НОВОСТИ

2 июня 2017

Журнал «Профиль» расспросил моряков-черноморцев о жизни в Севастополе

12:2918.07.2010г.

Ежегодно в течение 13 последних лет из рядов российского Черноморского флота увольняется около 1 100 человек. Приблизительно 40% военнослужащих остаются в Севастополе. На сегодня в городе проживает около 6 тыс. бывших офицеров. Они хотят приватизировать свои служебные квартиры, но Москва против. Мэр Севастополя Валерий Саратов обещал отставным военным всю возможную поддержку. На празднование Дня Военно-морского флота России в Севастополь приедет вместе со специалистами по коммунальному фонду председатель Московской городской думы Владимир Платонов. «Мы с Владимиром Михайловичем договорились, что он приедет на три дня раньше, чтобы обсудить вопрос приватизации жилья», – сообщил «Профилю» г-н Саратов. Останутся ли русские военные в Севастополе? И если да, то есть ли в этом угроза для Украины?

Севастополь, улица Фадеева. Большинство новостроек у самого моря это те, что возводились для военнослужащих Черноморского Флота РФ на деньги правительства Москвы. Местные жители называют эти дома «лужковскими». Во дворе прапорщик в отставке, представившийся Анатолием, играет в песочнице с внучками. Он отдал службе России 26 лет. Сначала служил на Севере в закрытом городе Мурманск-130 на атомной подводной лодке. Оттуда был командирован в Севастополь. В декабре прошлого года Анатолий ушел в отставку, вскоре принял украинское гражданство. Теперь он – русский украинец, работающий слесарем третьего разряда на вертолетном заводе. «Я в служебной квартире живу с 2005-го. До этого ютился у тещи, – рассказывает моряк. – Дождался отдельной квартиры. А через четыре года – все, пора на пенсию. И получается, что я снова без жилья. Минобороны России приказало приостановить расслужебливание квартир в Севастополе, даже тех, что находятся в собственности Москвы, а не на балансе оборонного министерства. Я, как и многие мои сослуживцы, согласен на жилье в Москве, Питере, Севастополе или Сочи. Но, как мне объяснили, если ты не адмирал, получить квартиру в этих городах нереально. Ехать в глубинку из Севастополя, естественно, я не соглашусь. Выгнать меня, конечно, не смогут. Куда? У меня трое детей и трое несовершеннолетних внуков», – показывает на белокурых девчушек в песочнице Анатолий. Российские отставники написали запрос в Москву, Лужкову, просили разрешить приватизировать квартиры. Мэр Белокаменной ответил, что не против. Но это не помогло.

Сосед Анатолия по дому – капитан третьего ранга Владимир Романов (по просьбе собеседника имя и фамилия изменены) прослужил на флоте 25 лет. В следующем году ему тоже предстоит отставка. Владимир твердо решил остаться в Севастополе, но при этом не менять российское гражданство на украинское. «Только не надо искать в этом политику. Я просто хочу получать хорошую пенсию. В России она выше», – объясняет «Профилю» свою позицию военный. – Вы поймите, я прожил в Севастополе много лет. Здесь у меня, моей жены, дочери друзья и родственники. Только представьте, что для нас значит сорваться и переехать в другой город. Меня удивляет, что этот вопрос в украинских СМИ так заполитизирован». «Какая политика? Я понимаю украинский, когда смотрю телевизор, не придаю значения, на каком языке идет фильм, – подключается к разговору жена Владимира Наталья. – Наша дочь в прошлом году очень хорошо сдала тесты на украинском языке. Вот только говорить по-украински не буду. И это не потому, что не уважаю страну, просто не вижу смысла менять язык общения там, где все говорят по-русски». Наталья в 90-х приняла украинское гражданство. Причина – так проще устроиться на работу. «Теперь наш министр обороны, говорит: «Мы закрываем глаза на ваши смешанные браки». Какие смешанные браки? Я выходила замуж с паспортом СССР», – возмущается жена капитана. Семья живет в служебной квартире всего пять лет. До этого арендовали жилье у знакомых. «Я призывался в 1986 году, окончил в Севастополе Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова, в 90-х служил на кораблях спецназначения, девять месяцев был в Чечне. Неужели я не имею права на эту квартиру?» – апеллирует к послужному списку капитан.

Мэр в помощь

«Имеете», – отвечают утвердительно на вопросы моряков командующие Черноморского флота, но приватизировать квартиры в Севастополе не разрешают. В качестве альтернативы предлагают жилье в городах России. По словам военнослужащих, в основном это дома в Белгороде. Естественно, квартиру у моря менять на жилье в провинции никто из моряков не хочет. Тем более что и горожане, и руководство Севастополя таким российским соседям только рады. «В Севастополе к морякам Черноморского флота исторически очень хорошее отношение. Мы считаем, что все те люди, которые живут на территории Севастополя, независимо от того, какой они имеют паспорт и где служат – севастопольцы. Предположим, остался военнослужащий российским гражданином, получил вид на жительство. Но он заслужил эту квартиру за то, что прослужил 25–30 лет в Военно-морском флоте России, – высказывает «Профилю» свою точку зрения Валерий Саратов. – Мы готовы сделать все возможное с нашей стороны, чтобы принять на баланс все дома российского гарнизона. Для этого нам достаточно получить от российской стороны любой документ, свидетельствующий о том, что квартиры передаются военным в собственность. В мае 2005-го Севастопольским городским советом было принято решение о передаче в собственность домов гарнизона Кача и инженерных коммуникаций к ним. Но оно не реализовано, потому что российская сторона их не передает». На запланированную встречу мэра Севастополя и председателя Московской городской думы отставным военным вряд ли стоит возлагать большие надежды, поскольку вопрос решается исключительно на уровне правительства России.

