18:2518.07.2011г.
Апелляционным судом города Севастополя 8 июля рассмотрено уголовное дело в отношении К. по факту совершения им общественно-опасного деяния – убийства родной девятилетней дочери Дарьи.
Особенностью этого дела было то, что судом решался вопрос не о наказании виновного лица, а о применении к К. принудительных мер медицинского характера в виде госпитализации его в психиатрическое учреждение со строгим наблюдением, поскольку было признано, что убийство совершено К. в состоянии невменяемости, вызванной тяжелым психическим заболеванием - шизофренией.
В ходе судебного рассмотрения дела с достоверностью установлено, что в течение 8 лет К. состоял в браке, имел любящих жену и дочь. Единственное, что доставляло ему беспокойство, - это его работа, связанная с дальним плаванием на морских судах. Имея возможность хорошо заработать, К, тем не менее, тяжело переносил длительное нахождение в море, что со временем стало проявляться в неадекватном поведении. Близкие и знакомые отмечали его безумный взгляд, невразумительные высказывания о жизни, манию преследования. В конце концов, сильнейшие головные боли и советы родственников вынудили К. обратиться к психиатру. Врач связал раздражительность, плохой сон и страхи моряка загранплавания с тревожно-депрессивным расстройством и прописал успокоительные медикаменты.
В 2009 году по обоюдному согласию К развелся с женой, но сохранил теплые и дружеские отношения с дочерью, которая периодически навещала его и оставалась ночевать в его квартире, где он проживал вместе со своей матерью, бабушкой девочки.
4 октября 2009 года было обычным днем, когда девятилетняя Даша приехала к своему папе, чтобы переночевать и на следующее утро пойти в школу, которая находилась рядом с отцовским домом. В этот день девочка была в хорошем настроении, шутила, смеялась, показывала акробатические упражнения, наслаждалась общением с отцом и бабушкой.
Вечером, когда все легли спать, К. принял успокоительные таблетки, но лекарства не помогли ему заснуть. Снова у бывшего моряка возникли тревожные мысли по поводу будущего дочери.
Как в последующем К. рассказывал оперативному сотруднику милиции, он услышал голос, который поведал ему, что Даша, когда подрастет, подвергнется насилию и родит сына, превосходящего по своей жестокости самого Андрея Чикатило. Тогда он решил во имя всеобщего блага убить дочь, спасти таким образом мир от появления на свет страшного маньяка.
Ведомый болезненными фантазиями, К. зашел в комнату к Даше и задушил её, прижав лицо спящей девочки к подушке. Он ничего не рассказал о произошедшем своей матери, которая находилась в это время в соседней комнате и лишь на следующее утро сообщил, что дочь мертва.
Родственники К. до последнего не верили в его причастность к трагедии, объясняли случившееся расстройством здоровья девочки, выдвигали неправдоподобные версии о её смерти. Однако результаты судебно-медицинской экспертизы опровергли доводы стороны защиты и показали, что Даша никакими заболеваниями не страдала, а механизм причинения смерти и обнаруженные телесные повреждения категорически исключают самоудушение.
Эксперты-психиатры, обследовавшие К., пришли к единому мнению о наличии у него тяжелого психического заболевания, что и привело к совершению неконтролируемого и неосознанного поступка.
Закон гуманен к психически больным людям. Совершенное ими общественно-опасное деяние не является преступлением в понимании Уголовного кодекса Украины. Такие лица не признаются виновными либо невиновными, они вообще не подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако и свободно находиться среди здоровых людей они не могут. В этом случае законом предусмотрено их принудительное помещение в психиатрическое учреждение. А поскольку К. посягнул на жизнь другого человека, в связи с чем представляет особую опасность для общества, то лечиться он будет только в условиях строгого наблюдения до полного выздоровления.
Екатерина Клочко, старший прокурор отдела прокуратуры г. Севастополя
Источник: Новый Севастополь