История празднования Нового года – на страницах изданий Президентской библиотеки
14:1423.12.2014г.
В преддверии Нового года Президентская библиотека представила на своём портале раритетные издания и богатый иллюстративный материал, раскрывающие историю новогодних праздников. Материалы находятся в открытом доступе, поэтому с малоизвестными подробностями праздничных традиций и древних обычаев встречи Нового года может ознакомиться каждый желающий.
Всеми любимый праздник Новый год ведёт давнюю историю. Раньше люди по-иному отмечали этот день и совсем не в зимнее время. Как написано в книге Ивана Божерянова 1894 года «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу»: «Предки наши до Петра I не начинали года с января месяца, который ничем не отличался у них от других месяцев, кроме названия». А назывались месяцы в ту пору согласно временным явлениям природы. Например, январь – просинец, февраль – сечень, март – сухий, май – травный, октябрь – листопад, декабрь – студеный. Гражданский год начинался с 1 сентября.
До 1700 года празднование Нового года проходило в обязательном порядке с патриархом. Об этом говорится в той же книге Ивана Божерянова: «Царь Иоанн и Пётр Алексеевич встречали новый 1698 год следующим образом: на Кремлевской площади сидели оба царя, на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ. Патриарх взошел на возвышение, кропил их и весь народ святою водою, давал Государю целовать крест и желал долголетия и счастливого царствования. Затем обращался к народу, поздравлял с новым годом и просил Божьего благословения во всех добрых делах. Народ отвечал: «Аминь. Аминь». В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю, а потом постановил начать год с 1 января 1700 года.
Специальным указом Пётр I повелел: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия». Тогда же появилась традиция украшать дома, основные улицы города, а главным новогодним атрибутом стала наряженная ель. Кроме того, Пётр Великий в новогоднюю ночь повелел проводить различные праздничные мероприятия. «В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни…» – написано в книге Сергея Князькова «Картины по русской истории».
В раритетной книге Александра Корнилова «Новый год в 1724 году», доступной для читателей на портале Президентской библиотеки, есть подробные описания встречи Нового года в Петербурге. «В 12 часов Герольды и ночные сторожа… возвещали на всех улицах полусонным жителям столицы звуком труб и громкими песнями окончание старого и наступление нового года. С появлением утра начинались поздравления». Так началось и 1 января 1724 года: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправились в крытых санях из Зимнего дворца в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни… Во время молебствия гром пушек с Петропавловской крепости и выставленный на одном из ее бастионов желтый флаг с двуглавым орлом, державшим в лапах четыре моря, возвестили жителям о начале праздника». 1 января духовенство, послы и бояре приглашались на праздничный обед к царю. Народ же пировал на площадях перед дворцом и угощался выставленными ему яствами. За царским столом гремела музыка и пели придворные и патриаршие певчие. Вечером царь объезжал главные улицы и поздравлял народ с Новым годом.
Люди активно поздравляли друг друга и в письмах. В фонде Президентской библиотеки собрано большое количество поздравительных посланий с Новым годом. Тёплые пожелания и добрые слова в адрес родных и близких можно прочитать в сборнике «Новейший всеобщий и полный секретарь, содержащий новое, полное и основательное наставление, как сочинять всякого рода письма, с приобщением многих лучших примеров, и состоящий в четырех частях» 1801 года выпуска.