Победить российскую оборону, чтобы остаться в Украине

Часть российских военнослужащих пытаются получить квартиру в Севастополе через суд. На городском интернет-форуме Sevastopol.info моряк под ником dmitr_77 спрашивает: «Есть ли у нас адвокат, защищающий права военнослужащих ЧФ РФ?» Откликнулось два юриста kayrst и VIP-дед, оставили свои контактные телефоны. Оба адвоката – отставные офицеры Черноморского Флота РФ. Адвокат kayrst представился «Профилю» Николаем Владимировичем. Рассказал, что защищает сослуживцев в суде пять лет. По его словам, львиная доля дел – споры о праве на квартиру. «Правительству России экономически не выгодно отдавать эти квартиры военным. Посудите сами: почти у каждого моряка жена и дети – украинские граждане. Давать квартиру ему одному не получится. Значит, придется подарить жилплощадь украинцам. Для новых военнослужащих придется строить новые дома», – вводит в курс дела Николай Владимирович. «Однако, согласно Закону РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие имеют право выбора постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами РФ. С Украиной у России подобный договор существует. Поэтому сейчас суды по таким вопросам выигрышные практически на 100%. Но выиграть суд – это даже не полдела. Согласно украинскому законодательству, при передаче квартиры в собственность моряка нужно заплатить налог в размере 15% от ее стоимости. Так вот, один из моих клиентов квартиру отсудил. Но ему на флоте говорят: денег на эти 15% сейчас нет, вы не один такой. В очередь… в очередь». Сам Николай согласился на квартиру в Белгороде, затем продал ее, добавил недостающую сумму и купил жилье в Севастополе, при этом остался гражданином России. Его коллега VIP-дед, в реальной жизни Петр, делится другими уловками, к которым прибегают российские чиновники, чтобы севастопольские моряки все же предпочли жить в России: «Для того чтобы подать иск, нужно оплатить судебные издержки. Суд российский, следовательно, платить нужно через российский банк. В Севастополе такой один. Приходишь, а тебе говорят: мы не принимаем судебные платежи». Оба юриста на собственном опыте убедились, что в стремлении моряков приватизировать севастопольские квартиры тайных намерений России оккупировать украинский город нет. «Иначе мне бы не пришлось годами отстаивать права некоторых клиентов на квартиру, вплоть до Верховного Суда», – уверяет Петр.

Язык до Москвы доведет

Москва не содействует российским морякам в приватизации квартир в Севастополе, однако активно поддерживает их в других сферах. Невозможно понять политику России в отношении Севастополя, не заглянув в Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы». Возглавляет его украинец Владимир Стручков. Он охотно общается с журналистами и не скрывает своего стремления развивать русский язык в Севастополе. При этом утверждает, что с его стороны это – вовсе не партизанская попытка подорвать украинский суверенитет. «Я гражданин Украины и живу в украинском пространстве. Мои дети учатся в русской школе, где преподавание в большинстве случаев ведется на русском. Но количество часов, отведенных на изучение украинского языка и литературы, в три раза больше, чем количество часов русской литературы, точнее зарубежной. Никаких вопросов нет – наши дети должны знать язык того государства, в котором они живут, – объясняет свою мирную позицию г-н Стручков. – Я не хожу на митинги, не требую сокращения часов преподавания украинского и увеличения часов русского языка. Наши дети в прошлом году поступили в вузы Львова, Киева. Они приезжают туда и свободно общаются по-украински. Возвращаются домой и тут же переходят на русский. И все же русский язык вымывается, наблюдается очень большое вхождение украинизмов. В школе, где учатся мои дети, прекрасно преподается русский язык. Но для этого мы возим учителей в московские вузы на курсы повышения квалификации». По словам Владимира Стручкова, помимо поддержки развития русского языка Москва спонсирует детские экскурсии. Москвичи гостят в Севастополе, а дети русских моряков – в Белокаменной.

В кабинете директора «Дома Москвы» на стене, где обычно улыбаются в рамочке президенты, – московский мэр Юрий Лужков. Владимир Стручков считает Лужкова «менеджером от Бога». Рассказывает, что Юрий Михайлович первым помог Черноморскому флоту России в трудные времена. «Когда военнослужащий в Севастополе, капитан первого ранга, получал зарплату $16, есть им было нечего. Из Москвы привозили продукты. Крейсер «Москва» был полностью восстановлен на деньги Москвы. Лужков сумел сплотить вокруг Москвы соотечественников, живущих за рубежом». На вопрос: если бы предложили заменить портрет Лужкова портретом известного украинца, кто бы это был? – Владимир отвечает: Леонид Кучма.

Хотят ли русские идеологической войны? И вообще, чего хотят эти россияне из Севастополя? Среди тех, кто общался с «Профилем», не было никого, кто бы признавался в желании присоединиться к России, в неуважении к Украине. Но все ностальгируют по Союзу. Большинство из них, осознанно или нет, но все еще остаются гражданами СССР. Жителями еще того Севастополя. Поэтому, когда военным говорят: вы не можете оставаться в Севастополе, потому что это не ваша страна, – они обижаются и даже возмущаются. Наши не наши. Украинцы по паспорту, русские в душе. Они живут, «под собою не чуя страны», как граждане государства, которое осталось в прошлом.

Наталья Конова, «Профиль», из Севастополя
Фотограф: Фото Василия Батанова
Источник: Профиль

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама