23:0917.04.2011г.
После масштабной церемонии празднования в Турции 10-летнего юбилея Черноморской группы военно-морского сотрудничества - BLACKSEAFOR, включая морской парад в Стамбуле, корабли - участники апрельской активации Сил Черного моря прибыли в Севастополь.
В море
Как уже сообщал «Новый Севастополь», работа корабельного соединения во время перехода из Турции в Украину претерпела некоторые изменения: из-за неспокойной погоды программа морских тренировок была немного ужата, корабли зашли в Севастополь ранее запланированного срока.
Тем не менее, как рассказали во время пресс-конференции на борту флагмана апрельской активации BLACKSEAFOR – румынском эсминце «Марашешти» командиры всех 6 кораблей (по одному от каждой из стран), а также нынешний командир Сил Черного моря капитан 1 ранга Константин Чиоробеа, план работы в море выполнен полностью.
По словам моряков, он, в частности, включал учения по освещению надводной и воздушной обстановки, по поиску и спасению людей в море, по передаче грузов на ходу, по связи, по сигналопроизводству, по отражению атаки быстроходного судна, по оказанию помощи потерявшему ход судну, по противовоздушной обороне, по плаванию в ордерах, по предупреждению нелегальных морских перевозок, а также учение по взаимодействию с авиацией (вертолетом) палубного базирования.
- Если говорить в целом, активация – это комплексная тренировка международного соединения. И она, в большей части, типовая, скажем, стандартная. Тем не менее, каждую активацию BLACKSEAFOR фокусируется на детальной отработке какой-то одной из решаемых задач. Это позволяет развить то или иное направление взаимодействия. В этот раз мы развиваем управляющее звено румынской стороны. Проще говоря, мы сакцентированы на отработке методологии постановки задач, что, по нашему мнению, способствует повышению эффективности управления силами в море. Поверьте, если сравнить то, что было несколько лет назад и – день сегодняшний, то разница ощутима. Виден прогресс, - сказал капитан 1 ранга Константин Чиоробеа.
От политики никуда не деться
Интересная деталь: на пресс-конференции журналисты вообще не интересовались, как стало известно «НС», довольно пышным празднованием юбилея BLACKSEAFOR в Стамбуле. Оно и понятно: как бы ни концентрировались моряки стран Причерноморья именно на оперативно-тактическом уровне сотрудничества, журналисты всегда склонны поднимать планку обсуждения на военно-политический уровень, тем более, в таком всегда неспокойном – Черноморском регионе.
Так было и в этот раз. Тем более, что в Севастополь, где базируется Черноморский флот России, впервые за три года зашел артиллерийский катер Береговой охраны Грузии «Сухуми». Заметим, во время первого этапа активации, работая в группе, грузинские моряки взаимодействовали, в том числе, и с российскими моряками – членами экипажа БДК «Ямал». Напомним, в 2008 году, из-за российско-грузинской войны, официальный Тбилиси отозвал свои силы из BLACKSEAFOR.
Несмотря на «полное взаимопонимание и крепкую дружбу моряков 6 стран», уже не первый год позиционируемые Силами Черного моря, на пресс-конференции командиры российского и грузинского кораблей оказались почти на «полюсах» рассадки за столом, украшенным национальными флагами «Причерноморской шестерки». Однако всякие «политические догадки» мгновенно нивелировал его величество протокол: рассадка спикеров была осуществлена по алфавиту – от «В» - Болгария до «U» - Украина. В этой палитре мундиров и погон, сидящий в центре да еще и по алфавиту, румынский командир Сил Черного моря, смотрелся как некий рефери, если не сказать главный дипломат, призванный деликатно и тонко обходить и учитывать все «подводные течения» шести участников соединения.
Но у журналистов не так много времени «на полутона»: как ни уверяли офицеры СМИ в «полном позитиве и успешности» активации, в фото и видео-объективы чаще других все же попадали именно российский и грузинский командиры. И не спроста…
Прокашливания и паузы
- После 3-х летнего перерыва Грузия возобновила участие в BLACKSEAFOR. На ваш взгляд, изменилась ли за это время атмосфера в активации? Как вы работаете со своими коллегами, как проходит общение между экипажами, - озадачил командира грузинского катера журналист телеканала «Россия», подчеркнувший при этом, что вопрос задан «специально по просьбе агентства Reuters».
Последовала длинная как для пресс-конференции 9-секундная пауза. Командир катера Береговой охраны Грузии «Сухуми» капитан-лейтенант Гиорги Киквадзе анализировал заданный на русском вопрос. В это момент и участники BLACKSEAFOR, и журналисты поняли, что вопрос Reuters касался взаимоотношений именно грузинского и российского экипажей, и никаких иных, временами уже поднадоевших клише о крепкой морской дружбе.
Прокашлявшись, Гиорги Киквадзе несколько скомкано, но все же на английском ответил: «С того времени кое-что изменилось. Поэтому грузинская сторона считает, что участие в BLACKSEAFOR является полезным как для Грузии в целом, так и для ее морских сил, в частности».
«Новый Севастополь» попытался развить тему флотской дружбы и позиционируемого моряками позитива, спросив: «Правда ли, что после выхода Сил Черного моря из Севастополя в направлении Новороссийска, «Сухуми» выйдет из корабельной тактической группы и, минуя российские терводы, возьмет курс на Родину?
- Если да, и если сотрудничество между Россией и Грузией налаживается, то почему «Сухуми» все же не пойдет в Новороссийск? – попросил «НС» грузинского офицера расставить точки над «i».
