НОВОСТИ

2 июня 2017

Беседы о литературе: книжное обозрение №3

11:5421.01.2012г.

Платон Беседин продолжает радовать нас своими книжными обозрениями. Сегодня в «Беседах о литературе» №3:

Фредерик Бегбедер – Французский роман
Тэффи – Серо-буро-малиновая революция
Сергей Шаргунов – Книга без фотографий
Александр Табаков – Деньги, мечта и любовь
Сборник рассказов – Рассказы новых писателей

Теперь перед каждой книгой в пункте «Где купить» указаны цены и магазины, как «живые», так и электронные.

Напомним, что вышли в свет книги и самого Платона Беседина. Роман «Книга Греха» вы можете приобрести в информационном супермаркете «Атриум» или заказать на “Yakaboo”, антологию «Станция Рай», в которую вошли 5 рассказов Платона Беседина, – так же в «Атриуме» и на “Ozon”.

Возможно, у Вас есть, что сообщить о литературных новинках. Присылайте свои отзывы и рецензии, предложения и мнения, жалобы и претензии, печали и радости Платону Беседину на электронный адрес platon.besedin@yandex.ru.

Чтение спасает!

Голый король

Автор: Фредерик Бегбедер.
Название: «Французский роман».
Жанр: роман.
Издательство: М.: «Иностранка», 2010.
Где купить: сеть магазинов «Гала» - 61 грн.; информационный супермаркет «Атриум» - 68 грн.; «Кутузов» - 54 грн. + доставка; “Yakaboo” - 51 грн. + доставка; «Гала» - 37 грн.



Сотрудник министерства ада Баламут в письмах к племяннику Гнусику рекомендовал для одурманивания человека использовать обыденность. Не скажу точно, справились ли они с задачей, но удивляться и удивлять сегодня стали реже. Экспериментировать в мире торгашеской морали рискованно – могут не понять, а, значит, не купить. Поэтому когда автор ищет новые формы, это всегда любопытно.

Фредерик Бегбедер, скандалист и бонвинан, удивил. Мало кто ожидал от автора «99 франков» и «Любовь живёт три года» такой книги. «Французский роман», получивший престижную премию Ренодо, заставил поклонников вопрошать: «А Бегбедер ли это, собственно?» 

В романе нет похождений Марка Марронье и Октава Паранго; есть маленький напуганный Фредерик, выросший в неполной семье и страдающий множеством комплексов. Не зря на обложке книге вместо привычной самодовольной физиономии автора изображён портрет белокурого мальчика. 

В основе романа – реальная история. 2008 год, Бегбедер вместе с приятелями нюхает кокаин на капоте чужого «крайслера». Появляется полиция. Приятели успевают скрыться, Бегбедер нет. Его везут в участок, отбирают вещи, раздевают, ощупывают от родничка до пят и бросают в камеру. Холод скамьи, смрад нечистот. Едва ли не в первый раз вечный тусовщик и раздолбай Бегбедер остаётся наедине с собой. Больше нет кокаина, «метафоры вечного настоящего, без прошлого и без будущего», нет способа забыться. Единственное средство не сойти с ума – диктовать себе текст. Вспомнить значит понять. Бегбедер ищет ответы в своём «тепличном детстве, от которого излечиться, наверное, невозможно».

Ребёнком надменный повеса и прожжённый циник страдал от всего: от собственной непривлекательности, от постоянного доминирования старшего брата, от развода родителей. Из страданий детства вышли и страдания нынешние. Отсюда тяга к наркотикам как средству потерять память, склонность к разводам («развод всё делит на два») и неспособность любить, замешанная на чувстве неполноценности («каждая женщина, проявившая ко мне искренний интерес, - несравненная красавица»).  

Постепенно мысли Бегбедера идут от частного к общему, смысловые круги расширяются, и он думает о своей стране, Франции, утратившей былое величие и потерпевшей сплошные поражения в двадцатом веке. Сидя в камере, Фредерик вместо прилизанного цивилизованного рая видит беспощадную тоталитарную систему, ощетинившуюся полицейскими дубинками и смердящую слезоточивым газом. В ней «человек имеет тысячу прав, но у него отняли право жаловаться». Надо заметить, что для русского и украинца некоторые стоны Бегбедера могут показаться несколько комичными. Что там говорить о местах не столь отдалённых; у нас в больницах и школах обстановка куда страшнее, чем во французских тюрьмах. Да и нет никакого диссонанса с гражданскими свободами в том, что Фредерика посадили в камеру за употребление наркотиков.

Актуальность – неотъемлемая черта произведений Бегбедера. Так было с манифестом гедониста «99 франков» в эпоху фашизма рекламы и с разорвавшейся бомбой “Windows on the world” после крушения башен-близнецов 11 сентября. Возможно, пришло время осознать своё детство, а «книга позволит, как и Бегбедеру той ночью, откуда-нибудь сбежать». Да и Франция, потерявшая память, так похожа на нашу разодранную державу.

Написанное не означает, что, купив и прочитав «Французский роман», вы получите порцию розовых соплей и наивных сентенций. Бегбедер по-прежнему остёр на язык и беспощаден в суждениях. Всё при нём: и пронзительная лиричность, и циничный юмор, и точность наблюдений, и коронные афоризмы на все случае жизни. Он просто стал разнообразнее и ближе, не побоявшись обнажиться перед читателем.

Сегодня Бегбедер едва ли не самый публичный писатель Европы. Он мелькает на MTV и Fashion TV, играет диджейские сеты и снимается в порнофильмах. Всё чаще его не принимают всерьёз как писателя, а зря. Светский образ не мешает создавать ему отточенные тексты в фирменном полемичном стиле, борясь с Мишелем Уэльбеком за звание «Короля современной французской литературы».

Серо-буро-малиновая революция

Автор: Тэффи.
Название: «В стране воспоминаний».
Жанр: рассказы и фельетоны.
Издательство: К.: «LP Media», 2011.
Где купить: информационный супермаркет «Атриум» - 88 грн.; «Читайка» – 68,4 грн. + доставка.



Актуальность – один из признаков великой литературы; когда написанное пятьдесят, сто лет назад калькой восприятия ложится на существующую действительность. Читают и перечитывают произведения Чехова, Гоголя, Грибоедова, потому что до сих пор полнится земля Треплевыми, Чичиковыми, Плюшкиными, Скалозубами и Молчалиными. В таком контексте творчество Тэффи из категории «нетленок». Правда, вечные в них не образы и персонажи, а, скорее, ситуации и антураж.

Тэффи (она же Надежда Лохвицкая) несколько забыта («у нас любят хоронить, любят и умеют»). А между тем её произведениями, считавшимися знаковыми для своей эпохи, восхищались Бунин, Мережковский, Куприн и Сологуб. Скорее всего, определённая амнезия на Тэффи связана с тем, что издают её всё-таки нечасто. Тем отраднее было видеть сборник «В стране воспоминаний», выпущенный киевским издательством «LP Media».

Творчество Тэффи отличают бескомпромиссность взглядов и определений, тонкая ирония и самоирония, едкая сатира и удивительная способность подмечать любопытнейшие детали. Все эти черты авторского стиля присущи книге «В стране воспоминаний». Тэффи пишет, как танцор, переквалифицировавшийся в боксёра: одно-два изящных па, уход, апперкот, джэб, уход и снова несколько изящных па.

В книгу вошли впервые опубликованные рассказы и фельетоны 1917-19 гг., написанные преимущественно в Киеве. Время тогда было смутное, кровавое, революционное. Не жили – выживали, не дышали – сипели, не боялись – дрожали. «До того все изнылись, что стало жутко и противно встречаться друг с другом». Время, превратившее людей в едоков: все разговоры о еде, все мысли о еде. Время, когда деньги действительно превратились в бессмысленные бумажки.
Никаких пространных размышлений. Никаких метафизических выкладок. Одна сплошная стенография наблюдений, словесное препарирование времени под микроскопом иронии. Читая эти рассказы и фельетоны, я никак не мог  избавиться от мысли, что описываются современные события. Например, ситуация воссозданная в рассказе «Испанка» удивительно схожа с той, что сложилась в Украине с «птичьим гриппом».

Читать Тэффи надо дозировано. Как курочка клюёт зёрнышки. Тогда стопроцентное удовольствие гарантировано. Можно, конечно, и сразу, всю книгу целиком за раз, но уж больно хороши зёрнышки, «у каждого своя физиономия»,

Тэффи пережила «красную» революцию, мы – «оранжевую». Но никак не успокоятся. Уже и не разобрать, какая там по счёту революция, какой окраски. Всё смешалось – депутаты, люди – в одну непонятную серо-буро-малиновую кашу. И в ней порой не хватает ярких пятен. Хорошо, что найти их можно в книге. Например, в такой как сборник Тэффи «В стране воспоминаний».

Фото на память

Автор: Сергей Шаргунов.
Название: «Книга без фотографий».
Жанр: роман в рассказах.
Издательство: М.: «Альпина нон-фикшн», 2011.
Где купить: «Город книг» – 120 грн.+доставка; «Книгоград» - 92 грн.+доставка.



Мемуары пишут либо гуру и старцы, либо те, кому больше нечего сказать. Сергея Шаргунова, скорее, можно отнести к первым: ему всего тридцать один год, но он уже стал лицом «нового реализма». Его последнее произведение «Книга без фотографий» можно принять и за подведение итогов в преддверии кризиса среднего возраста, и за монолог на сеансе психотерапевтии, и за увлекательный автобиографический роман в рассказах.

В девятнадцать лет Сергея опубликовали в «Новом мире», в двадцать он выиграл конкурс «Дебют». Повестью «Малыш наказан» Шаргунов пробил кованные снобизмом ворота русской литературы. Сейчас Сергей Шаргунов автор бестселлеров, известный политик и публицист.

Насыщенная биография автора отображена в «Книге без фотографий». Сергей Шаргунов запротоколировал свою жизнь. Казалось бы, легче простого. Но, во-первых, как сделать это талантливо, а, во-вторых, где набрать столько материала? Алхимиком от литературы может быть не каждый; Шаргунов может. На первый взгляд, Сергея в книге слишком много. Отторжение культа личности начинается с обложки, где красуется лицо автора, выполненное в стилистике ранних, «адмаргинемовских» книг Сорокина, и усиливается по мере чтения авторской рефлексии, которой он упивается, абзац за абзацем вспоминая жизнь: детство в семье священника, пьющих родственников, первую «фальшивую влюблённость», правильную женитьбу на строптивой Анне, подарившей сына Ваню, и преследование из-за активной политической позиции. 

Но «Книга без фотографий» и не о Шаргунове вовсе. Нет, конечно, он присутствует на фотографиях, но лишь на втором плане. На первом же – прошлое, относительно далёкое и совсем недавнее. Шаргунов передаёт читателю эпоху. Так же, как можно изучать Францию по книгам Флоберам, так же и Россию, Чечню, Киргизию пусть и фрагментарно, в переломные моменты, но можно будет воссоздать в воображении благодаря «Книге без фотографий». Сергей Шаргунов вырывает читателя из липких лап менеджеров, извращенцев, рекламистов, наркоманов и алкоголиков, заполонивших литературу. Возможно, поэтому Дмитрий Быков, чей отзыв помещён на обложке, назвал «Книгу без фотографий» самой сильной у автора. 

Шаргунов, «считавший с детства, что мало с кем можно говорить откровенно», вдруг решил говорить, и собеседниками стали его «новые товарищи – читатели», «кто дальше – тот ближе». Полноценного разговора, конечно, не получилось, а вот монолог удался, потому что «главное в человеке - это ощущение», и от писателя Шаргунова оно остаётся положительное.

Вниз – вверх, орудуя молотом

Автор: Александр Табаков.
Название: «Деньги, любовь и мечта».
Жанр: стихи.
Издательство: Севастополь: «Стрижак-пресс», 2005.



Утверждение о том, что поэзия всегда «над-» весьма расхоже. Надтерриториальна, например. Или надгробна. Поэты, как перистые облака, всегда в высших сферах, среди небожителей. А вот поэзии не «над», а «для» стало мало.

Стихи севастопольца Александра Табакова – соединение мирского и поэтического. Автор не стесняется обнажиться перед читателем. Он не прячется за слоистыми облаками слов и сравнений, не придумывает себе прописку в Дельфах. Табаков пишет о людях, для людей и среди людей.  Если отбросить очередное «над» применимо к гендерному признаку, то можно сказать, что это сугубо мужская, я бы сказал, пацанская поэзия. Местами суровая, местами прямая, местами ироничная, и, конечно же, насквозь промокшая от скупых мужских слёз, а потому выплаканно-лиричная.

Сборник Александра Табакова называется «Деньги, любовь и мечта». Именно они, по мнению автора, управляют миром. Название сборнику дала одноимённая поэма, где подробно описываются и деньги, и любовь, и мечта. В своей подробности автор подчас переусердствует, сбиваясь на нравоучительные нотки, из-за чего стихотворение превращается в морализаторство, что, в свою очередь, неизбежно ведёт к потере ритма и тяжеловесности слога. Гораздо лучше Табакову удаются те строчки, где он без пространных размышлений делится с читателем своим жизненным опытом. Получается практическая инструкция по применению, которую любопытно читать.

Открывает же сборник Табакова отрывок из недописанной поэмы, начало которой, перефразируя Ницше, выдержано в духе «стихосложения молотом». Строчки здесь упругие, темп выдержанный, акценты расставленные. Жаль, что где-то в середине поэмы Табаков сбивается, перестаёт держать ритм, и это портит общую картину, хотя в начале автор утверждал, что сочинение поэм – элементарное занятие.

Сочинить поэму – для меня дело плёвое.
Набрал кучу слов на листке, и связал их рифмою.
Но чтоб получилось действительно что-то путёвое,
Правило первое: стих поначалу должен иметь форму рыхлую.

Предсказуем мужской аналог «плача Ярославны» - цикл «Жалейки». Зато приятно удивляют иронические стихи, которые Александру Табакову удались, пожалуй, лучше всего. Возможно, автор играл в студенческую игру «Крокодил», а если играл, то наверняка был одним из лучшим, потому что с ассоциациями у него неплохо. Показателен в данном контексте сатирический цикл «В мире животных», где типажи людей удачно переданы через звериные аналогии. Очень легко и живо.

Зависть, предательство, ложь –
Реальность жизни так зла.
Истина остра, как нож:
Есть капуста – жди козла.

В коротких стихах Табаков держит ритм «молотом по наковальне», избегая диссонирующих с общей лексикой слов, либо патетичных, либо жаргонных. В  результате рождаются простые, но весьма симпатичные строчки, как, например, в «Поэме дыне».

Не рвал я на теле рубах
И не впадал в уныние,
А просто хотел подержать в зубах
Кусочек сахарной дыни.

В целом, не думаю, что поэзия Александра Табакова удивит знатоков дактилей, ямбов и хореев неожиданностью ходов и рифм. Сомневаюсь, что снобы и эстеты наморщат лбы и искусают в кровь костяшки пальцев, пытаясь понять скрытые аллюзии автора. У данной поэзии другая задача и цель – она создана, чтобы рождать в поэтических обывателях эмоции, принося то самое очищение через возвышенное. Это спуск музы к читателю на землю и принятие ею человеческого обличья; долгий трудный спуск. И куда более быстрый и приятный подъём читателя в высшие атмосферы.

Зеркало мира

Авторы: Л. Арбузова, В. Лабецкий, Р. Богословский и др.
Название: «Рассказы новых писателей».
Жанр: сборник рассказов.
Издательство: М.: «DixiPress», 2011.
Где купить: “Ozon” - 201 руб. + доставка.



Молодым писателям сегодня как никогда сложно. За двадцать лет независимости писательство стало одной из самых низкооплачиваемых профессий в стране. Читают люди мало и всё чаще поговаривают, а нужны ли книги в принципе. Но сложнее всего авторам потому, что пишут сегодня едва ли не все. В этом потоке графомании талантливые ручейки обнаружить сложно. Сделать это - призваны литературные конкурсы.

Внимания заслуживают те, которые дают молодым авторам реальную поддержку. Например, конкурс «Новые писатели», который организовало литературное агентство с одноимённым названием. По итогам конкурса был  издан сборник «Рассказы новых писателей». Территориальная представленность в сборнике обширна: от Сибири до Чёрного моря.

Много социальной прозы. Например, рассказ Николая Культяпова «Табуретка», где главный герой, сельский парень, вынужден добывать себе пропитание на городской свалке, на которой идёт кровавая битва за территорию. Противостояние человека и социума хорошо показаны в рассказах Марины Балуевой «Здесь не страшно, здесь мой дом» и Марии Гринберг «Мастера».

Волнуют новых писателей и вечные темы. Борхес видел всего 4 основных сюжета для писателя. Любовный занимает среди них почётное место. Так как писатели новые, то и взгляд на любовные переживания у них свой особенный. Как, например, в экзистенциальном рассказе Лены Ланских «Прожить апрель». 

Разным сборник вышел и стилистически. В нём тексты, выдержанные в классических традициях, соседствуют с эпатажным постмодерном. В контексте шокинга наиболее показателен рассказ Романа Богословского «Весенний педикулёз», по атмосфере схожий с творчеством раннего Владимира Сорокина. Два бомжа встречают чудное весеннее утро, но неожиданно одного из них атакуют вши. Изнутри. Заливание соляры в качестве спасения не приносит успеха: вши побеждают. 

Особого внимания заслуживают те рассказы, в которых авторы исследуют детское сознание, взаимоотношения ребёнка и мира. Можно выделить «Сказку на ночь» Лизы Арбузовой и «Я живу на солнечной стороне» Василия Лабецкого. Последний, кстати, выиграл конкурс, получив приз в 25 тысяч рублей. Перед нами история маленького мальчика, который живёт в обычной семье и очень любит поговорить со своим дедушкой. Казалось бы, что такого? Но дедушка давно мёртв. Василий Лабецкий автор совсем молодой, а вот рассказ у него вышел взрослым, профессионально сработанным. В нём есть и увлекательность сюжета, и хороший слог, и неожиданная концовка, и порция сентиментальности.

Конечно, объективно назвать сборник «Рассказы новых писателей» шедевром русской словесности нельзя. Авторы молодые, находящиеся в процессе становления. Однако по содержанию сборник получился очень приличный. Авторы довольны публикациями, читатели – хорошими текстами, агентство – новыми именами. Кстати, конкурс «Новые писатели» стал ежегодным.

Сборник «Рассказы новых писателей» - отличный пример того, каким разным может быть восприятие мира. Уверен, каждый читатель найдёт в нём что-то своё, найдёт того автора, который говорит с ним на одном языке. Найдёт и уже не расстанется. 

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама