14:5502.04.2009г.
Эти слова, произнесенные вчера вечером директором Центральной библиотечной системы Севастополя Тамарой Эссин в стенах знаменитой литературно-музыкальной гостиной (библиотека им. Л. Н. Толстого), как нельзя лучше проиллюстрировали отношение к литературному классику многих севастопольских интеллектуалов, проникнувшихся жизненной драмой Николая Васильевича Гоголя, 200 лет со дня рождения которого в эти дни широко отмечается мировой общественностью.
Не удивительно, что в севастопольской ретро-гостинной 1 апреля было негде упасть даже яблоку. В круглом помещении, при помощи портьер и подсвечников стилизованном под типичные русские гостиные 19 века, что называется, битком уместились и ведущие вечера, и небольшой украинский вокальный ансамбль «Чарівниця», и зрительский «амфитеатр». Просто удивительно, как в тесноте еще нашлось место роялю, звуки которого (а также баяна) то и дело очень уместно, а главное ─ гармонично, вплетались в лейтмотив литературно-музыкального действа.
Общую тональность 200-летнего «путешествия назад во времени» задали работник читального зала центральной севастопольской библиотеки ─ библиограф Алефтина Богодухова и актер театра им. Лавренева народный артист России Виктор Васильев-Юмин. Живо, с профессиональной дикцией рассказывая про главные этапы в биографии Гоголя, этот тандем заставил сопереживать полсотни зрителей так, как будто этим вечером вспоминали биографию не иначе как родственника каждого из присутствующих в гостинной. В таких искренних эмоциях, казалось бы совсем чужих потомков, отчасти «виноват» сам Николай Васильевич, проживший яркую, но короткую и очень драматичную жизнь ─ жизнь, где в рецензиях на его дебютные работы имела место быть хлесткая критика, где рвалась наружу искренняя поддержка и признание «инакомыслящей» молодежи, где исходило желчью осуждение чиновников, узнавших себя в сюжете «Ревизора». В этой ─ гоголевской ─ жизни было много разного и несовместимого: восхищение Родиной, ее ночами и народом, такое желанное признание Пушкиным, страшный эмоциональный удар от известия о неожиданной гибели русского гения, длительный поиск душевного уюта в Европе и болезненное восприятие фиаско, вызванное собственной несостоятельностью написать второй том «Мертвых душ» так, как это удалось сделать в томе первом.
Вспомнили этим вечером и поездку Гоголя в Иерусалим. Как известно, жажда тихой встречи с Иисусом на деле для писателя обернулась «шумной» картиной паломнической суеты, отчего Николай Васильевич разочарованно сравнил Голгофу с ярмаркой.
В этот момент литературного экскурса религиозный поиск гения озвучила «Молитва» в исполнении Ольги Панасенко. Тягость же жизненных гоголевских потерь в романсе «Тени минувшего» проиллюстрировала вокалистка Светлана Соловьева. Зрители сопереживали. У кого-то налилась слеза, а одна дама в шляпе умиленно закрыла глаза. Это было трогательно и очень лично. А как по другому, если на последние дни жизни Гоголя пришелся пик душевных и физических страданий? Именно тогда, за считанные до смерти дни, писатель сжигает второй том «Мертвых душ». И вот ─ смерть, похороны, вынужденное перезахоронение, запутанная и, к слову, так и неоконченная история с похищенным из могилы черепом гения ─ такое трудно придумать в приторном Голливуде. Такое присуще только «самородку», смерть которого, по мнению организаторов вечера памяти, послужила началом настоящего бессмертия литературного гения. Как метко заметила в конце вечера директор главной севастопольской библиотеки Тамара Эссин: «Гоголя будут читать и через столетия, как продолжают читать и поныне античную классику».
И видимо не случайно книжная экспозиция, развернутая в читальном зале библиотеки получила название «Гений - это не дар, а путь...»
Александр ПАРХОМЕНКО, «Новый Севастополь»
Фото автора
Источник: Новый Севастополь