Херсонес - не место для выгула собак. Это - другое
21:5024.06.2014г.
Напоминание этого, в общем-то, широкоизвестного севастопольцам правила стоило кассиру историко-археологического заповедника «Херсонес Таврический» глубочайшего стресса и (повезло!) легких телесных повреждений.
23 июня в районе 11 часов пара посетителей с собакой намеревалась пройти на территорию городища через Западные ворота. Узнав о том, что «с животным нельзя», мужчина начал ругаться, а потом забросал окошко кассы градом булыжников. Кроме везения кассира спасла завидная реакция: крупный камень застрял в пластиковом стуле, которым она успела прикрыть голову. Остальные «снаряды» нанесли ей те самые легкие телесные повреждения и полностью уничтожили кассовый аппарат.
Видимо, понимая последствия от учиненного погрома, пара, прихватив собаку, попыталась скрыться с места происшествия, но была задержана охраной заповедника в районе пляжа Солнечный и передана наряду Гагаринского РОВД.
В райотделе полиции правонарушитель Р. в содеянном раскаялся, а прибывшая туда группа поддержки в лице его знакомой Н, взяла на себя финансовые обязательства до 28 июня с.г. возместить материальный ущерб заповеднику и пострадавшему кассиру. Составлен протокол об административном правонарушении.
Можно ли считать инцидент исчерпанным? Вряд ли. Гражданин Р. до попадания в полицию свое право на беспрепятственный выгул собаки мотивировал. Размахивая булыжником, кричал, что «после включения Херсонеса в ЮНЕСКО вход на территорию должен быть свободным».
К сожалению, это не единственный пример махровового воинствующего невежества, которое находит поддержку у определенной части севастопольцев. Даже у тех из них, кто прекрасно знает: памятники, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, на содержание этой авторитетной организации не переходят. Место в Списке- международное признание особой ценности и значимости объекта для всей человеческой цивилизации. И все. Ни много ни мало.
Наш Херсонес 23 июня прошлого года (кстати, с годовщиной всех! Славно отметили) признан уникальным памятником сразу по двум критериям. Хотя достаточно было бы и одного.. Того, что город является выдающимся наследием обмена между греческой, римской, византийской империями и народами Северного Причерноморья, свидетелем трех важнейших цивилизационных периодов в развитии человеческой цивилизации. Даже в огромной России аналогов нашему историко-археологическому заповеднику нет.
Уникальный бриллиант в короне двуглавого орла, который и сравнить- то не с чем. Можно только сопоставить. Вице-премьер Российской Федерации Ольга Голодец считает, что по значимости Херсонес сопоставим разве, что с Эрмитажем. Интересно, кому-нибудь в голову приходила мысль выгулять собаку по залам главного музея страны?
Херсонесское городище, кто не знает, тоже самый настоящий музей. Только под открытым небом. Требующий специальных мер по сохранению, обслуживанию и музеефикации вновь открываемых объектов. Музей под открытым небом, если выполнять все требования той же ЮНЕСКО, по содержанию в разы дороже традиционных музеев. Потому и заповедник, т.е. учреждение с режимным характером работы.
Близкое соседство с городом в новейший период существования музея (после революции), справедливости ради стоит отметить, традиционно создавало напряжение в отношениях со среднестатистическим горожанином, стремившимся или что-то стащить с территории разогнанного монастыря, или широко отдохнуть на берегах Прекрасной Гавани. Чтобы обуздать эту вольницу директор Херсонесского музея Х.М. Гриневич вынужден был привлекать к обеспечению режима, в качестве дежурных, сотрудников учреждения. Вот запись из протокола заседания служащих Херсонесского музея от 15.01 1925 г.: «Служащие несут охрану честно, но работают не 6, а 12 часов. Решено приобрести 6 свистков для сторожей, веревку для спутывания пойманного скота, необходимо оборудовать сарай для загона скота и сделать надпись о запрещении охоты. В дальнейшем необходимо возбудить вопрос о вооружении служащих».
До стрельбы, надеюсь, дело все-таки не дошло (в архиве свидетельств тому не обнаружилось), но на забор Гриневичу денег в ОХРИСе (Охрана памятников искусства и старины) дали. В сумме аж 35 рублей. Проволочное ограждение вокруг Херсонеса в общей сложности длиной 47,50 погонных саженей было принято в эксплуатацию Актом от 6 февраля 1925 года. Остатки этого периметра еще можно обнаружить на некоторых послевоенных снимках.
Впрочем, похоже, и эти меры желаемого эффекта не возымели. В афише, выпущенной дирекцией 15 мая 1936 года, после описания несомненных достоинств Херсонеса («существовал около 2000 лет, раскопками открыты крепостные стены и башни, городские кварталы, улицы, жилые дома и пр., музей знакомит с историей античного и средневекового Херсонеса»), следует и другая информация. О том, что «музей принимает заявки на организацию в Херсонесе массовок и экскурсий. В распоряжение массовок музей предоставляет бесплатно волейбол, бильярд, патефон».
Фонтанирующую энергию масс все равно пытались организовывать, спасая городище от бездумного вытаптывания.
Нынешний заповедник уже не спутник Севастополя, а его часть. Естественно, ему нужно и он пытается найти какую-то более-менее преемлемую формулу сожительства режимной территории с селитебной территорией. Мне кажется, разумной проводимая политика либерализации доступа в музей социально незащищенных (пенсионеры) и социально значимых (школьники и студенты) категорий: наша мудрость и наше будущее. Все видят, что делать это непросто. Важно, чтобы и понимали, как это непросто. Понимание может и есть самая эффективная помощь друг другу.
Если вам говорят, что в Херсонесе когда-то был свободный (читай- бесплатный) вход, не верьте. Такого не было никогда. Цена менялась. Но никогда не отменялась. Потому что дело, в общем-то, не в деньгах, вернее не столько в них. Нельзя Херсонес сделать проходным двором. Нельзя. Нравится это кому-то или нет, но благодаря титаническим усилиям нескольких поколений херсонеситов, которые режим сначала отстроили, а потом сберегли, музей сохранился в том виде, в каком мы его видим. Достойным Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Допускаю, и даже наверняка знаю, что для кого-то это вообще ничего не значит. Запомнилось откровение на форуме одной «патриотки» Севастополя о том, как в детстве она раскопала в Херсонесе какой-то кувшинчик. Кувшинчик, конечно, потом потерялся, но вот бы здорово было приводить туда по выходным детей и пусть копаются, как в песочнице. Находят то, что потом потеряют воспоминаний ради.
Комментировать такие комментарии можно только комментариями таких же «любителей» севастопольских древностей. Один из них, не заморачиваясь, на том же форуме заявил, что «Севастопольцам музеи не нужны. Мы здесь живем».
Я искренне верю, что таких, с позволения сказать, «севастопольцев» у нас все-таки меньшинство. А большинство любителей собак являются еще и настоящими ценителями уникальной истории региона, в котором нам выпали и счастье, и огромная ответственность жить. Не предадим Херсонеса. Это не о конкретном музее. А вообще.