13:1802.02.2011г.
Российско-украинские отношения, и в частности проблема Крыма и Севастополя, пребывают в плену политических мифов. Это опасно, потому что ложным образом ориентирует руководство страны, не давая возможности адекватно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Проблема Севастополя от начала и до конца создана руками самой России. В 1954 г. кремлевский руководитель украинского происхождения дарит Крым Украине. В 1997 г. кремлевский руководитель уральского происхождения подписывает с Украиной Большой договор, который лишает Черноморский флот России всякого будущего. На современном этапе российская военная реформа фактически ставит жирную точку в истории самого маленького и самого прославленного Флота наследников Петра Великого. И все это время так называемое общественное мнение ищет виновных в том, что происходит с Крымом и Севастополем, где угодно, но только не в Москве – при том, что проблема создавалась именно там.
Ситуация вокруг Черноморского флота в Севастополе и в Крыму в последние два года принципиально изменилась. До этого кризис касался, в первую очередь, военной инфраструктуры, а потому не вызывал негативного общественного резонанса в городе и на полуострове. Старение кораблей, ликвидация воинских подразделений и списание боевой техники, проблемы материально-технического снабжения и постоянное сокращение личного состава вызывали болезненную реакцию у осведомленного меньшинства, но широкими кругами общественности воспринимались как сугубо внутренние проблемы Флота. Все жили надеждой, что вот-вот Россия приступит к решению этих проблем, и они исчезнут.
Шумная кампания бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова по оказанию содействия Флоту (ремонт кораблей, шефские подарки и прочее) и городу (строительство жилья, ветеранские и молодежные программы, культурные и образовательные проекты) вуалировала подлинные масштабы негативных процессов. Все это создавало иллюзию того, что Кремль знает о проблемах Севастополя и если не сегодня, то завтра начнет их решать.
Чем дольше человек живет в плену мифов и иллюзий, тем большей катастрофой для него оборачивается период обретения горькой правды. За последние два года Флот стал самым большим должником перед пенсионным фондом, невыплата заработной платы вольнонаемным и сотрудникам приобрела хронический характер, под нож сокращения пошли уже не только воинские подразделения (что носило более-менее внутренний, скрытый от посторонних глаз характер), но и творческие коллективы Дома офицеров (включая ветеранские), старейшая флотская библиотека, прославленный морской музей, добротный воинский театр, всемирно известный "Ансамбль песни и пляски", редакция одной из лучших газет Министерства обороны... Одновременно продолжалось сокращение личного состава.
В 2009 г. город русской славы впервые увидел у штаба Флота протестные акции, организованные черноморцами – отставными офицерами и уволенными сотрудниками, выступавшими против военной реформы в России и ее социальных последствий для Севастополя.
Севастополь сегодня уже не верит в то, что его военное прошлое действительно возродится. Он любит это прошлое и гордится им, но внутренне он с ним уже почти расстался. За последние 20-30 лет выросло не одно, а даже два поколения людей, для которых разговоры об этом прошлом не более чем ностальгические переживания отставших от современной жизни отцов и дедов. Севастополь ищет для себя новое место в современном мире. Он хочет остаться одним из центров этого мира, но уже не как военная крепость, а как порт, имеющий мировое значение; как научный центр, организующий вокруг себя умы всего черноморского региона; как культурная столица былого византийского пространства, которое когда-то привело в Херсонес Кирилла и Мефодия, задумавших здесь славянскую азбуку, и Святого Владимира, положившего в этом древнем городе начало православию у восточных славян.
Всякий, кто хочет овладеть Севастополем, должен предложить городу проект, который удовлетворит эти новые ожидания его жителей, все более ясно осознающих, что им уже никогда не дано вернуться из XXI века в век ХХ-й.
Владимир Казарин, первый вице-губернатор Севастополя (2006-2010 гг.)
Источник: Украинская правда