Небывалый ажиотаж среди севастопольцев вызвало событие, которое организовывается в стенах Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого уже во второй раз. 18-го мая, когда мир 36-й год подряд отмечает Международный день музея, оные открывают для посетителей свои двери во внерабочее время. В 1997-м году впервые инициированная акция Европейской ночи музеев прошла в Берлине, а весной 2002-го новая традиция добралась и до стран СНГ.
Определив тематику севастопольской «Ночи в музее» и, именовав ее «Сила света», галерея представила своим посетителям диаметральные вариации извечных вопросов противостояния света и тьмы, оборудовав под свои концептуальные замыслы три зала. Ошибочно недооцененная тяга масс к искусству обнажилась еще на подходе к музею. Жаждущим ценителям пришлось потратить немало сил и терпения, чтобы преодолеть неиссякаемый людской поток перед входом без ущерба для желания приобщиться к вечному и прекрасному, попутно созерцая фотографии в стиле фризлайт, подготовленные и размещенные с внешней стороны, видимо, специально для коротания долгих минут ожидания.
Итак, первый зал: на первый взгляд ничего необычного. В хорошо освещенной комнате разместилась экспозиция под названием «Рассветы. Закаты». Полотна русских живописцев, датированные 18-20 веками, а также картины западноевропейских мастеров 17-19 столетий делят пространство со сплетениями чувств, обрамленными в ровные растянутые строфы, повсеместно признанных гуру стихотворного жанра, как отечественных, так и зарубежных.
Все это в сопровождении отрывка «Рассвет на Москва-реке» из оперы великого Модеста Мусоргского. Три формы воздействия, объединенные общим лейтмотивом, одновременно обрушиваются на вечернего гостя - Айвазовский и Куинджи, Верлен и Бунин, изменчиво-многосложный Мусоргский. Переходящие, возникающие в воображении образы мгновенно трансформируются в ощущаемое почти висцерально внутреннее впечатление. Эмоциональный портрет архитектурных форм сознания, спроектированных посредством органов чувств.
Дайте художнику простор хоть бы и в рамках одного обширного мотива, и вы получите масштабное исследование изучаемого предмета в воздействии и взаимодействии, к примеру, мультимедиа, бумаги и пластика. Это уже следующая остановка в емкой экспозиции СХМ им. М. Крошицкого. В нынешнем внутримузейном маршруте это помещение обходится без освещения, что, однако, честно обосновано самобытностью инсталляций.
Настенная кинопроекция модерна, мини-репродукции известнейших картин кистей общепризнанных мастеров жанра портрета, пейзажа, натюрморта. Массивный калейдоскоп, выводящий разнообразные симметричные вышитые крестом узоры. Черная комната с видеокамерой внутри, которое выводит изображение на экран телевизора, расположенный рядом. Гвоздь программы – несколько больших разноцветных однотонных листов бумаги. Кажется, что они пусты, но на самом деле на них бесцветными чернила записано размышление-исследование, собственно, о силе света, но все это предстанет перед вами только под лучами ультрафиолета.
Второй этаж с предоставленной на обозрение подборкой из шести картин, которые специально ради сегодняшнего события достали из фондов музея – заключительная часть организованной в Севастополе в рамках Европейской ночи музеев выставки. Это полотна мастеров венецианской, голландской и неаполитанской школ живописи.
Говорим ли мы о традиционных храмах искусства, целиком и полностью пронизанных духом минувших эпох с каплей горького сожаления, которые во имя сохранения вечных ценностей, не исключают из перечня целей воспитание благородного в сердцах новейших поколений. Или же о модерновых коллаборациях злободневного контемпорари арта, пропитанных дерзкой претенциозностью искусственных материалов. Ответ очевиден и бесспорен - обе инстанции имеют место быть последними для каждого отдельного его «потребителя». Дискуссия о количестве смыслов обречена на провальный финал – целевая направленность и значимость неравноценны. Вопрос лишь в восприятии. «Сила света» в Севастопольском художественном музее – тот же вопрос восприятия. И вопрос остается открытым для всех лицезревших это.