21:1904.10.2009г.
Развешенные черно-белые фото дамы испанской внешности, хаотично подвешенные на лесках цветные стекла, «легкие» абстракции, закрепленные прямо на древнегреческих камнях и другие «ассоциативные и аллегоричные объекты» – такой вчера предстала перед участниками завершающегося сегодня в Севастополе международного фестиваля современного искусства «Антика и Авангард» знаменитая 900-метровая улица Херсонеса. Финальная инсталляция завершала десятидневный арт-форум.
Дама, ошибочно классифицированная журналистом как испанка, на самом деле, в соответствии с замыслом харьковчанина Олега Сотника, должна была быть гречанкой.
-- Через эти фото я хотел дать зрителю возможность постичь некие античные человеческие черты, -- пояснил фотохудожник. – Сам проект называется «В поисках Клеопатры». Он заставляет задуматься, например, над тем, появится ли у поколения 21 века своя Клеопатра, и каким будет идеал женственности в 20-е годы наступившего тысячелетия…
Глядя на красивые фото Сотника, ловишь себя на мысли, что нынешний мир во многом вторичен, грязен и суетен, по сравнению с миром античным. И хотя наступление «урбана» -- процесс объективный, женственный идеал века 21-го, которым озадачился харьковский фотохудожник, аскетов и романтиков может явно разочаровать. Впрочем, все относительно. И то, что духовным считалось «тогда», сегодня, в век хай-тека, считается уже наивным. Увы…
Выпускница факультета изобразительного искусства Высшей школы Ганновера Хелена Гайкалова, что приехала на фестиваль из Германии, явно знакома с хай-теком, но видно, что в творчестве он ей чужд. Легкую абстракцию в виде акварельных разводов на ватманском листе Хелена лаконично комментирует: «Таким я увидела Херсонес…».
В разговоре с журналистом «НС» Хелена сказала, что старается не смотреть (и таки не смотрит) ТВ, а увлечена творческим процессом. При этом она задумывается над противоречиями, имеющими место быть в истории человечества, которое, по словам Хелены, многое реальное подменило мифами и измышлениями. Эта мысль и воплощена в инсталляциях предложенных немецким автором. По словам художницы, отдавая должное вымыслу, важно не упускать суть и не подменять понятия. А еще, как заметила Хелена, отсутствие в ее жизни атрибутов современности не ранило бы ее так, как «опусташенно» она могла бы себя почувствовать, потеряв возможность творить…
-- И я счастлива, что могу творить и могу беседовать об этом с единомышленниками, -- заключила гостья из Германии.
Кто вот точно удивил на Херсонесе, так это архитектор Анастасия Панасюк из Ростова-на-Дону. Ее проект «Композиция. Свет» привлек всеобщее внимание: зрители смотрели не только на развешанные на лесках цветные стекла, но и на цветные тени, что падали на древние камни. Тени и блики, по мнению Насти, это единственно корректные способы инсталляции в таком историческом памятнике, как Национальный заповедник «Херсонес Таврический».
Интересно, что блики, падающие от стекол, двигаются по предварительно рассчитанной автором траектории, зависящей от траектории солнца.
-- Световые прямоугольники рифмуются с формой камней, кладкой стен, заимствуя их рельеф и фактуру, -- пояснила Анастасия Панасюк свою задумку. – И вот пройдя некий путь по стенам, эти прямоугольники складываются в отражения окон, знакомые жителям городов. Получается своего рода проекция на античные сены уже современных окон, что создает иллюзию обитаемости древнего города….
По мнению опытных искусствоведов, пришедших на Херсонес, эти и другие инсталляции, украсили фестиваль «Антика и Авангард», который, по мнению специалистов, продемонстрировал довольно большой спектр современного актуального искусства: живопись, графику, фотографию, объекты, инсталляцию, перформанс, театр, и арт-видео.
Александр Пархоменко
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь