13:2214.10.2008г.
Через год-два мировая собственность будет радикально перераспределена, но главные ее хозяева останутся.
Три сценария кризиса
Есть три сценария происхождения мирового финансового кризиса. Первый - теория хаоса. Мол, "как-то все так совпало". Просто жила-была мировая экономика, а затем вдруг начались проблемы со второсортной ипотекой. Они и потянули за собой весь мир.
Второй сценарий - сознательный заговор. Есть какие-то злые, но гениальные умы. Они спланировали, а теперь реализуют глобальный план по обвалу мировой экономики. У этой версии единственная проблема: в мире нет силы, которая была бы на такое способна.
Третий сценарий - что-то среднее. Эта версия не имеет противоречий внутри. Мол, существуют какие-то законы, которые невозможно изменить. В частности, теория экономических циклов. Законы говорят, что в 2008-2009 годах в мире в любом случае должен был начаться кризис.
И есть люди, которые хорошо знают законы, - такие себе юристы от экономики. Они получили замечательный шанс предусмотреть кризис, вывести свои активы из-под удара и извлечь из этого максимальную пользу. И в настоящий момент они действуют по своему плану. Разница в том, что весь мир хватает ртом воздух, а эти люди четко понимают, что происходит. И готовятся...
Теория передела
Немного высокой теории. Мой друг Алиф - замечательный математик. Он оценил то, что происходит в мировой экономике, и написал:
"В физике есть законы сохранения энергии, вещества, импульса. Если где-то убывает, то, выходит, где-то столько же прибывает. Если экономика в целом падает, выходит, кто-то локально поднимается. Мысль о том, что в настоящий момент плохо всем, - это часть "игры". Ты катался в детстве на качелях "челнок"? Там главное - выбрать правильно момент, когда нужно присесть. Если видеть направление и скорость процессов, можно вычислить момент, когда данный маятник достигнет крайней точки", - рассказал Алиф.
Он представляет себе то, что происходит, как восстановление фасада. "Теперь доллар будут "опускать", то есть, мочить в сортире. Но те, кто доллар печатал, будут что-то другое печатать. А что сложного? Если они все знают, они могут в последний момент переводить активы куда угодно... Я думаю, что власть в настоящий момент не у того, у кого много денег, - они же эти деньги и печатают, сколько нужно. Поэтому деньги - это инструмент власти, а не ее "гарант". Атрибуты и рычаги власти действительно могут измениться, но власть останется там, где она есть", - добавил он.
Теперь простыми словами. Мировой финансовый кризис выглядит слишком бессмысленно, чтобы быть случайным. Нет ни одного из трех "чистых" перечисленных выше сценариев: скорее всего, все они происходят одновременно.
Однако я уверен, что даже если кризис вызван объективными причинами, то стимулируется он сознательно. А если так, то первый вопрос - для чего?
Ответ очевиден, если понять, чем закончится кризис. Закончится он тотальным удешевлением всех мировых активов - недвижимости, акций, товаров и, главнее всего,- бизнесов. При этом отомрут все слабые, и на каждом отдельном рынке останутся только исключительно сильные игроки.
Это будет идеальный момент для покупки нового бизнеса, в придачу к уже существующим. За небольшие деньги можно будет стать потенциальным монополистом. В последующие годы он будет расти опережающими темпами, и никто не сможет ему помешать.
Когда закончится кризис
Ответить, когда закончится кризис, оказывается, несложно. В настоящий момент только начало, потому что многие виды бизнеса все еще отлично себя чувствуют. Это лишь на цивилизованных рынках большая часть акций предприятия находится в обращении, а выживание корпорации прямо "повязано" на капитализацию.
Там можно действительно скупать лучшие бизнесы в открытую. Когда в США и Европе пройдет могучая волна сливаний и поглощений, можно сказать: кризис в развитых странах пройдет.
В Украине - другая ситуация. Предприятия отлично себя чувствуют, хотя их акции обвалились ниже плинтуса и продолжают дешеветь. Все потому, что контрольный пакет всегда был в руках хозяина, и стоимость акций не имеет особенного значения. Хозяин оперирует очень реальными показателями - стоимость фондов, cash flow, доход и прибыль.
Чтобы заставить его продать свой бизнес, нужно "давить" сильнее. Например, резко ограничить доступность капитала, свести на нет кредитование, уменьшить спрос на продукцию. А это произойдет лишь в определенное время. Наверное, не раньше как через за год-два.
Если это предположение верно, в нашей стране кризис закончится только тогда, когда скупят все лучшие компании мира, а отечественные упадут в цене ниже плинтуса. Чем это чреватое в масштабах экономики, додумайте сами. Нетрудно вспомнить такие слова: безработица, стагнация, нищета, забастовки, коррупция, преступность.
Откуда деньги
Но эти беды никак не коснутся новых старых владельцев мира. Следующий ключевой вопрос - кто же это все будет скупать? Ответ на него тоже элементарный - тот, у кого будут деньги.
Здесь уже возможны два варианта. Первый - кто-то знающий предварительно вывел деньги из обращения и вложил в какие-то нерисковые инструменты. Проще говоря, где-то есть много денег в виде имеющихся или высоколиквидных активов.
Я многократно ставил вопрос - кто остался с деньгами, и где находятся эти деньги? Эксперты рынка уходили от ответа. Подозреваю, что не знали.
Пока еще лично я вижу только одно место скопления денег - sovereign funds. Условно, это тот же инвестиционный фонд, но его деньги на 100% государственные. Эти деньги вкладываются вр всем мире, преимущественно в наилучшие бизнесы. А часть их все еще "висит" в наличности.
Sovereign funds возникли еще в 1950-х, однако с началом этого века стали появляться, как грибы после дождя. Причина появления - государства захотели инвестировать огромные золотовалютные резервы. Kuwait Investment Authority, Temasek и Korea Investment Corporation очень хорошо известны в мире. Ближайший к нам sovereign fund - Стабилизационный фонд России.
Второй вариант похож на партию в шахматы. Согласно нему, целью кризиса было "сжечь" абсолютно все деньги в мировой экономике. В этом случае удар по всей мировой экономике будет быстрым и оглушительным. Никто не сможет "пересидеть" на своих запасах.
Где брать деньги в этом случае, хорошо показало принятие "плана Полсона" в США и странные действия ФРС в последние месяцы. Источником средств будет государство - центральные банки и государственные бюджеты.
Центральные банки будут рефинансировать наибольшие коммерческие банки, и те станут за бесценок покупать активы по всем мире. С госбюджетом немного сложнее. При затрате этих денег могут использоваться компании-"прокладки", якобы тщательным образом отобранные на тендерах. На них будут перенаправляться основные финансовые потоки.
Однако более вероятно, что выкупать бизнесы будут какие-то государственные органы. То есть, состоится банальная национализация. И только за какое-то время огромные госхолдинги можно будет приватизировать. Если на то будет воля власти, естественно.
Нетрудно заметить одну общую черту двух вариантов - неминуемо состоится плотное сращение государства и бизнеса. Особенные выгоды будет иметь тот, кто дергает за ниточки больших политиков и имеет власть назначать президентов, премьеров и министров.
Кто эти "злые гении", понять очень трудно: они, наверное, есть, но никогда не "светятся". Возможно, после кризиса это будут те же люди, только значительно более могучие и более влиятельные.
Как возник нынешний кризис
Если это предположение верно, можно объяснить, как возник нынешний кризис. Скорее всего, есть объективная закономерность, в соответствии с которой мир периодически меняется. Кому-то она, наверно, известна. Изменить ее люди не могут, но усилить и слегка изменить - запросто.
Для этого достаточно усилить действие механизмов, которые уже существовали, и превратить их в детонаторы.
Например, пресловутое "кредитное плечо". С начала этого века выросли огромные цепочки производных инструментов, "завязанных" друг на друге. Под выданные кредиты выпускались облигации, на них - другие, под них - фьючерсы и опционы, и так к бесконечности.
Сырьевые производные переплетались с кредитными, и весь мир превратился в непонятную, часто хаотическую, паутину. Нетрудно вспомнить, как в 2006 году менеджеры мира жаловались, что они не могут руководить огромными структурами в условиях неопределенности, которая все время растет. Они принимали интуитивные решения, и получали слабо предполагаемые результаты.
Перенесем это на украинскую действительность. Представьте, пять лет тому назад я купил землю, под ее залог взял кредит и купил новый участок. После этого провернул операцию еще несколько раз. Потом я создал холдинг, провел IPO и привлек стратегических инвесторов. Мы уложились в недвижимость и ритейл, а также начали строить автозавод в Черкассах.
Теоретически, холдинг очень успешен, и все время растет. Однако все эти виды бизнеса сшиваются очень ненадежными финансовыми нитями. Мой бизнес сидит "на игле" привлеченного капитала. Не дай боже, случится сбой хотя бы в одном сегменте - весь холдинг начнет качаться. Если скажете, что это нереально, посмотрите на бизнес "XXI Век" - пусть простит меня Лев Парцхаладзе.
Мир долго распухал, и нелепости наподобие похожих на второсортную ипотеку только росли и ширились. Инвестиционные банки зарабатывали огромные деньги, подсаживая огромные корпорации на внешнее финансирование.
Но пришел момент, когда система детонаторов сработала. Взорвали их преднамеренно, оказалась ли критическая масса нелепостей слишком большой - неважно.
Главной задачей людей, которые придумали схему, было удержать финансовую власть мира от решительных действий на первых этапах кризиса. Ведь пресловутый "закон эпидемии" никто не упразднил.
Он заключается в том, что существует какой-то предел, к которому число заболевших растет на единицу в день. На этом этапе эпидемию можно придушить очень легко, и нужны лишь оперативность и твердость. Но однажды зараженных становится, например, пятьсот. После этого ежедневно занемогают тысячи людей. Бороться с эпидемией становится крайне сложно.
Так же происходило со второсортной ипотекой. Власть, конечно, говорила об этой проблеме. Однако при том она никак не вмешивалась в процесс. Скорее наоборот - изо всех сил не давала погаснуть интересу к проблемам, которые начались. Тема ипотечного кризиса возникла из ничего, и переросла в снежную ком, который мы видим сегодня. Мир охватила экономическая эпидемия.
Что может сделать нацбанк
Допустимо, все действительно идет к тому, что денег не станет, а корпорации одна за другой начнут становиться на колени. Уже в настоящий момент можно видеть первые признаки такой ситуации. В соответствии с законом эпидемии, пока еще это единичные случаи: полный обвал фондового рынка, крах "Проминвестбанка", проблемы в "XXI Веке", у металлургов, КБ "Надра" и некоторых других банков...
Дальше будет намного хуже - объективно. Выходит, разумно не следовать в яму за всем миром, а уже в настоящий момент делать что-то. Что касается Национального банка, разумно не зажимать денежную массу и не ограничивать кредитование, а наполнять экономику деньгами. Конечно, направляя их на финансирование бизнесов, а не потребительских расходов.
Единственный и самый сильный аргумент против таких действий - это наивысшее "нельзя". Как только Нацбанк попробует проводить такую политику, в Украину слетятся МВФ, Мировой банк, разного рода комиссии и советы.
Сиятельные умы планеты станут доказывать, что делать так - значит обрекать экономику на огромные проблемы. Их целью будет доказать, что кризис нужно пережить, более крепко затянув пояса.
Однако они, наверное, не смогут ответить даже на простой вопрос: "Почему ФРС можно так делать, а Национальному банку - нельзя?". После невыразительного мычания международные эксперты опять станут тыкать пальцами в учебники.
Поэтому вместо окончания я приведу аналогию, которую нашел совладелец российской "Тройки Диалог" Павел Теплухин:
"Вспоминается анекдот о мальчике, который смотрит в замочную скважинку, а затем разворачивается и говорит: "И эти люди запрещают мне ковыряться в носу". Вот же - эти люди рекомендовали нам, что делать с нашей экономикой. Пусть разберутся со своей".
Сергей ЛЯМЕЦ, экономист
Источник: Украинская правда