21:5614.07.2009г.
Президент Украины подарил крымским политикам новую тему для обсуждений, препирательств и вооружил новым лозунгом на выборы. Даже странно, как они сами не догадались (из Москвы никто не подсказал). В прямом эфире ТРК «Черноморская» Виктор Ющенко, где он в минувшее воскресенье презентовал проект Конституции Украины, неожиданно заявил, что предлагает присоединить Севастополь, который сейчас имеет «общенациональный статус», к Крымской автономии: «Я исхожу из того, что Севастополь должен относиться к компетенции крымской власти. Такой подход я считал бы справедливым и честным (по отношению) к Автономной Республике Крым».
Крымская власть тут же солидарно откликнулась. «Очень хорошая идея, — заявил председатель ВР Автономии Анатолий Гриценко. — Соответствует географическому положению Крымского полуострова, в который входит Севастополь. Практика вхождения Севастополя в Крым уже была в 1995 году, когда 12 представителей Севастополя были депутатами Верховного Сове та Крыма. Поэтому я думаю, что с учетом территориально-административной реформы вхождение Сева с тополя в состав АРК будет очень правильным решением. Се годня многие политики, особенно западные, приезжая в Крым, до сих пор думают, что Севастополь входит в состав автономной республики».
Реакция власти Севастополя была диаметрально противоположной. Председатель горсовета Валерий Саратов (однопартиец крымского спикера) напомнил: «Севастополь имеет особый статус уже практически 200 лет. И за это время, если хотите, сложилась общность людей, которые живут в этом городе». Кроме того, полагает В.Сара тов, Севастополь «сегодня не имеет многих проблем, которые есть в Крыму. Например, те же национальные проблемы». Сомневается председатель городского совета и в том, что идея продиктована желанием какой-то административной реформы, потому что непонятно, что она дает в плане решения проблемы Севастополя.
Негативное отношение к президентской инициативе и у лидера крымских регионалов Василия Киселева, который считает, что Виктор Ющенко делает очередную серьезную ошибку. А вот извечные оппоненты — пророссийские политики и лидеры меджлиса — неожиданно сошлись в поддержке идеи. Правда, первые считают, что присоединение Севастополя к Крыму придаст «новый импульс русскому движению», а Мустафа Джемилев, судя по всему, по-своему трактует слова президента о справедливости в отношении автономии, напоминая, что Севастополь входил в состав национальной автономии крымских татар.
Градоначальник Севастополя Сергей Куницын взял на себя тяжкий труд разъяснить севастопольцам, ошарашенным идеей президента, истинную суть заявления:
«В телеэфире президент говорил об этом предположительно… Во-первых, на эту тему мы говорили с главой государства. Я сказал Виктору Андреевичу: «Севастопольцы согласятся при одном условии, — если наш город станет столицей Крыма». Вместе посмеялись. А если серьезно, особый статус Севастополя пока обусловлен наличием в нем воинских формирований иного государства. Сейчас мы работаем над проектом города с открытой экономикой. И это тоже наш особый статус».
Экономический эксперт Андрей Клименко, соавтор этого самого проекта развития Севастополя как города с открытой экономикой, тоже призывает не воспринимать слова президента как задачу сегодняшнего дня. «Я думаю, что в этом вопросе четко проявилось, что абсолютное большинство комментаторов просто не понимают, скажем так, стилистику президента Ющенко последнего времени. А он говорит немало вещей об отдаленном будущем… Я, во всяком случае, из этих его слов не сделал вывод, что он предлагает немедленно переподчинять Севастополь Крымской автономии. Он говорит о проблеме в принципе, — считает А.Клименко. — А проблема есть, но не сегодняшнего дня. Это вопрос после 2017 года…».
Но тогда зачем об этом говорить сегодня? Что, других проблем, достойных президентских инициатив, в АРК и Севастополе нет? Авторитетный крымский политолог Александр Форманчук, на чей вопрос в прямом эфире и отвечал президент, в недоумении: «Честно говоря, я даже затрудняюсь дать какое-то разумное объяснение этому экспромту в ответе на мой вопрос. Я-то спрашивал о понижении статуса автономии в его проекте Конституции, где отсутствует нынешняя глава об АРК. Думаю, президент и сам понимает, что включение Севастополя в состав автономии, а тем более — до выборов, реализовать невозможно. Тогда вопрос: зачем об этом говорить? Зачем вбрасывать в общество идею, которая ни с кем в Крыму публично не обсуждалась, и, думаю, никем в Киеве серьезно не прорабатывалась. Не говоря уже о том, что мнения севастопольцев никто не спрашивал. Такое впечатление, что у президента есть желание в качестве наследства оставить нестабильный Крым, чтобы мы тут перегрызлись еще и по этому поводу, и нестабильную страну. Чтобы, перефразируя Леонида Кучму, Виктор Андреевич тоже уходя сказал: «Хочу увидеть страну без Ющенко», а затем, указывая на нестабильную Украину, морализаторствовать: «Вот видите, как плохо без Ющенко».
Но нужно сказать особо, и президент, стоя на страже суверенитета и территориальной целостности Украины, должен это в первую очередь четко понимать, что государство сегодня заинтересовано в сохранении особого статуса Севастополя, считает Александр Форманчук. «Учитывая, что там находится иностранная военная база и что центр должен сохранять возможность применения, если хотите, режима ручного управления этой территорией».
Добавлю — конфликтогенный потенциал, который заложен сегодня в Севастополе, необходимо тщательно локализировать, а не распространять на весь Крым, что неизбежно произойдет, если он войдет в состав АРК. Во-первых, пророссийское лобби в ВР автономии значительно усилится, как и влияние извне на процессы, там происходящие. Можно не сомневаться, что вопросы , связанные с базированием ЧФ, будут выноситься на обсуждение каждой сессии и звучать в промежутках между ними. И это не предположение — это опыт, который Крым переварил в 90-х. Далее. Севастопольские маргиналы пророссийской ориентации автоматически возрастут в статусе. Одновременно крымские политики получат новый — и какой! — плацдарм для маневров. Площадь Нахимова и бухты Севастополя — это, как понимаете, не площадь Ленина в Симферополе. И дело не только в картинке, а в резонансе на весь мир всего, что происходит в городе двух флотов.
Во-вторых, одна из главных задач Украины до 2017 года — сделать Севастополь максимально неуязвимым с социальной точки зрения. А это означает, что экономика там должна работать как часы, а не как в АРК. Поэтому вопрос: почему президент не сделал главный акцент в своих «севастопольских рассказах» на судьбе многообещающего и действительно жизненно необходимого проекта — создания в Севастополе особого экономического режима, который откроет двери инвестору? Как вообще теперь соответствующий указ президента вписывается в его же идею о переподчинении Севастополя Симферополю? Да никак, вернее, одно другому прямо противоположно.
И разговоры о том, что Крым может стать первым субъектом программы регионального развития в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство», выглядят самонадеянно. Даже если презентация крымских инвестпроектов в середине июля в Брюсселе состоится и будет успешной, реализация такой программы — дело нескорое. И дело не в пресловутой «брюссельской бюрократии». Чтобы инвестиции пришли, в стране должна быть стабильность, а Крым — расчищен от коррупции. «Крым интересен всей Европе», полагает В.Ющенко и требует снять все проблемы, которые могут возникнуть у инвесторов. От кого требуем, кто и кого назначит ответственным (виноватым)? И что, принимая во внимание «политические» реалии автономии, по этому поводу думают пацаны, управляющие процессами в экономике АРК?
И именно на теме экономических выгод/потерь схлестнулись первые лица Крыма и Севастополя. Премьер АРК Виктор Плакида, одобряя идею Виктора Ющенко, заявил журналистам, что это позволит аккумулировать доходы Севастополя в республиканском бюджете. «Что касается бюджета, его наполнения, что касается вопросов взаимоотношения с российским флотом, потому что там бюджетные составляющие, то эти вопросы нужно упорядочить. К сожалению, деньги в большей части остаются в Севастополе, хотя они предназначены для всех объектов, расположенных на территории Крыма. Эти все вопросы решаемые», — считает В.Плакида.
Ответ Сергея Куницына был крайне резок. «Я понимаю рвение крымского руководства: конечно, Севастополь объективно живет лучше, чем автономия, город получает средства за базирование Черноморского флота. Кстати, Крым тоже получает такие средства, но другое дело — как они тратятся, — говорится в распространенном отделом по делам прессы и информации СГГА комментарии. — Мы — единственный регион, который сейчас, в условиях кризиса, строит учебные заведения, дороги. Севастополь не сворачивает газификацию. Скажу больше, нам предстоит битва за бюджет, и мы, городское руководство, приложим все усилия, чтобы эти суммы — компенсации за базирование ЧФ РФ — увеличились в три-четыре раза».
Крым — это Крым, а Севастополь — это Севастополь, подытожил С.Куницын, высказав предположение, что в многоголосье «Севастополь — в Крым» присутствует одна политика.
Да, и в этот раз исходит она не от активистов движения «Севастополь—Крым—Россия», а от президента Украины. Хотя первым, конечно, был Юрий Мешков, мечтавший сделать Севастополь столицей автономии. Интересно, что после оранжевой революции делегированный в Крым премьером Анатолий Матвиенко тоже озвучивал предложение присоединить Севастополь к АРК. Может, он и посеял в душе Виктора Ющенко эту идею? Но если рассматривать ее как задел на будущее, то интересными покажутся размышления Андрея Клименко: «Симферополь фактически перестает быть столицей Крыма. Дело не в том, где находятся официальные республиканские конторы. Столица республики должна генерировать новые смыслы развития, новую политическую моду, новые идеи — это функция столицы. Симферополь в этом контексте давно уже неинтересен. Это город-вокзал, город — оптовый склад… Куда-то ушли на задний план, закапсулировались симферопольская культура, наука, интеллигенция. О политиках вообще промолчим. А у Севастополя в этом смысле серьезный потенциал. Если Севастополь и войдет в состав АР Крым, то он будет ее столицей. Так что пусть симферопольские начальники не радуются», — считает А.Клименко.
Валентина САМАР
Источник: Зеркало недели