15:5926.02.2010г.
Как уже сообщал «Новый Севастополь», в Севастополе под руководством командующего Военно-Морскими Силами Украины адмирала Игоря Тенюха состоялось рабочее совещание по подготовке подводной лодки «Запорожье» до швартовых и ходовых испытаний. Она состоялась и в связи с тем, что на субмарину закончена загрузка аккумуляторной батареи.
В рабочем совещании принимала участие группа ветеранов-подводников и ветеранов аварийно-спасательной службы во главе с контр-адмиралом в отставке Владимиром Колпаковым. Основной целью рабочего совещания было оказание методической и практической помощи руководящему составу подлодки «Запорожье» в подготовке к швартовых и ходовых испытаний.
Контр-адмирал в отставке Владимир Колпаков поделился деталями встречи и чем конкретно ветераны-подводники могут помочь молодым морякам.
Визитка собеседника:
Владимир Колпаков окончил класс подводников Тихоокеанского высшего военно-морского училища во Владивостоке в 1973 году, по специальности «штурман подводной лодки». После окончания училища был назначен командиром штурманской боевой части (БЧ-1) дизельной подводной лодки 613-го проекта на Магадане. 10 лет служил на подводных лодках на Камчатке и в Приморье. Прошел должности командира БЧ-1, помощника и старшего помощника командира субмарины. Три года командовал подводной лодкой.
После окончания Военно-морской академии в 1985 году был назначен начальником штаба бригады подводных лодок во Владивосток. За это время в составе походных штабов подводных лодок участвовал во многих боевых службах.
Позже - первый заместитель начальника, начальник испытательного полигона в Балаклаве.
После распада СССР с началом формирования ВМС Украины - первый заместитель командующего ВМС - начальник вооружения и судоремонта флота (пять лет). Начальник Севастопольского военно-морского института (пять лет).
В 2004 году ушел в отставку и возглавил Севастопольский филиал Госгидрографии им. Л.И. Митина. Шестой год руководит этим предприятием.
Возглавляет Севастопольскую городскую общественную организацию «Ветераны Военно-Морских Сил Украины».
- С 1997 года, когда Военно-Морские Силы Украины приняли в свой состав «Запорожье», прошло немало времени, несколько раз поменялись офицеры и мичманы, не говоря о матросах и старшинах. И мы подошли к такому моменту, когда подводная лодка находится на завершающей стадии ремонта, и вскоре, отмечу, впервые за время пребывания в составе украинского флота выйдет в море.
Командующий ВМС Украины Игорь Тенюх правильно поступил, когда пригласил на совещание ветеранов-подводников и ветеранов аварийно-спасательной службы. Хотя командир ПЛ «Запорожье» капитан 1 ранга Олег Орлов и имеет опыт службы на подводной лодке в советское время, но он не был командиром субмарины в походе, да и весь экипаж ни разу не выходил в море. И это - проблема.
Ведь мало получить теоретические знания, отработать действия на тренажерах, нужно иметь практику работы при погружении и всплытии в отсеке подводной лодки: когда идет герметизация субмарины, когда экипаж общается только с помощью средств связи.
На всех флотах мира принята такая система. Когда строят новую подводную лодку, то на нее формируют экипаж не с «нуля». 30-50 процентов моряков набирают из тех, которые уже служили на подводных лодках. К сожалению, на нашей подлодке такую практику применить нельзя. У нас нет преемственности в подготовке подводников-практиков.
В то же время, на подводной лодке действующую материальную часть нельзя изучать путем проб и ошибок. Потому что такая ошибка может закончиться плачевно для всего экипажа и субмарины.
Подводная лодка - это сложное инженерное сооружение, гораздо сложнее, чем надводный корабль, потому что субмарине нужно и погружаться и всплывать, и двигаться под водой, ориентируясь исключительно только по средствам гидроакустического наблюдения, иллюминаторов на ПЛ нет. Это психологически давит на моряков, тем более, на тех, кто впервые идет под воду.
Гидроакустик, который никогда не слышал шума моря под водой, начнет теряться сразу, так как одно дело - слушать шумы на тренажере, и совсем другое, так сказать, «вживую». И тут как раз нужна помощь опытного акустика, который подскажет, какой звук соответствует какому кораблю или судну. Этого всего в инструкциях нет.
- Какую пользу в связи с этим могут принести ветераны-подводники экипажа «Запорожье»?
- Мне понравилось выступление командующего, правильно сказал: «Уважаемые ветераны, нам очень нужен ваш опыт. Если вы поможете нам на практике овладеть подводной лодкой, мы вам скажем огромное спасибо».
Задача ветеранов - не руководить процессом, а оказать посильную практическую помощь при выполнении команд командира ПЛ на боевых постах. Нужно, чтобы в каждом отсеке субмарины при проведении учений, тренировок и, может быть, при выходах в море находился ветеран - командир отсека, который имеет опыт службы на ПЧ. То есть тот человек, который досконально знает отсек, знает, какие могут возникнуть проблемы в той или иной ситуации. И он поможет с ними справиться.
Задача нашей ветеранской организации - подыскать этих людей, которые, во-первых, согласились бы, во-вторых, прошли медкомиссию, в-третьих, имели высокую профессиональную подготовку, могли научить практике.
У нас в ветеранской организации много опытных офицеров, служивших на подводных лодках. Более того, уже есть три кандидатуры консультантов, которые готовы работать в отсеках.
Скажем, мой заместитель капитан 1 ранга запаса Евгений Федорович Захарченко очень хорошо знает этот проект подводной лодки, много лет служил на нем. Его, может быть, мы посоветуем как помощника командира электромеханической боевой части (БЧ-5).
В течение максимум двух недель мы через совет ветеранов подадим командующему ВМС Украины кандидатуры наших представителей, которые на добровольной основе помогут экипаже «Запорожье». Консультанты приказу командующего будут закреплены в отсеках подводной лодки.
- Каков общий подход при освоении материальной части ПЛ вы посоветовали бы молодым морякам, исходя из своего 20-летнего опыта службы на подводных лодках?
- Для подводника важно детальное знание устройства подводной лодки. Чтобы в любом отсеке моряк с закрытыми глазами мог найти то или иное устройство, агрегат, клапан. Все думают, что ПЛ это бочка, которая имеет 3-4 отверстия. В действительности на любой ПЛ около 300 забортные отверстий. И их всех нужно знать. Знать, какие функции они выполняют.
Думаю, что мой опыт подводникам «Запорожья» пригодится. Например, мне, молодому лейтенанту, неоценимую помощь оказал командир БЧ-5 капитан 3 ранга Игорь Колокольников. Он меня учил так. Мы пришли в первый отсек, он говорит: сегодня изучаем систему воздуха высокого давления (ВВД). Показывает все элементы этой системы в отсеке и предлагает ее нарисовать. Рисую. На второй день приходим во второй отсек и точно также изучаем и рисуем эту систему. И таким образом доходим до седьмого отсека. После этого заношу в блокнот в целом схему системы ВВД корабля, и многое становится ясно. Так же мы изучали, скажем, системы воздуха низкого давления, пожаротушения и др. По такой методике я освоил все системы корабля. И сегодня их не забыл.
Каждому моряку, независимо от специальности, нужно начинать с изучения своего отсека и знать его в совершенстве. Потому что большое количество подводных лодок погибло именно потому, что люди не знали устройств отсека и не могли воспользоваться выходом из ПЛ. А те командиры отсеков, которые знали заведование, оставались живыми и выводили экипажи.
Важно еще вот что. Каждый офицер, служивший на советских подводных лодках, хоть раз, но сталкивались с той или иной аварийной ситуацией. Я неоднократно был свидетелем и участником тех или других, мягко говоря, нештатных ситуаций. Часто виной тому был человеческий фактор. То матрос клапан не проверил, то клеммы не протер. И на глубине начинается короткое замыкание или поступление воды внутрь корабля. Но также нередко причиной аварийной ситуации был отказ материальной части.
Помню, когда служил старшим помощником командира ПЛ, на боевой службе, на глубине 120 метров, загорелся распределительный щит в центральном посту. В принципе, эта ситуация подводникам знакома, мы ее многократно отрабатывали во время учений по борьбе за живучесть. И это нас спасло.
- В советское время на подводных лодках было два экипажа. Они, грубо говоря, по очереди ходили на боевую службу. На «Запорожье» - один экипаж ...
- То, что на ПЛ «Запорожье» один экипаж, это абсолютно не правильно. И это понимает командующий флотом. Он заверил, что в ближайшее время будет директива начальника Генерального штаба по формированию второго экипажа.
- ПЛ «Запорожье» была принята в состав ВМС Украины в 1997 году, с того времени прошло 12 лет. Не устарела ли лодка физически?
- Срок службы подводной лодки определен руководящими документами - в среднем 20-25 лет. Однако на практике во всех флотах мира ПЛ, отслуживших свой век, часто ставят в консервацию. На советском флоте такие лодки иногда расконсервировали, на них призывали экипажи, моряки выходили в море и решали задачи. Уверен, что показатель возраста лодки - не критический фактор.
В США, скажем, есть субмарины, которые находятся в строю более 40 лет и продолжают выполнять задачи. На ЧФ РФ есть спасательное судно «Коммуна» (вошло в боевой состав флота в 1915 году - «НС»), которому столько лет, сколько не живут люди, а оно до сих пор в строю. Или американские линкоры типа «Нью-Джерси», участвовавшие во Второй мировой войне, затем были расконсервированы американцами в 80-х годах во время обострения ситуации на Ближнем Востоке.
Кроме того, я поставил командиру «Запорожья» два вопроса: какие проблемы у корпуса ПЛ, и какие есть ограничения? И он мне ответил: корпус корабля позволяет погружаться на достаточную глубину, чтобы обеспечивать: и безопасность лодки, и выполнение свойственных задач. Его ответ меня убедил.
- Украина не строит подводных лодок. Как быть?
- Для Украины лучше закупать ПЛ. На первом этапе достаточно 2-3 субмарин, так как одна ПЛ никогда не выполняет боевые задачи, их минимум должно быть два. С таким расчетом, чтобы обеспечить цикличность боевых служб, ремонтов. Обучать наши экипажи также должны страны, в которых будем покупать лодки. Сегодня весь мир так делает. Когда Греция закупала у Украины два десантных корабля на воздушной подушке, греческие экипажи проходили обучение в Севастопольском военно-морском институте (ныне Академия ВМС - «НС»). Потому что у нас здесь есть вся документация на корабле, есть тренажеры и подготовленные преподаватели.
Для нашей ПЛ «Запорожье» в Академии ВМС есть элементы подготовки подводников, в частности, мощный учебно-тренировочный комплекс, который позволяет тренировать экипажи бороться с огнем и водой в отсеках, аварийно выходить через торпедный аппарат из ПЛ и др.
«Запорожье» в течение марта-мая будет готовить и сдавать первую курсовую задачу. Этот отрезок времени станет напряженным и важным периодом и в жизни ветеранов-подводников.
Справка:
Подводная лодка спущена на воду со стапелей завода № 196 города Ленинграда 29 мая 1970.
20 января 1971 ПЛ включена в состав ВМФ СССР.
21 июля 1997 на основании Соглашения между РФ и Украиной о разделе ЧФ, ПЛ отошла в состав ВМС Украины. Приказом командующего ВМС Украины подводной лодке присвоено название «Запорожье».
Тактико-технические характеристики:
Длина - 91,3 м
Ширина - 8м
Водоизмещение: надводное - 1945 тонн, подводное - 2464 тонн
Скорость - 16 узлов
Глубина погружения: максимальная - 280 м, рабочая - 200 м, перископная - 12 м.
Автономность плавания - 90 суток
Дальность плавания - 16 тыс. миль
Экипаж - 77 человек
Александр Щербаков
Фотограф: Фото Василия Батанова и Евгения Силкина
Источник: Новый Севастополь