободным тарифам. К потребителю электроэнергия попадает через НЭК "Укрэнерго" и операторов распределительных электросетей, которая в свою очередь приобретается ГП "Энергорынок" у генерирующих компаний. Итак, очень важный момент в формировании тарифов - себестоимость.

Отметим, что себестоимость 1 кВт / ч. в атомной энергетике составляет около 15 копеек, в гидроэнергетике - 12 коп. Розничные цены формируются энергоснабжающими компаниями, которые включают возмещение расходов на осуществление закупки электроэнергии на ОРЭ, на передачу ее сетями компаний и поставки потребителю. При транспортировке электроэнергии часть ее теряется. Для возмещения этих потерь закупочная цена электроэнергии корректируется на коэффициент нормативных технологических расходов. Итак, основная накрутка на цену формируется за счет посредников и распределительных компаний. При этом потери электроэнергии при поставке бытовым потребителям значительно выше, чем при обеспечении электроэнергией промышленных потребителей, а тарифы для населения ниже необходимого. Таким образом, разница в тарифах для населения покрывается за счет промышленности, бюджетных организаций, транспорта.

В Минэнергоуглепроме отмечают, что через дотации населения тарифы для промышленности, транспорта, бюджетной сферы и коммунальных предприятий завышены на 30%, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики и рост цен на товары и услуги. Специалисты министерства считают, что нынешнее повышение тарифов для населения позволит существенно сократить перекрестное субсидирование в отрасли и сохранить на приемлемом уровне рост розничных тарифов для промышленных предприятий.

Суть перекрестного субсидирования заключается в фиксации цен на уровне выше средних издержек производства товаров в определенной области, с целью перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей. По экономическим правилам, перекрестное субсидирование возможно в ситуации, когда у предприятия существует эффект стоимостного взаимодополнения, и когда потребительский спрос на группу товаров взаимосвязан. Предприятие, ориентированное на перекрестное субсидирование, использует прибыль, получаемая от реализации одного товара, для субсидирования производства и продажи другого.

В области энергоснабжения перекрестное субсидирование заключается в том, что тарифы для населения на электричество меньше расходов. Разницу субсидируют другие потребители. Как следствие, промышленность вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие и модернизацию предприятий, что в свою очередь приведет к повышению себестоимости продукции и уменьшению их конкурентоспособности на внешних рынках, погашает задолженность населения по программе перекрестного субсидирования. По мнению президента Энергетической ассоциации Украины В. Котко, в Украине для промышленности электроэнергия втрое дороже, хотя энергообеспечение населения требует значительно больших затрат. По словам эксперта, перекрестное субсидирование в отрасли приобрело в стране невиданные в мировой практике масштабы и полностью исказило систему ценообразования, что стало непреодолимым тормозом как реформирования оптового рынка электроэнергии, так и реализации программ энергосбережения.

Именно на сокращение этого явления направлено повышение тарифов на электроэнергию. По крайней мере, на это рассчитывают разработчики прогнозного баланса, по подсчетам которых, дотационная экономия 2011 года составит 13%. Так считает и ведущий эксперт по энергетическим вопросам центра им. Разумкова С. Дяченко, отмечая, что политику в этом вопросе трудно найти, это происходит во всем мире. Однако, существует проблема целевого использования средств, полученных от повышения стоимости электроэнергии. Как отмечает эксперт, как только приватизированная промышленность получает сверхприбыль, она, вместо его вложения в развитие, модернизацию, внедрение новых технологий, выводит сразу в офшоры. На эти деньги покупаются футбольные клубы, самолеты, газеты и финансируется политика. Что касается энергорынка, то, по словам эксперта, существует не только перекрестное субсидирование между населением и промышленностью, оно действует и в рамках отраслей, в частности, атомная платит за тепловую.

Итак, перекрестного субсидирования необходимо как можно быстрее избавляться. И чем быстрее это произойдет, тем лучше, считает экс-замминистра по вопросам ЖКХ Украины, председатель Всеукраинской ассоциации "Укржилэксплуатация" А. Белянский. По его словам, надеяться на то, что тарифы будут снижены, не нужно, а нужно работать над тем, чтобы они не росли. Дойти до экономически обоснованного уровня и дальше, за счет внедрения энергосберегающих технологий и изменения формы хозяйствования, работать. Только таким путем может стабилизироваться ситуация, убежден эксперт.

Устранению вышеуказанных явлений в энергетической отрасли уделено внимание и в Программе экономических реформ на 2010-2014 годы В. Януковича. В частности, до конца 2012 года предполагается ликвидация перекрестного субсидирования и системы единых тарифов; полное приведение тарифов для населения до экономически обоснованного уровня параллельно с развертыванием системы предоставления адресной помощи лицам, которые в этом больше нуждаются; начало перехода от модели единого покупателя к модели прямых договоров и балансирующего рынка, обеспечение независимого статуса регулятора т.д. Однако, по мнению В. Котко, ошибочным является отсрочка ликвидации перекрестного субсидирования еще почти на два года, за которые абсолютно бессмысленно будет потрачено на дотации платежеспособным и откровенно богатым гражданам не менее 30 млрд. грн. Безосновательным, по убеждению эксперта, является также оттягивание предоставления независимого статуса регулятора, ведь выполнение именно этого пункта является определяющим для инвестиционной привлекательности энергосектора, без чего невозможна успешная приватизация энергокомпаний.

Следовательно, повышение тарифов на электроэнергию является одним из необходимых условий для реформирования отрасли и оптимизации энергорынка. А для этого необходимы не эфемерные реформы, а действенная программа реальных преобразований в энергетическом секторе экономики, внедрение энергосберегающих технологий, пересмотр формирования тарифов, которые должны покрывать реальные затраты в зависимости от условий и графика потребления электроэнергии, учитывать социально-экономические факторы.

Илона Билан, руководитель Группы контроля демократических изменений УНЦПИ
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама