13:3124.10.2008г.
7 и 9 октября в Севастополе произошли два чрезвычайных происшествия. Водолазы-саперы ГУ МЧС Украины в г. Севастополе уничтожили в прибрежной полосе сначала два артиллерийских снаряда времен Великой Отечественной войны советского и немецкого производства, а затем — морскую якорную мину весом 460 кг. Блестяще с опасной работой справились специалисты аварийно-спасательной части специального назначения (АСЧ СН), которыми руководит майор Олег Пискорский.
Артснаряды были подорваны в местах обнаружения — в 100 и 400 метрах от городских пляжей. Расчеты специалистов оказались верными — такой способ не угрожал жизни людей и не мог повредить городскую инфраструктуру. Мину же пришлось поднимать с помощью понтонов с дна Аполлононой бухты (а это — самый центр города, рядом железнодорожное полотно, здание военно-морского госпиталя), транспортировать на внешний рейд Севастополя и лишь там подрывать.
Впрочем, для местных жителей эти два происшествия, по сути, происшествиями не стали, севастопольцы к ним попросту привыкли. Месяца не проходит, чтобы морские и сухопутные саперы не обезвреживали разнообразные взрывоопасные предметы (ВОП) в тех или иных местах города, который, по утверждению помощника начальника главного управления МЧС в Севастополе полковника службы гражданской защиты Сергея Курочкина, занимает первое место в Украине по количеству выявляемых снарядов, бомб, мин и т. д. времени Второй Мировой войны.
Еще недавно опасной работой по очистке, в частности, всей морской акватории от ВОП занимались саперы Военно-Морских Сил Украины. Однако в 2002 году эта функция (за исключением мест базирования флотов) была передана Министерству по чрезвычайным ситуациям.
- Сначала нам было довольно сложно, - вспоминает Сергей Курочкин. - Не хватало специалистов, техники, приходилось обращаться за помощью в Керченский специальный отряд МЧС, но сегодня мы уже обладаем достаточными силами и средствами, чтобы бороться с ВОП.
Чуть больше года в структуре Главного управления МЧС в Севастополе действует аварийно-спасательная часть специального назначения, на счету которой только в этом году уже более 23 тысяч обнаруженных и уничтоженных ВОП, из них 1130 — в море. Саперы МЧС с возложенной непростой задачей справляются, обеспечивая безопасность севастопольцев.
- Аварийно-спасательная часть специального назначения — это прежде всего специалисты высокой квалификации, - продолжает Курочкин, - ядро которого составляют опытные саперы.
Например, командир отряда майор Олег Пискорский прибыл для дальнейшего прохождения службы в Севастополь из Керченского отряда специального назначения МЧС, где приобрел богатый опыт разминирования Керчь-крепости, Аджимушкайских каменоломен, прибрежного района поселка Героевское. Там в годы Великой Отечественной высаживались советские десанты и шли ожесточенные бои. Замечу, что Пискорский специализировался, так сказать, на сухопутных взрывоопасных предметах.
Морские ВОП в отряде «курирует» водолазный специалист главного управления майор Александр Калякин, на счету которого около четырех тысяч часов боевых водолазных погружений, тысячи обезвреженных снарядов, мин, бомб, торпед. Он также перевелся из Керчи, можно так сказать, - вернулся в Севастополь, потому что родом из нашего города.
Скажем, специалисты АСЧ СН включены в правительственную программу по разминированию Керчи и Севастополя от взрывоопасных предметов времени Великой Отечественной войны (программа профинансирована до 2010 года), в частности, Инкерманских штолен. И если поиском ВОП в чреве Госпитальной горы и подъеме их на поверхность занимаются специалисты «Укринжспецсервиса», то вывозят их на полигон и уничтожают – пиротехники, которыми командует майор Андрей Галаза. А эта работа не менее опасная и кропотливая.
Что касается разминирования в прибрежных водах, то молодые водолазы-подрывники отряда, которыми руководит майор Алексей Тяк, а курирует – майор Александр Калякин, уже приобрели достаточный опыт в этом деле. Например, в августе 2008 года в прибрежных водах в районе города Саки саперы обезвредили около одной тысячи единиц 20-мм и 37-мм снарядов.
- Пришлось выезжать на место дважды, - вспоминает Александр Калякин. – Дно, где компактно лежали боеприпасы, очень заилено, работали буквально на ощупь. Но когда мы получили всю информацию, то сначала подорвали скопления ВОП, а затем очистили дно от тех снарядов, которые уцелели.
Пришлось также морским саперам, кстати, в самый разгар курортного сезона, выезжать в поселок Орловка и также в прибрежной зоне моря подрывать на месте две советские фугасные авиабомбы ФАБ-100, предварительно «зачистив» пляж от отдыхающих.
Делясь планами водолазов-саперов, Александр Калякин говорит:
- В рамках правительственной программы перед нами поставлена задача по разминированию бухты Казачья. Сделать это будет непросто…
Действительно, сегодня специалистам известны, по меньшей мере, 94 различных по мощи и начинке взрывоопасных предмета, которые покоятся на различных глубинах. Особую опасность для горожан и гостей Севастополя представляют химические боеприпасы, которые составляют половину всех ВОП. Уничтожать на месте их нельзя. Следовательно, нужно поднимать, вывозить в места утилизации. Однако, считают специалисты, четкой методики на этот счет пока нет. Но кроме химических боеприпасов в бухте лежат еще 20 крупнокалиберных снарядов, 10 авиабомб и донных морских мин.
- Мы сейчас говорим о тех ВОП, места расположения которых нам хорошо известны, - продолжает Александр Калякин, - а сколько таких, которые еще не обнаружены и представляют реальную опасность для людей.
В этой связи трудно не согласиться с Калякиным, что АСЧ СН должна иметь на вооружении современные технические средства обнаружения ВОП. Например, гидролокатор бокового обзора, который позволили бы открыть тайны морских глубин.
Но справедливости ради замечу, что и сегодняшнюю техническую оснащенность отряда нельзя назвать скудной. Водолазы-подрывники имеют на вооружении современное водолазное снаряжение итальянского производства, которое позволяет им работать на глубинах до 60-ти метров. Есть в их распоряжении резиновая лодка с мощным мотором «Сузуки», рейдовый катер, американский подводный миноискатель.
- В эти дни в Керчи проходит презентация специального катера отечественного производства с современным комплектом разминирования для специалистов МЧС, - говорит Калякин, - думаю, что в ближайшее время один из таких катеров поступит в наше распоряжение.
Касаясь более дальних перспектив развития АСЧ СН, Калякин считает, что на основе части нужно создавать отряд специального назначения, который хотя бы не уступал по техническим возможностям (катера, суда, специальное оборудование) Керченскому отряду специального назначения. С таким расчетом, чтобы морские саперы могли выполнять не только разовые, так сказать, по заявкам задачи, но и более сложные.
- В севастопольских бухтах лежат затопленные в годы ВОВ объекты, которые буквально набиты различными боеприпасами, - говорит Калякин. – Для очистки их от взрывоопасных предметов необходима современная техника и средства обеспечения водолазных спусков.
Например, Калякину во время его службы в Керчи довелось участвовать в обследовании советского теплохода «Жан-Жорес», который в 1942 году перевозил боеприпасы для советского десанта и подорвался на мине в 800 метрах от причалов Феодосии. До сих пор его трюмы набиты авиабомбами, минами, снарядами. При обследовании теплохода водолазам удалось проникнуть внутрь трюмов и полностью классифицировать ВОП.
Подобных советских и немецких теплоходов, боевых кораблей и отдельных боеприпасов крупного калибра, покоящихся на дне Черного моря, насчитывается сотни. Они представляют опасность для дайверов – любителей морских погружений, коих с каждым годом становится все больше, а потому без серьезной поддержки государства в деле совершенствования технической оснащенности аварийно-спасательных отрядов специального назначения не обойтись.
Александр ЩЕРБАКОВ
Фото из архива пресс-службы Главного управления МЧС в г. Севастополе
Источник: Новый Севастополь