В этот момент витающее в вертолетном ангаре румынского эсминца некое «информационное напряжение» попробовал разрядить командир Сил Черного моря капитан 1 ранга Константин Чиоробеа: румынский офицер вызвался сам ответить за подчиненного на время активации грузинского коллегу. Однако, сославшись на то, что 30-минутная пресс-конференция как раз таки и проводится с целью удовлетворения интереса СМИ, журналист «НС» попросил COMBLACKSEAFORа оставить слово грузинскому адресату.
Командир Сил Черного моря вежливо уступил журналисту. В ангаре воцарилась тишина. Замолчали даже «фотовспышки»…
- Это решение принято не мной, а руководством BLACKSEAFOR еще на этапе планирования активации. Мне нечего добавить, - лаконично ответил Гиорги
Киквадзе.
С этого момента эмоциональное напряжение конференции спало, все встало на свои места, вновь зашелестели блокноты, защелкали затворы фотоаппаратов, в вертолетном ангаре возобновился тихий гул журналистских обсуждений.
Возвращаясь на тактический уровень
Дальнейшие вопросы пресс-конференции уже не касались политики, а касались, скорее, успешности оперативного и тактического взаимодействия внутри Сил Черного моря.
Например, командира российского БДК «НС» спросил о динамике развития специально разработанных и действующих в рамках BLACKSEAFOR документов серии «BSN».
- Ведь в России – свои документы по боевому управлению силами в море, у НАТО – свои. Насколько эффективны «BSN» и насколько динамично они развиваются в течение этих 10 лет, идут ли они, так сказать, в ногу со временем? – поинтересовался «НС».
- Документы серии «BSN» достаточно плотно пересекаются с руководящими документами Военно-морского флота Российской Федерации. В связи с этим, проблем по их использованию нет. Да, у «BSN» есть определенные особенности, которых нет в документах российского ВМФ. Но так как документы серии «BSN» - это руководящие документы для всего BLACKSEAFORа, то, соответственно, при участии военного корабля Российской Федерации в учениях Сил Черного моря, мы пользуемся этими документами. И скажу, что неудобств по использованию документов серии «BSN» у нас не возникает, - ответил «НС» капитан 3 ранга Алексей Грицай.
Среди прочего, журналисты интересовались и работой в активации Сил Черного моря украинского корабля. В частности, представители медиа напомнили командиру корабля управления «Славутич» о том, что перед походом командующий ВМС адмирал Виктор Максимов наказал морякам экипажа корабля выступить на черноморской миссии не хуже выполнявших на тот момент в Ливии гуманитарную миссию моряков БДК «Константин Ольшанский».
- Любая работа корабля в море – это незаменимое средство для поддержания высокой выучки его экипажа. И неважно, где моряки выполняют миссию – то ли в Ливии, то ли в Черноморском регионе, главное представлять страну достойно. Я считаю, что участие «Славутича» в активации BLACKSEAFORа успешное. Как командир кjрабля, я искренне рад тому, что наш экипаж получает необходимый опыт практической работы в море, - ответил капитан 2 ранга Максим Кириакиди.
Проблема эффективности
Польза от практики работы экипажей в море не вызывает сомнений. В то же время BLACKSEAFOR не может похвастаться реальными поисково-спасательными или гуманитарными операциями, для которых, собственно, он и был создан.
Как тут не вспомнить, что в 2001 году, находясь в Турции, после затянутых консультаций корабельное соединение так и не получило политическую команду на выход в район падения обломков сбитого над Черным морем самолета ТУ-154.
В итоге, хорошая военная идея, которая в период 2001-2006 годов, в принципе, отвечала требованиям региональной безопасности, позднее растеряла свой политический потенциал и перестала развиваться. В итоге, как считают скептики, сегодняшний BLACKSEAFOR – это уже неэффективный инструмент международного сотрудничества, который нуждается в наполнении новым содержанием и новыми полномочиями. Пока же программы активации, направленные на боевое слаживание экипажей кораблей – участников Сил Черного моря, по сути, дублируют задачи регионального флотского сотрудничества, прекрасно решаемые в рамках регулярно проводимых черноморских учений.
В то же время, комментируя важность похода и важность 10-летней работы BLACKSEAFOR, представитель командования флота – начальник управления воспитательной и социально-психологической работы капитан 1 ранга Андрей Урсол сказал, что Силы Черного моря «оправдали надежды, которые на них возлагали военно-политические руководства держав Причерноморья во время подписания 10 лет назад договора по BLACKSEAFOR».
- Для ВМС, для наших экипажей, для органов управления флота BLACKSEAFOR стал настоящей школой взаимодействия в регионе по вопросам совместного обеспечения, подчеркиваю, наших границ, совместного обеспечения мира и стабильности в Черноморском регионе, - сказал «НС» Андрей Урсол.
Насколько это так, покажет время. Пока лишь остается констатировать тот факт, что в Новороссийск Силы Черного моря придут не в полном составе. И что бы ни говорили оптимисты и дипломаты, простые граждане всех 6 причерноморских стран прекрасно понимают, почему грузинский корабль не пойдет в Новороссийск.
В любом случае, от всех участвующих в BLACKSEAFOR стран сегодня зависит: быть ли Силам Черного моря реальным инструментом реагирования на современные угрозы или нет. А это, в свою очередь, зависит уже не столько от моряков, сколько от политиков.
Александр Пархоменко
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь